|
Под песню вагонных колес
16.03.2019 / Газета: Одесские известия / № 20(5143) / Тираж: 18937
Перед встречей с гостем редакции, по укоренившейся творческой привычке, вспоминаю песни о его профессии. Коль он артист, то первыми приходят на память слова: «Не смейся, паяц, над моею разбитой судьбою». Если спортсмен, то: «При всякой неудаче умейте давать сдачи, иначе вам удачи не видать»; когда фронтовой разведчик, то – «Не думай о секундах свысока…». Досье «ОВ» Владимир Петрович Паламарчук. Родился в селе Березна, Винницкой области. После окончания 8 классов средней школы поступил в ПТУ № 10 г. Хмельника. Получив специальность водителя-механизатора, трудился комбайнером в родном колхозе. В 1983 г. был призван в армию. После окончания учебного подразделения выполнял интернациональный долг в Афганистане. В боях был ранен, контужен, до сих пор носит в теле осколок от мины. За мужество и отвагу удостоен ордена Красной Звезды и других наград. Участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Проходил службу в Группе советских войск в Германии старшиной инженерно-саперной роты и командиром разведвзвода. С 1991 г. трудится проводником пассажирского вагона. А теперь, в ожидании проводника пассажирского вагона, со светлой грустью о давней юности, вспомнилось: Сиреневый туман над нами проплывает, Над тамбуром горит полночная звезда. Кондуктор не спешит, кондуктор понимает, Что с девушкою я прощаюсь навсегда. И когда секунда в секунду по назначенному времени (поезда редко опаздывают) появился светлоглазый, улыбчивый Владимир Петрович Паламарчук, первый мой вопрос был таким: - Какая у Вас, дорогой наш гость, любимая песня? Ожидал, что услышу что-то из железнодорожного фольклора, типа – «оно совсем не тесное купе четырехместное, мы испытали это на себе». Или – «а поезд шуцен-муцен-фуцен-пуцен-первкрацен-первернуцен…». А в ответ прозвучало: - Поцелуй меня, удача, а захочешь – обними… - Вы себя относите к удачливым? Поразмыслив, гость утвердительно изрек: - Можно сказать, да. - Чем подтвердите? - Афганом. Два года отдубасил. Ранило, контузило. Но выжил. Как поцелуй госпожи удачи — до сих пор сидит в губе осколок. - Подтверждение весомее весомых. - Еще об одной, на всю оставшуюся жизнь незабываемой удаче, скажу. Это встреча с Иваном Петровичем Колесниченко. Он тогда был проводником плацкартного вагона, в котором я ехал в Одессу поступать в мореходку. Разговорились, Иван Петрович спросил, где буду ночевать. Я ответил, что на вокзале ночь перекемарю, а там видно будет. Он улыбнулся и тоном, не терпящим возражений, заявил: для начала заночуешь у меня. Так и сталось. А утром познакомился с его доченькой, Лилей. Она десятый класс заканчивала. Ну, и приглянулась мне – одно очарование. Через три года сделал ей, уже студентке, предложение руки и сердца. С тех пор и живем в мире и согласии. Трех деток нам Бог послал. - А в мореходку поступил? - Да. Главстаршиной даже назначили. И тут мне предложили пойти на сверхсрочную. Я согласился. В Группе советских войск в Германии служил старшиной инженерно-саперной роты. Командовал взводом, уже будучи прапорщиком. Приехал в Одессу, а тесть говорит, мол, бросай ты свое военное дело, у нас проводники требуются. Плечо подставлю. Теперь видишь, какое время, нужна постоянная работа. Люди всегда будут куда-то ездить зачем-то. И вот уже двадцать шесть лет качаюсь в вагонах. Сутки – дома, двое-трое – в пути. - Такой график ведь не всем под силу. Одна только вибрация чего стоит, она – как для шахтера отбойный молоток. - Так, так. Не случайно медики проверяют щепетильно состояние здоровья будущих проводников. - А как Вы осваивали новую специальность? - Закончил профильные курсы. И там убедился, в том числе и на практическом цикле обучения, что проводник не только проверяет билеты, раздает белье и разносит чай. У него и других забот невпроворот. - Например. - В первую очередь я отвечаю за безопасность людей. И это, как говорила нам мудрейшая из мудрейших наставников Седа Саркисовна, главное. Я должен уметь оказать первую медицинскую помощь. С меня строгий спрос не только за своевременную посадку и высадку пассажиров, а и за техническое, санитарное состояние вагона, исправность оборудования приборного отсека. Вменили даже контролировать ход колес. Уборку приходится делать. Не буду вас утомлять, Виктор Иванович, как-нибудь вручу памятку проводнику. - Да и этого достаточно, чтобы понять — именно проводник перво-наперво представляет лицо железнодорожного ведомства. - А как же иначе. Ко всему прочему, он должен быть вежлив, улыбчив, проворен, смекалист, аккуратно одет и уметь находить общий язык с недовольными чем-то пассажирами. - И чем же чаще всего недоволен его величество пассажир? - На что посмотрит, тем и недоволен, — говорит Владимир Петрович. И, загибая пальцы, перечисляет: сосед занял много места багажом, не открыты окна и дышать плохо, машинист сильно дергает, полка узкая… Даже если что-то забыл взять с собой, его недовольство задевает и проводника. - Кстати, о полках в вагонах нашего производства. Они, действительно, рассчитаны на пассажиров легкой категории и ниже среднего роста. От этого многим радости мало. - Да, это так. Те, еще немецкого образца, вагоны купейные, на более удобоваримые и выносливые. Но, маємо те, що маємо. - А как обстоят дела с карьерным ростом? Четверть века без продвижения, так сказать, топтание на одном месте. - Почему? Начинал вторым проводником в плацкартном. Потом в купейный перевели. Теперь вот в спальном сам себе хозяин. Так что рост есть. - Ну, а почему бы в бригадиры не пробиться, в начальники поезда? - Вы знаете, что есть так называемые домоседы. Я отношусь к ним. Мне интересно проводничество и на том стоял, стою и стоять буду. - А как же с зарплатой? Устраивает? - Говорят, денег всегда не хватает. Я живу по принципу – что заработал, то и мое. - Ну, а какие-то другие источники пополнения бюджета бывают? Скажем, «зайца» провез, передачу доставил кому-то за определенную мзду. - В спальном вагоне такое исключено. Тем более, в поезде дальнего следования с пересечением границы двух государств. Можете поинтересоваться этим у проводников других вагонов. Но однажды я, так сказать, согрешил, помог мужчине. Он попал в беду, оказался без копья. На всякий случай выписали квитанцию у бригадира, но тот сказал, что никакого расчета и не ждите. Когда «зайца» встретили в Москве друзья, предложили взять деньги. В четыре раза больше стоимости билета. Был соблазн взять, но что-то отвергло его. «Ты же рисковал, возьми», — сказал «заяц». А я ответил: «Но ведь риск, брат, благородное дело». - А сколько стоит билет в «СВ» до Москвы? - Восемь тысяч гривен. - Офигеть можно. - Для элитных пассажиров это вполне по карману. - Каких-то знаменитостей перевозил? - Хоть пруд пруди. И космонавтов, и киноартистов, и певцов, и танцоров. - Кто особо запомнился и чем? - Один певец, из этических соображений не буду называть его имя, изрядно подвыпил в купе. Среди ночи захотел добавить. Причем, водки. Объяснил, что этим пойлом не торгую. Тогда он пошел в поиск по купе. Еле угомонил голосистого. А вот космонавт Георгий Гречко запомнился своей вежливостью, скромностью. Максим Галкин с его знаменитостью оказался для меня доступным, вел себя скромно. Константин Меладзе был не очень общительным, как и Валерий Леонтьев, но претензий не предъявляли, как и две Веры – Васильева и Брежнева. Многие звезды кино и эстрады охотно фотографировались со мной, благодарили за проявленную о них заботу. Вера Брежнева недавно побывала в Париже моделью, перед зеркалами покружилась. - Да, Владимир Петрович, ведь я забыл уточнить, в каком поезде Вы несете теперь свою железнодорожную вахту, и как попали в руководители престижного спального вагона? - Поезд «Одесса – Москва», двадцать четвертый. А доверили мне «СВ» двенадцать лет назад не случайно. При сдаче составов проверочной комиссии мой вагон часто отмечали в лучшую сторону. Вот начальство и заприметило меня. - Так сказать, без коррупционных схем? - Афганцы таким «промыслом» не занимаются. - Извините, но я из добрых побуждений коснулся коррупции, ведь она процветает во многих сферах нашей жизни. А скажите-ка, на границе теперь подолгу стоит состав, и чувствуется ли враждебное отношение российских таможенников к гражданам Украины? - Я такого не замечал. А задержки бывают, если кто-то провозит в багаже что-то запрещенное или сверх нормы. Та же лишняя бутылка водки, вина или пачка сигарет могут стать поводом для выяснения обстоятельств. Поэтому я, раздавая декларации, напоминаю людям о строгом соблюдении установленных норм провоза багажа, денег, продуктов питания. - Чьи таможенники придирчивее, наши или российские? - Они не придирчивые, а требовательные. Правда, иные, в некоторых сменах, заставляют делать то, что обязаны сами делать. Приходится подчиняться, чтобы не усложнять ситуацию. - А как с охраной поезда? - К сожалению, у нас, по сути, сократили транспортную милицию, и проводникам самим приходится выполнять охранные функции. А после пересечения границы российские полицейские сопровождают поезд до конечной станции. На обратном пути – до границы. - По логике, воровства больше на нашей территории. - Можно сказать, что так, но и российские бандиты активничают. Особенно в вагонах, где проводниками женщины. Любители наживы угрожают им, если они будут поднимать тревогу. А жулья хватает сегодня. Поэтому всегда напоминаем пассажирам о бдительности. - Что еще посоветуете им? - Внятно объяснить таможенникам причину поездки, не «мэкать и не бэкать» при этом. Не забывать документы и не передавать их провожающим. Бывает, что они предъявят их проводнику, а отдать хозяину забывают. А потом, сами понимаете, что происходит. Особенно тщательно надо проверять наличие документов на детей. И не забывать вещи. Однажды ехала парочка с роскошным попугаем Ара. Вышли в Москве, а питание для него забыли. Доставили его аж следующим рейсом. Забывают телефоны, барсетки. Иные пассажиры не оформляют багажные квитанции на животных, не следят за ними в пути. Когда из перевозной клетки вылезла кошка, ее ловили всем миром. Она, перепуганная, по соединяющим трубам перебегала из купе в купе. - Сколько километров одолели под песню вагонных колес? - Не подсчитывал. Но обобщенно можно сказать – тысячи тысяч. - А каково было впечатление от первой поездки по стальным рельсам? - Многое стерлось из памяти, а вот это из нестирающегося. Мы приехали в Белгород-Днестровский к родственникам. Мама поставила чемодан на перрон и начала меня облагораживать. Инвалид на костылях сказал: «Женщина, не бросайте так чемодан, уведет жулье». Мама посадила меня на чемодан и сказала: «Посиди минуточку, я узнаю, где автобус стоит». Когда рядом со мной остановились двое мужчин, я спросил: «Вы что, пришли увести наш чемодан, жулье?» Они так искренне смеялись, что до сих пор не забываются. - Что все-таки труднее всего для Вас, как проводника? - Всегда быть приветливым. - По пути следования много вокзалов. Какие из них Вам нравятся по-особому? Владимир Петрович призадумался, покачал головой и ответил: - Пожалуй, Жмеринка узловая и Казатин. Там здания оригинальные, памятники архитектуры. Только в Украине такие видел. - К слову, какое хобби у Вас? - Моржую, хоть и с перерывами. Ну, и с друзьями в баню хожу. Нас восемнадцать энтузиастов, полвзвода, считай. - Какая самая радостная весть пришла в дальней дороге? - О рождении сына. На УЗИ показывало, что к двум сестричкам, Владе и Диане, прибавится еще одна, а о своем явлении миру возвестил мальчик. Назвали его Мишей. - Судя по всему, Вы примерный проводник. Ну, а доставалось на орехи от начальства? - Бывало. Однажды получил взбучку за жалобу пассажира на то, что в вагоне пьяная компания куролесила, а я долго не вызывал милицию. Наказание: убрать мусор на участке дороги от станции Малая до станции 2-я Застава. Помогла армейская находчивость: знакомый офицер выделил на выручку группу солдат. Когда через пять часов доложил, что выполнил задание, начальник проверил и был шокирован. Лишь сказал: «У тебя шо, сто рук?» - Ну, и в заключение хочу спросить, попадали в экстремальные ситуации? - Конечно. Всякое бывало. Однажды стадо баранов выбежало на полотно. Машинист так затормозил, что пассажиры слетали с полок, а до десятка баранов были вытащены из-под колес для свежего шашлыка. - Владимир Петрович, убедили меня, что все профессии интересны и нужны. Пусть на Вашем жизненном пути больше не встречаются не только четвероногие бараны, а и двуногие. И пусть Вас обнимает ласково госпожа удача. Автор: Віктор Мамонтов
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 25.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 25.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 25.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 25.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 25.04.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012 |