ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Как мы обживали Катар
19.03.2019 / Газета: Вечерняя Одесса / № 31(10731) / Тираж: 10407

Так выглядят рукотворные острова в Персидском заливе

После получения Украиной безвиза многие граждане массово оставляют страну и уезжают за границу в поисках заработка. Уезжают не столько даже ради удовлетворения своего человеческого достоинства — найти своё место под солнцем, реализоваться по специальности, а прозаично просто — прокормить семью, детей.

Я вспоминаю историю своих родных. Отдав Черноморскому пароходству 30 лет жизни, мой муж после развала ЧМП пополнил огромную армию безработных моряков. Пять лет усиленных поисков применения опыта, идей, знаний на берегу оказались тщетными. Изредка удавалось выскочить в рейс на подфлажных судах. К этому времени за его плечами было два высших образования, знания иностранных языков, компьютера, большой опыт работы с иностранными фирмами. Казалось, именно такие знающие, энергичные, как сейчас говорят, продвинутые люди и нужны молодому государству. Но была в нашей семье немаловажная деталь: больших денег за жизнь не скопили. Честность и чистота отношений тоже не выручали в это революционное время.

Шли годы. Подрастали дети, старели родители. Но главное, поедом съедало мужское самолюбие: здоровый, полный сил мужчина сидел без дела, а семья не могла себе многого позволить из-за нехватки денег. Муж решил кардинально изменить устоявшуюся за многие годы и казавшуюся такой прочной нашу жизненную систему координат.

Сын к тому времени, закончив Одесский политехнический институт, получил специальность инженера-компьютерщика. Прошёл собеседование во многих одесских фирмах. Но везде требовался молодой специалист не старше 25 лет, но с серьёзным опытом работы. Получается — два взаимоисключающих понятия. Пообщался сын и с друзьями, кто сразу после окончания института открыл своё дело и, не покладая рук, с молодым азартом помогал своей стране выйти на новый виток технического прогресса. Но и тут было не так всё радужно.

В общем, посмотрели мои мужики на всё это и оказались далеко-далеко от родного причала.

Маленькое государство в Персидском заливе — Катар. Площадь его всего 11,5 тысячи кв. км. Зато это одно из богатейших государств мира — благодаря большим запасам нефти и природного газа, оно занимает первое место в мире по ВВП на душу населения. В 1971 году Катар стал независимым. В 2013 году Эмир Катара Шейх Хамад бин Халифа Аль Тани отрёкся от престола в пользу своего 33-летнего сына, наследного принца Шейха Тамима бин Хамада Аль Тани. В стране запрещено создание политических партий, профсоюзов. Сорок процентов населения составляют арабы, есть также выходцы из Пакистана, Индии, Ирана. Страна заботится о повышении рождаемости, и появление ребёнка в семье поддерживается финансовой программой. Гражданство предоставляется только катарцам. Для них предусмотрен большой социальный пакет, включая бесплатную медицину и образование.

В стране очень много иностранцев, приехавших сюда в поисках работы. Решили и мы испытать свое счастье. Помню, как летела, с несколькими пересадками, с дочкой к нашим родным мужчинам в эту неизвестную страну. Получилось 15 часов полёта. Тяжело. Но разве думаешь об этом, когда ждешь встречу с самыми любимыми на свете людьми? И вот уже звучит голос стюардессы «Qatar Airways»: «Наш самолёт идёт на посадку в аэропорту Доха». Взглянув в иллюминатор, невольно вздрагиваешь — куда же занесло наших? Вокруг одна выжженная солнцем пустыня. Ни кустика, ни деревца.

Первый шаг с трапа самолёта, и, о ужас, не хватает воздуха, как будто ты прилетел на другую планету. В лицо пышет жар, сравнимый с раскалённой духовкой. Кажется, сейчас остановится сердце. А люди здесь ещё и работают! Конечно, надо было ехать сюда с сентября по апрель, когда туристов ждёт бархатный курортный сезон. Но мы не туристы и летели не на курорт. Мы не видели своих близких больше года. Поэтому нас не остановил бы ни холод, ни зной. Быстро проходим эмиграционные формальности. Таможенной службы здесь почти не видно. Её присутствие ненавязчиво заключено в огромном количестве сканеров, где просматривают весь багаж.

И вот долгожданная встреча. Сразу понимаешь, что ты на Востоке. Фигуры мужчин в длинных одеждах (кондура) ослепительно белого цвета с белым платком (гутра) на голове, окаймлённым чёрным шерстяным жгутом — ободком (агаль). На их фоне контрастируют одетые во всё чёрное с головы до ног восточные женщины. Из разноликой толпы взгляд выхватывает искрящиеся искренней открытостью славянские лица, ставшие на расстоянии за много дней и ночей ещё роднее. Как хочется броситься им навстречу, обнять и расцеловать. Но по местным религиозным законам в публичных местах это делать нельзя. Как и появляться на публике женщинам в открытых одеждах, а во время праздника Рамадан пить и кушать на улице, употреблять спиртное. Алкоголь вообще нигде не продают, кроме в duty-free и в дорогих барах. А освежающее прохладное пиво стоит столько, что его глоток покажется вам раскалённым.

Зато везде чувствуешь себя в безопасности. Здесь нет бомжей. И никто ни у кого ничего не ворует. Об этом я часто слышала из рассказов мужа и сына. Правда, про себя подумала: «Ну, так уж никто и никогда!». Каково же было моё удивление, когда, выгружая продукты из багажника машины, сын выронил портмоне, а спохватился только спустя несколько часов. Шок охватил нас, когда, выйдя на улицу, мы увидели лежащим на том же самом месте его нетронутый бумажник. Несколько раз, забывая закрыть машину и оставляя ценные вещи в салоне, возвращаясь, находили всё в целости и сохранности.

Государственные и частные службы в Катаре стараются работать качественно и быстро, чтобы не потерять доверие граждан. Было время, когда эту богатую респектабельную страну заполонили грызуны. Обилие отходов, жаркий климат благотворно влияли на развитие их поголовья. Казалось, крысы соперничали с людьми: кто — кого. Но затем в одночасье по всему Катару была проведена акция борьбы с этим опасным для человека животным. Сегодня крыс можно увидеть только в зоомагазинах.

Из моего письма друзьям в Одессу: «Катар, Доха. Здесь июль-август самая жара. Даже мухи дохнут, а мы дёргаемся. Мужики наши работают, а мы им готовим, чтобы не умерли не только от жары, но и с голоду. На улицах днём — никого, только высохшие от местного климата дикие кошки. Население их не жалует, а мы, конечно, приютили, аж целых четыре «тушки». Иногда в квартиру заползают очень «миленькие» геккончики. Непривычно делить с ними своё жилище! Здесь своеобразная восточная красота: пустыня, пальмы (финики сами в рот просятся). Спалённая дотла земля, километры неплодородной почвы... И вдруг вырастает город-сад, как мираж, город сказочных небоскрёбов, ровных, ухоженных и освещённых дорог, без рекламных билбордов, но с понятными указателями. Город живописных парков, разноцветных клумб с капельным орошением, фонтанов и даже с круглосуточно текущей в домах водой (правда, только горячей, из-за высокой температуры воздуха). И это там, где пресной воды вообще нет. Построенные опреснительные заводы обеспечивают весь Катар водой».

При такой неимоверной жаре процветает индустрия кондиционеров и систем климат-контроля. Они везде — в кафе, офисах, торговых центрах, машинах, даже на шляпах у туристов, как моторчик у Карлсона. Но как же в этом вечном зное работать, особенно, если трудишься на открытой местности?

Рабочий день тут начинается рано. Пока солнце просыпается, люди стремятся успеть сделать самое основное и тяжёлое. Вот бригада рабочих сваривает огромного диаметра трубы. По ним должно пойти голубое золото Катара — газ. Сварщик, обмотанный мокрой махровой тканью с головы до ног, входит в чёрный зев трубы. И процесс рождения трубопровода начинается. Сколько времени он продержится в этом аду, если на воздухе плюс 50 по Цельсию? Через несколько минут рабочий появляется из тьмы, глотая раскалённый воздух и поливая себя водой. Затем снова в бой. Любит местное начальство таких непритязательных, скромных в желаниях сотрудников. Поэтому рынок дешёвой рабочей силы в жемчужине Персидского залива интернационален и составляют его в основном выходцы из Пакистана, Индии, Шри-Ланки, Филиппин, Бангладеш.

Уважают здесь и ценят знания и ум, не веря красивым и ярким упаковкам.

Приехав в Катар, сыну пришлось, как и в Одессе, проходить собеседование в IT-фирме, которая объявила набор новых специалистов. Уверенный в своих знаниях, полученных в родном Одесском политехническом университете, сын, увидя золочёные с гордыми расписными орлами дипломы конкурентов, поник головой. Куда ему до них с его скромной ламинированной корочкой. Но всё решило тестирование, а не художественное оформление диплома. И обладателю золочёных бумаг пришлось разносить чай в офисе (есть такая должность в катарских фирмах). А сын стал работать по специальности — инженером. Как учился, на то и сгодился.

За всё время пребывания в Катаре хотелось разобраться, как удаётся тамошнему правительству наладить жизнь людей и вывести её на такой высокий уровень. На наших глазах страна менялась, расцветая, словно цветок в ускоренной киносъёмке. Становилась ещё чище, а небоскрёбы с непостижимой архитектурой, вырастали всё выше. Открывались новые торговые центры с ледовыми катками, гостиницы, стадионы, высаживались экзотические сады с венецианскими каналами с голубой водой. Появлялись новые виллы, построенные на рукотворных островах в Персидском заливе. Какое же чудо вершат деньги, когда они вложены в свою страну, в благополучие её граждан!

Моя Родина не менее богата, чем жемчужина Персидского залива — Катар. Чего только нет на её земле, в её недрах. И состоятельных союзников имеет, и иностранные банки помогают. И люди красивые и трудолюбивые. И даже моя Одесса — тоже жемчужина у моря. А живём всё хуже и хуже...

Как-то вечером, открыв местную газету «Gulf Times», муж показал маленькое объявление, обведённое чёрной рамкой. В нём сообщалось «о свершении правосудия посредством меча». Приговор смертной казни был приведён в исполнение... Всё очень просто: деньги богатых людей и государственных мужей должны оставаться в стране, а не уходить за границу, в офшоры. Неужели только таким способом — «правосудием посредством меча», можно отучить человека от его низменных привычек — алчности и воровства?

Вот такие мысли одолевают меня, когда я вспоминаю Катар.

Автор: Валентина Гайдаенко

Пошук:
розширений

Сергій Токарєв
Сергій Токарєв розказав про заходи, що покращать стан українського IT-сектору
Втрати контрактів та складнощі із залученням іноземних інвестицій — це ті виклики, з якими сьогодні найчастіше стикаються українські IT-компанії. На цьому наголошує Сергій Токарєв — IT-інвестор та бізнесмен, співзасновник інвестиційної групи Roosh. На його думку, становище вітчизняного сектору може покращити активний міжнародний іміджбілдинг.

SHABO провело серію дегустацій Великих вин України
Одне з провідних українських виноробних підприємств SHABO провело серію дегустацій, присвячену 20-річчю компанії.

Останні моніторинги:
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.016