|
Спецконфискация — бездарная и беспощадная
19.03.2019 / Газета: Окна / № 5(550) / Тираж: 5002
Часть основного оборудования Одесского нефтеперерабатывающего завода, одного из крупнейших в Украине, утратила работоспособность. Это станет главным фактором снижения приватизационной цены предприятия, стоимость которого в 2013 г. оценили в $200 млн. Региональное отделение Фонда госимущества в Одесской области сообщило о завершении инвентаризации Одесского НПЗ. Ее главным итогом стало заявление Сергея Гусакова, первого заместителя начальника РО ФГИ, о том, что многие установки предприятия утратили свою работоспособность. Речь, в частности, идет о ректификационных колоннах, в которых происходит разделение нефтепродуктов на фракции. «Они не были законсервированы надлежащим образом. Восстановить их будет дороже, чем построить новые», — отметил Гусаков. По его словам, в свое время этот завод создавался «под определенную нефть, а именно под российскую»: «Чтобы перерабатывать на нем другие нефтепродукты с другими характеристиками, нужно дополнять оборудование». В обозримом будущем Одесский НПЗ будет выставляться на приватизацию. Однако, как утверждает г-н Гусаков, завод будет выставляться не как действующее предприятие, а «именно как площадка с оборудованием под нефтепереработку». Возмутительно то, что предприятие, которое в 2013 году было продано как действующее за баснословные деньги, доведено до нерабочего состояния и теперь будет продано за бесценок. Об этом никто до заявления г-на Гусакова не знал. Сколько при этом Одесский НПЗ потеряет в цене, чиновник не уточнил, зато сообщил, что ему известно об инвесторах, которые интересуются предприятием. Одесский НПЗ, имеющий проектные мощности по переработке 3,9 млн. т нефти в год, долгое время находился в орбите российского нефтехолдинга «Лукойл». Сначала тот поставлял в Одессу сырье, а затем вместе с другой российской группой, «Синтез», создал СП «ЛУК-Синтез Ойл Лтд», которое в 1999 г. приобрело на конкурсе ФГИ 51,9% акций завода. Спустя год еще одна лукойловская компания, «ЛУК-Синт», докупила на бирже 25% акций Одесского НПЗ. И в 2000 г. «Лукойл» стал единоличным собственником предприятия, выкупив долю «Синтеза». В те годы на заводе была проведена модернизация, и минимум десятилетие он считался флагманом нефтеперерабатывающей промышленности Украины. Однако в 2013 г. все же был продан «Лукойлом» украинскому энергохолдингу ВЕТЭК (Восточно-европейская топливно-энергетическая компания») харьковского предпринимателя Сергея Курченко, которого СМИ называли «кошельком» Александра Януковича. В качестве предварительного условия для приобретения завода стало содействие группы ВЕТЭК возврату Одесскому НПЗ из бюджета 200 млн. грн. многолетнего невозвращенного долга по НДС. После этого 99,6% акций ПАО «Одесский НПЗ» были проданы ВЕТЭК за $200 млн. После евромайдана Сергея Курченко обвинили в организации схем контрабандных поставок нефтепродуктов в Украину, а завод оказался фигурантом уголовных дел, поскольку на нем якобы были выявлены контрабандные нефтепродукты. В результате были арестованы имущество НПЗ и несколько топ-менеджеров. В июне 2017 г. Суворовский райсуд Одессы вынес решение о спецконфискации имущества Одесского НПЗ в пользу государства. Бывший владелец в настоящее время оспаривает это решение в международном арбитраже. Формальным владельцем завода была кипрская компания Empson Limited. От ее имени Сергей Курченко и добивается компенсации за национализацию НПЗ. На каком этапе злоключений предприятия его основные мощности были приведены в негодность, представители РО ФГИ не сообщают. Впрочем, известно, что прошлым летом Национальное антикоррупционное бюро начало досудебное расследование в отношении превышения должностных полномочий сотрудниками прокуратуры Одесской области, расследовавшими контрабанду на Одесском НПЗ. Пострадавшими по делу проходят кредиторы завода — физические и юридические лица, которым не вернули долги и не платили зарплату из-за остановки НПЗ. Энергетический эксперт Геннадий Рябцев рассказал «2000», что технологический фактор все же имеет огромное значение для дальнейшей судьбы Одесского НПЗ. «Глубина переработки нефти на Одесском НПЗ 54%, что соответствует уровню 50—60-х гг. прошлого века. В вертикальной структуре производства «Лукойла» НПЗ была отведена роль первичной переработки нефти и производства из нее вакуумного газойля, который везли на европейские предприятия холдинга в Бургас (Болгария) и Констанцу (Румыния), где из него производили бензин стандартов Euro-3 — Euro-5. Далее бензин реализовывался в сети АЗС «Лукойла» в Восточной Европе и частично, в виде уже готового топлива, возвращался в Украину. В рамках модернизации Одесского НПЗ «Лукойлом» была запущена небольшая установка, позволяющая получать высокооктановые компоненты. Но ее производительность крайне невелика, и она работала только на региональный рынок. Купивший Одесский НПЗ Сергей Курченко так и не смог его запустить. Ну а после «национализации» оказалось, что государству завод на Шкодовой горе тоже не нужен. Тем более что проводилась она с «революционной целесообразностью». Тогда многие говорили о попытке рейдерского захвата завода одной из групп, связанных с действующей властью, в результате чего оттуда вывезли все, что можно было быстро продать, в т.ч. около 15 тыс. т нефтепродуктов. Нарушения правил консервации технологического оборудования, допущенные в этот период, очень возможны. Ведь специалистов никто не слушал, а завод предпочитали использовать для реализации теневых схем — как формально отечественного производителя топлива (это необходимое условие для участия во многих тендерах) или как площадку для смешения компонентов, ввезенных в страну в обход установленных правил. Сейчас с учетом технологической недовооруженности и отсутствия доступа к магистральным нефтепроводам процессинг на заводе убыточен, а его покупателем может выступить лишь тот, кто имеет дешевое сырье и захочет перерабатывать его внутри Украины. Но таких, к сожалению, пока не наблюдается. Так что дальнейшая судьба Одесского НПЗ печальна, а его цена близка к стоимости металлолома», — утверждает эксперт. Если следовать логике действий нынешней власти, такой исход вполне закономерен. Оборудование, изготовленное для переработки российской нефти, в сегодняшней Украине бесполезно. Оценивать приватизационные потери государства тоже бессмысленно, поскольку ранее завод уже был продан инвестору, а его последняя перепродажа — проблема частных собственников. И даже из неправильно законсервированного оборудования можно извлечь пользу. Это обстоятельство наверняка облегчит задачу одной из провластных финансово-промышленных групп купить завод по дешевке. А раз так, то вполне вероятно, что и за вывод из строя стратегического актива никто не ответит. Автор: Ярослав ДМИТРЕНКО
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.015 |