ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




ЧЕМУ И ГДЕ УЧИТЬСЯ ПОСЛЕ ШКОЛЫ
25.04.2019 / Газета: Порто-франко / № 15(1455) / Тираж: 22000

Министерство образования и науки Украины (МОН) и аналитический центр CEDOS подготовили советы для поступающих по выбору университета и специальности.

Советы разработаны в рамках «Инициативы по развитию аналитических центров в Украине», которую реализует Международный фонд «Вiдродження» в партнерстве с Инициативой открытого общества для Европы (OSIFE) при финансовой поддержке Посольства Швеции в Украине.

«Тенденции последних лет, к сожалению, свидетельствуют, что нередко поступающие выбирают популярные, модные специальности и вузы, при этом даже не зная, что конкретно будут изучать там, которые будут иметь перспективы, будут ли потом востребованы на рынке труда, — констатирует генеральный директор Директората высшего образования и образования взрослых МОН Олег Шаров. — Затем мы получаем выпускников, для которых элементарно не хватает рабочих мест, и им приходится переквалифицироваться под нужную на рынке специальность. Тому есть ряд причин, и одна из них заключается в том, что поступающие элементарно не понимают, как сделать осознанный выбор. И данная информация должна помочь им в этом».

Рекомендации составлены в популярном формате — это чек-лист с комментариями. (Для справки. Чек-лист или контрольный список — это перечень факторов, параметров, компонентов, критериев, структурированных особым образом с целью достижения поставленных задач.) Ознакомившись с каждым пунктом, следует отметить те советы, которыми абитуриент собирается воспользоваться при выборе обучения, и посмотреть результат. Система ответит, будет ли инвестиция в обучение выгодной.

«Могу сразу сказать: чем больше отметок вы поставите, тем выгоднее будут вложения, — поясняет будущим абитуриентам директор CEDOS Егор Стадный. — И речь идет не только об оплате за обучение, на которое тратите деньги вы сами или государство. Прежде всего, пока вы учитесь, то ежемесячно теряете ту зарплату, которую могли бы получать, если бы пошли работать сразу после школы или отучившись в техникуме. Именно поэтому очень важно, чтобы выбранное вами высшее образование было качественным. Тогда оно позволит «отбить» сделанную инвестицию».

Чек-лист состоит из трех блоков: выбор специальности; выбор университета; учеба за рубежом.

Итак, на что же нужно обращать внимание при выборе места получения высшего образования.

ВЫБОР СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Первым делом на сайте vstup2018.edbo.gov.ua/ следует проверить, какой был проходной и средний баллы для поступающих в прошлом году. Низкий проходной балл может стать проблемой. Да, можно пройти на бюджет. Но есть риск, что одногруппники не имеют необходимых знаний для освоения вузовской программы. Потому авторы советуют поступать туда, где выше проходной балл, чтобы учиться в сильной группе. Более того: если в этом году при тестировании будут получены неважные оценки, то есть смысл подождать год, сдать ВНО еще раз, чтобы в следующем году поступать с лучшими баллами.

Далее рекомендуют ознакомиться с содержанием учебной программы: какие предметы будут изучаться, сколько времени отведено и их изучение.

Как правило, абитуриентам трудно ориентироваться, исходя только лишь из названия специальностей. Потому стоит посмотреть описание и перечень предметов, из которых состоит образовательная программа данной специальности. Если такой информации нет на сайте университета, то следует туда позвонить и попросить предоставить для ознакомления программы курсов и методички.

Эксперты советуют выбирать широкую, более фундаментальную специальность. Ибо «узкая» специальность — хороший вариант в том случае, если абитуриенту уже ясно, где и кем хочет работать (врачом, программистом, педагогом и т. п.). Если же нет таких далеко идущих планов, лучше избегать узких специальностей и на бакалавриате выбрать ту, которая станет надежным фундаментом для дальнейшей узкой специализации на старших курсах или в магистратуре.

ВЫБОР УНИВЕРСИТЕТА

Тут советуют первым делом выяснить, что в данном вузе не продают и не покупают оценки. Известно, что чем старше человек, тем сложнее ему усвоить новую информацию. Поэтому покупать оценки сейчас — это воровать собственные возможности и время в будущем.

Также есть смысл расспросить студентов о тех педагогах, к которым они охотнее всего идут на занятия; которые занимаются, исследуют или практикуют то, что преподают; с помощью которых работодатели подбирают себе новые кадры. Такие «звездные» педагоги могут стать в будущем проводниками в профессиональную жизнь.

Также важно узнать, какие имеются в данном вузе возможности для командной работы и реализации студенческих проектов, как часто проводятся мастер-классы профессионалов, встречи с работодателями. Дело в том, что работодатели, помимо сугубо профессиональных навыков, обращают внимание и умение работать в команде, стрессоустойчивость и тому подобное. Все это развивается во внеучебное время. Поэтому важно, чтобы университет создавал возможности для студенческих проектов и обмена опытом с профессионалами.

И, конечно же, надо выяснить, где студенты по данной специальности проходят практику. Ибо практика — это возможность не только развить навыки, но познакомиться с будущими работодателями, зарекомендовать себя.

ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

Выбрать зарубежный университет и специальность можно самостоятельно, не обращаясь к посредникам. За рубежом информации об университетах намного больше, чем в Украине, поэтому надо просто иметь достаточно много времени для ее изучения. Тем более, если абитуриенту нужно качественное образование, а не просто учиться за границей, потому что это престижно. За рубежом тоже есть плохие университеты. Учиться в них — потратить деньги и время на образование, которое на рынке труда будет никому не нужно. Просто попасть за границу можно быстрее и дешевле: поехать на языковые курсы, на сезонную работу, в волонтерский лагерь.

И, конечно, следует выучить язык той страны, где находится выбранный вуз, до уровня, достаточного для обучения. Лекция или семинар в университете — это не разговор в магазине. Элементарного уровня тут недостаточно. Поэтому сначала нужно выучить язык, а потом поступить в университет.

Еще полезный совет: поступать следует в те заведения, которые выбирает местная молодежь, а не украинские рекламные агентства. Местное население лучше знает, где качественное высшее образование, поэтому можно доверять их выбору.

При этом дороже — обязательно лучше. Следует учитывать другие факторы. Так, бесплатное образование предполагает высокую конкуренцию при вступлении или во время обучения, что является залогом качества знаний. А вот платное обучение нередко является «медвежьей услугой»; студентов не отчисляют даже за плохую успеваемость, ибо они приносят университету деньги.

Еще важно проверить, выпускники каких университетов достигают наибольших успехов, какие специальности будут востребованы в этой стране или регионе. В Польше есть специальный сайт для этого: ela.nauka.gov.pl. В Словакии делает прогнозы Центра труда, социальных дел и семьи. Такие же прогнозы дают в Эстонии oska.kutsekoda.ee/en. Что касается ЕС в целом, стоит воспользоваться прогнозами Евростата.

Еще важный момент: надо обязательно проверить, есть ли выбранный вуз в списках лицензированных университетов на официальных сайтах министерства образования данной страны, или на сайтах официальных информационных центров по вопросам образования. Без этого диплом не будет признан в Украине.

Автор: Андрей РАЙКОВ

Пошук:
розширений

Автор
Лелеки повернулися на укріплені енергетиками ДТЕК Одеські електромережі гнізда
На укріплені ДТЕК Одеські електромережі гнізда повернулися лелеки. Наразі птахи заселили 100% своїх домівок, а це − 257 платформ. На початку 2024 року енергетики встановили 4 платформи, до кінця року планують змонтувати ще 16. Попри війну енергетики продовжують дбати про захист біорізноманіття та довкілля. Роботи проводять під егідою проєкту #Лелеченьки, спрямованого на захист та збереження популяції білого лелеки. Він відповідає принципам ESG та Цілі Сталого розвитку Глобального Договору ООН №15 – «Збереження екосистем землі».

«Все, що ми пам'ятаємо, – неправда»
Презентація 8-го видання проєкту «Стара Одеса у фотографіях» зібрала повний зал в Одеській національній науковій бібліотеці

Останні моніторинги:
00:00 11.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 11.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 11.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 11.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 11.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012