|
«О счастии твердишь, — который раз?»
01.08.2019 / Газета: Вечерняя Одесса / № 86-87(10786-10787) / Тираж: 10407
Отшумел десятый Одесский международный кинофестиваль... и таки нашумел: нашлось о чем поговорить, поспорить, поразмыслить. Как я уже отметила, не возникало на фестивале ощущения: «это уже было-было в таком-то году». Налицо попытка прорыва. Ведь нет «новых» тем. Все темы стары и вечны. Как отразить тему, чтобы она не оказалась замыленной? Кино сегодня извернулось: оно принципиально взяло на вооружение иносказание, притчу. Что тоже само по себе не новшество, но когда-то это были в кино локальные, именные, явления, теперь — мейнстрим. Причем экранная метафора живет не как вспомогательный прием, когда за физическим изображением зритель должен прочесть идею, расшифровать шараду, — нет, нам представлены фильмы, целиком и полностью смоделированные как иносказание конкретного социального явления. Всё в них сгущено, утрировано, подчас доведено до абсурда: в обыденной жизни так не бывает, перед нами «сказка ложь, да в ней намек». А посыл иносказаний — тоже древний, как мир. Для чего я живу? Что такое — счастье? И вот тут я вынуждена повторить тоже старую-престарую истину, сформулированную множеством умных киноведов. Истину о том, что материальное изобилие, широкие возможности потребления и житейский комфорт не дают человеку ощущения осмысленности его существования и не делают счастливым. Сегодня кино внятно говорит о том же самом. Я понимаю, эти экранные манифесты трудно переварить человеку, росшему в обстановке тотального товарного дефицита и только недавно дорвавшемуся до «изобилия». Но принять во внимание эти истины — придется. С вами говорят с экрана материально благополучнейшие, с нашей точки зрения, страны: Швеция, Южная Корея, Франция... да тот же Китай, до уровня которого нам — «зась». Слово, впрочем, предоставлено и странам неблагополучным: что они сами думают о своих бедах, как их отрефлексировали. С БЕДСТВУЮЩИХ и начнем. Мощно, впечатляюще, монументально снят (оператор — Джаспер Вольф) фильм-метафора 39-летнего колумбийско-эквадорского режиссера Алехандро Ландеса «Монос». Собственно, что он — метафора, я сообразила к середине фильма: поначалу мешал местный колорит, привязывая к земным и сугубо политическим реалиям; но постепенно киноистория развернулась в универсум... который не обнадеживает. Скажем так: благополучных этот фильм — предостерегает. Перед нами — то ли шайка, то ли отряд юных людей, почти подростков, которых свирепо муштрует шибздик-недомерок, явно обуреваемый комплексом Наполеона, и всё очень смахивает на тоталитарную секту. Ребята вооружены и получают инструкции, но в необозримых просторах лысой южноамериканской монтаньи (горной местности) не просматривается никакого противника, так же, как не видно его в дремучей сельве (тропическом лесу), куда, по ходу развития событий, перемещается группа. Тем не менее, подростки чувствуют и осознают себя в состоянии войны и водят за собой молодую пленницу — как выясняется в финале, американскую журналистку. На попытках бегства этой пленницы строится экранная история. В мини-социуме, где в порядок вещей возведены взаимная слежка и донос всякого на каждого, жертва вынуждена стать убийцей, чтобы обрести иллюзию свободы: в сельве некуда бежать. И наполняющие воздух в последних кадрах фильма военные вертолеты, под звучащие в фонограмме телевизионные новости о «сбежавшей журналистке», стирают из сознания зрителя всякое представление о «свободе»... Война, вековечная война всех со всеми как образ жизни и как символ веры, когда уже никто и не помнит, да никому и не важно, кто же против кого, отчего и за что воюет. Как шоковое откровение, после фестивального сеанса прозвучало: в Колумбии лишь недавно окончилась гражданская война, длившаяся 50 лет! «ВСЕ стремятся жить в виртуальном мире, лишь я живу в реальном!» — провозглашала в фестивальном рекламном ролике девица, сидящая за рулем, сама являющаяся компьютерным роботом, мастерски сработанным сетевыми дизайнерами. И с комическим эффектом этой рекламы очень сопрягался французский трагикомический триллер «Оленья кожа» («Замша») режиссера Квентина Дюпье, 1974 года рождения. Вы давали себе труд вникнуть, к чему, собственно, апеллирует реклама, призывающая нас покупать, покупать и покупать? На какие человеческие свойства она пытается, и небезуспешно, давить? Конечно, скептик может усомниться в безупречном качестве некоего стирального порошка. Однако вслушайтесь: «Будь самим собой!», — приложась к горлышку пивной бутылки; «Адже ти того варта!», — т.е. цена тебе, если честно, в пределах стоимости флакона шампуня, но намекают всё же как бы на твое высокое достоинство; «неповторимость», «непревзойденность», «эксклюзивность», «самоосуществление» — сопутствующие рекламе маркеры. А в целом всё заточено на свойственное человеку стремление к превосходству, на наше самовозвеличение, т.е. — на угождение человечьей гордыне. Вот и вообразите человека, который со всем простодушием и со всей истовостью уверовал в посулы рекламы, обещающей сделать его — непревзойденным, эксклюзивным, самодостаточным, для чего только и нужно, что приобрести модную эксклюзивную вещь. Доведите ситуацию до абсурда — и получите фильм «Оленья кожа». Герой фильма поначалу покупает почти антикварную замшевую куртку (натуральные материалы — дефицитны и престижны!) эпохи романтических 70-х, и из кургузой куртки смешно выпирает пивное брюшко заматеревшего былого «хиппи». Как выясняется по ходу фильма, герой его — неудачник, не состоявшийся в профессии и не ужившийся с женой; «лузер», по-современному; осознание собственного аутсайдерства гнетет его и заставляет стремиться к оригинальности, символизируемой пусть бы и «натуральными материалами». Постепенно он ими обзаводится, приобретя полный замшевый «прикид», с головы до ног; причем в полном соответствии с приемами кинотреша («треш — «мусор»: явления, которые могут описываться или быть оценены с крайней степенью ужаса и отвращения») фильм наглядно показывает, на что способен «человек самореализующийся» в погоне за материально воплощенной мечтой. Дальше — больше: наш герой превращается в маньяка-убийцу, стремящегося, в утверждении своей эксклюзивности, стереть с лица земли всякого, куртку носящего... Любопытно, что, предлагая нам ситуацию-гротеск, авторы фильма одновременно рефлексируют на тему «эстетических отношений искусства к действительности»: ведь, надо полагать, не только реклама, но и пресловутый кинотреш во многом смоделировал поведение персонажа, — давно известен эффект отчуждения, производимый экранными сценами насилия, а позже и компьютерными играми. В фильме есть второй важный персонаж — девица, провинциальная официантка, у которой явно имеются таланты, но не имеется материальных возможностей вырваться в арт-бизнес. Девица попросту использует замшевого героя, монтируя свой фильм, снятые героем на видео сцены убийств, и требуя: больше крови! больше треша! — в точном соответствии с конъюнктурой. Имеет ли она дело с документальной или с инсценированной съемкой, для нее неважно: отчуждение — мощная сила... Вот тут вступает в действие экранный «сверхмотив»: можно ведь быть потребителем не только вещей — предметом потребления можно, и комфортно, сделать человека, ближнего своего. Этот мотив раскрыт в ходе фестиваля внятно и сильно, он довольно част в современном кино. ...Чёрт его знает, как судьба играет человеком и почему, при, казалось бы, схожих стартовых условиях, биографии «двойников» складываются с точностью до наоборот. Так происходит с героем фильма «Инициалы СГ» Рании Атье и Даниэля Гарсиа (копродукция Аргентина — США — Ливан). Герой, по имени Серхио Гарсес, восхищается французской звездой Сержем Гейнсбуром и поет его песни, переведенные на испанский. Но почему одному — вершина, другому — обочина, при всех потугах и дарованиях? В чём же — счастье: таки оказаться в нужное время в нужном месте? Почему один — шансонье, а другой, с голосом же, с музыкальностью, — «ремейкер»? Почему один — мировой секс-символ, а другой при том же типе внешности — «страшен до блеска» — вышедшая в тираж местная порнозвезда?.. Мучительные вопросы! И вопрос: «а зачем тебе всё это?» — столь многим покажется кощунственным! Потому что никакими горестными примерами жизнь еще не опровергла для рода людского синонимичность понятий «успех» и «счастье». Житель Буэнос-Айреса, носящий «сакральные» инициалы, живет маленьким счастьицем потребителя всего, что Бог (или чёрт — это как кто посмотрит) послал. Люди в поисках моментов довольства «потребляют» друг дружку, что называется, на голубом глазу, не заморачиваясь вопросами о «душе» и «личности». Так, герой делается любовником случайной туристки-американки вовсе не потому, что она в его вкусе, а так, поскольку сама подвернулась. Мотивы, руководящие американкой, несколько более замысловаты: скучающая туристка, да, но скучает она в потребительском мире по авантюрам, накушавшись сентиментальных киноисторий типа «Бонни и Клайд». Правда, влипнув в настоящее приключеньице с уголовщиной — герой фильма совершает непреднамеренное убийство, — она спешно ретируется: авантюр, нарушающих комфорт, нам не надо. Только и романтики отмерено героям фильма, что в ночном баре биться в конвульсивном танце нонконформистской юности 70-х: зрелище в исполнении «тех, кому за сорок пять», ей-ей, комическое... О комическом на фестивале — в следующий раз. Автор: Тина Арсеньева
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.016 |