|
Венецианская комиссия: закон о языке надо менять
12.12.2019 / Газета: Слово / № 49(1378) / Тираж: 14515
Европейская комиссия за демократию через право, известная как Венецианская комиссия, получила запрос и проанализировала закон о функционировании украинского языка как государственного. Письмом, датированным 22 мая 2019 года, глава мониторингового комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы британский консерватор Роджер Гейл запросил мнение Венецианской комиссии относительно закона Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». 27.10. 2019 заместитель министра иностранных дел Украины Василий Боднар принял делегацию Венецианской комиссии, которая прибыла для изучения аспектов внедрения закона об украинском языке. Соответствующее заключение комиссия намеревалась принять на своем пленарном заседании в декабре этого года. На пленарном заседании Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) в Страсбурге 6 декабря в докладе, посвящённом проблемам языкового законодательства в Украине, говорится, что власти Украины должны добиваться баланса в языковой политике, чтобы эта проблема не стала источником межэтнической напряженности в Украине. Закон Украины о государственном языке не обеспечивает баланса между укреплением украинского языка и защитой языковых прав меньшинств. Об этом говорится в выводах Венецианской комиссии. Для обеспечения баланса, считают в комиссии, Украина должна принять закон о национальных меньшинствах, а пока этого не случилось, перенести выполнение норм закона о языке, которые уже действуют. Комиссия считает, что Украина должна внести в закон о языке следующие изменения: - пересмотреть положения закона, предусматривающие разное отношение к языкам коренных народов, языкам нацменьшинств, которые являются официальными языками ЕС, и языкам нацменьшинств, которые не являются официальными языками ЕС; - отменить механизм подачи жалоб и введения санкций или по крайней мере ограничить его использование только публичной сферой и в самых крайних случаях; - отменить статью, которая устанавливает ответственность за умышленное искажение украинского языка в официальных документах и текстах; - снизить квотные требования к контенту на украинском языке; - разрешить физическим лицам использовать язык меньшинств для общения между собой, в том числе, в общественных местах; - возможность распространения материалов предвыборной агитации на других языках, кроме украинского, не должна ограничиваться районами компактного проживания меньшинств; - предусмотреть четкие исключения по использованию других языков, кроме украинского, в чрезвычайных ситуациях (например, в общении со спасательными службами); - отменить требование, согласно которому печатные СМИ должны выходить на языке меньшинств с одновременной версией на украинском языке; - пересмотреть положение о том, что все географические названия и топонимы должны быть исключительно на украинском языке. Венецианская комиссия со свойственной ей толерантностью и взвешенностью высказалась о нарушенном балансе прав и интересов между защитой украинского языка и обеспечением прав языков меньшинств в законе «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». Я же скажу прямо: закон, который называют законом о тотальной украинизации, массово нарушает права русскоязычных граждан и создает предпосылки для гражданского конфликта в Украине. Все это потому, что закон принимался в спешке без всенародного обсуждения, не проводя референдум, да и еще в рамках избирательного цикла, разумеется, он неизбежно стал заложником политических игрищ. В Венецианской комиссии призывают пересмотреть нормы, которые вводят отличия в правах 3 групп языков, отличных от украинского. По сути, в этой части комиссия встала на защиту русского языка, который по законодательству получает меньше прав. Хочу настоятельно обратить внимание власти, что необходимо, как никогда, серьезно отнестись к перечню доработок, подготовленных Европейской комиссией «За демократию через право», цель которых избежать межэтнической напряженности из-за языкового вопроса. Закон в теперешней форме не создает положительных стимулов развития украинского языка, а лишь раскалывает общество, в тот момент, когда нам необходима консолидация! – считает почётный гражданин города Одессы и Одесской области, член Венецианской комиссии (2013 – 2019 гг.) академик Сергей Васильевич Кивалов. Напомним, действующий до этого закон «Об основах государственной языковой политики» нисколько не ущемлял роль украинского языка и при этом давал возможность функционировать и развиваться другим языкам – в том числе и русскому. В компромиссном законе «Кивалова-Колесниченко» были учтены интересы всех граждан страны. Закон прошел все согласования, его признали соответствующим всем положениям Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, его высоко оценили в Венецианской комиссии, Совете Европы и других влиятельных органах. На период действия закона языковая проблема в Украине была решена. Этот закон встретил огромную поддержку среди украинского народа – жителей Юга и Востока нашей страны. 10 августа он вступил в силу, а уже 13 августа Одесский городской совет на внеочередной сессии принял решение, согласно которому русский язык получил в городе статус регионального. Такую инициативу поддержали 73 депутата из 111 присутствующих. 15 августа 2012 года на внеочередной сессии Одесский областной совет (вопрос № 1 сессия № 14, 15.08.2012) 98 голосами из 100 принял решение о реализации в регионе положений «языкового» закона, который предусматривает предоставление русскому языку статуса регионального. Документ принят в рамках реализации положений закона «Об основах государственной языковой политики». Харьковский, Херсонский, Николаевский, Запорожский, Севастопольский, Днепропетровский и Луганский горсоветы, Краснолучский горсовет (Луганская обл.), Запорожский, Донецкий, Херсонский, Николаевский и Днепропетровский областные советы приняли решение о признании русского языка региональным. В 2017 году депутаты ряда местных советов (Тарутинского, Болградского и Ренийского райсоветов, Ивановского, Ананьевского, Раздельнянского, Березовского, Белгород-Днестровского, Лиманского, Николаевского, Килийского, Подольского районных и Арцизского городского советов) и не только Одесской области поддержали положения закона «Кивалова-Колесниченко». Эта позиция была вновь подтверждена новой резолюцией Парламентской ассамблеи совета Европы № 2196 (2018), а согласно последнему соцопросу, проведенному Центром социологических и политических исследований «Аргумент» 77 процентов одесситов, говорят дома на русском языке, то есть считают его родным. Венгерский язык стал региональным в городе Берегово (Закарпатье), молдавский (румынский) – в селе Тарасовцы Черновицкой области. Румынский также стал региональным языком в селе Белая Церковь (рум. Biserica Alba) Раховского района Закарпатской области. Согласно еще одному проведенному социологическому опросу Центра этнических и политических исследований «Лад», в Одессе 73% опрошенных считают правильным обеспечение свободного развития региональных языков или языков меньшинств в соответствии с законом «Об основах государственной языковой политики». 23 февраля 2014 года Верховная Рада проголосовала за отмену закона, принятого в 2012 г.. Однако исполняющий обязанности Президента Александр Турчинов отказался подписывать это решение. В июле 2014 года 57 нардепов обратились в Конституционный Суд (КСУ) с требованием признать закон «Кивалова-Колесниченко» неконституционным. Целых четыре года этот вопрос не рассматривался и новый состав КСУ 28 февраля принял решение относительно соответствия Конституции Закона «О принципах государственной языковой политики» № 5029-VI. Новые члены Конституционного суда Украины решили ознаменовать начало своей работы скандалом и выдали решение, которое мало поддается не то что логике, но и правовому обоснованию. Суд не признал сам текст закона неконституционным, а только обратил внимание на процедуру его принятия, которая не соответствует Конституции – некие нарушения депутатов при нажимании кнопок. Аргументация неконституционности – абсолютно несостоятельна. Таким образом, создан прецедент, который позволяет, руководствуясь теми же мотивами, отменить практически 99% законов, принятых Верховной Радой Украины VIII созыва. Чего только стоят действия экс-спикера парламента Андрея Парубия при «протягивании» нужных власти законов, когда он ставил на голосование законопроекты множество раз, грубо нарушая Регламент. В то же время удалось добиться отсрочки до 2023 года вступления в силу языковой статьи закона «Об образовании», значительно ущемляющего языки нацменьшинств. Документ был направлен на экспертизу в Венецианскую комиссию, которая предложила внести изменения в статью 7 — относительно недискриминации обучения на негосударственных языках, не являющихся официальными в Европейском союзе. В том числе речь шла о преподавании в средней школе на русском языке. В своем заключении от 8 декабря 2017 года Венецианская Комиссия, где Сергей Кивалов представлял Украину на протяжении 8 лет, не видит причин, которые оправдывали бы разное обращение Закона «Об образовании» с национальными меньшинствами, говорящими на официальных языках Европейского Союза, и русскоязычными гражданами Украины. Не находит оправдания такая «новелла» Закона «Об образовании» как императивное ограничение преподавания на русском языке (ограничение русского языка как языка преподавания всех предметов школьной программы) только четырьмя классами начальной школы. Венецианская Комиссия раскритиковала такое «понижение статуса русского языка», признав проблемой неравное обращение с русскоговорящими гражданами. Венецианская Комиссия считает вероятным, что оно нарушает принцип недискриминации, и есть вопросы к его конституционности (может противоречить статьям 10 и 24 Конституции). Венецианская Комиссия заключила, что статус русского языка, как второго после государственного по широте использования, должен быть определен в системе образования Украины не ниже статуса официальных языков Европейского Союза. Комиссия особо отметила, что, как минимум, некоторые выдающиеся государственные и коммунальные русскоязычные школы в Украине нужно сохранить — как часть исторической и культурной идентичности заинтересованных общин, что такие школы следует определить путем консультаций с представителями русского меньшинства. Это необходимо для того, чтобы сохранить мир и хорошие межэтнические отношения в обществе, и это в интересах всего народа Украины. Что же касается частных школ в Украине (и русскоязычных и других) — то их Комиссия рекомендовала полностью изъять из-под ограничений языка преподавания статьи 7 нового Закона. Также Венецианская Комиссия не согласилась с доводами о неприменимости разработанного Закона «О принципах государственной языковой политики», принятого в 2012 году. Автор: -
|
Пошук:
Автор
Щодня українці стають жертвами шахраїв онлайн, втрачаючи особисті дані та кошти. Разом з Кіберполіцією ми пояснюємо, що таке скам, які схеми найпоширеніші та як захиститися від зловмисників в Інтернеті.
STEM is FEM запускає навчальну програму «Кібербезпека для дівчат: можливості й професія». Протягом грудня 2024 — березня 2025 року учениці старших класів та студентки дізнаються, як захистити себе в діджиталі та будувати кар’єру у сфері кібербезпеки.
Останні моніторинги:
00:00 14.11.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 14.11.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 14.11.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 14.11.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 14.11.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.016 |