|
ОТГ: обманная территория государства
04.01.2020 / Газета: Кур'єр тиждня (Ізмаїл) / № 1(1599) / Тираж: 10800
Как уже сообщали многие украинские СМИ, в июле 2019 года по личной просьбе руководителя Офиса президента Украины Андрея Богдана правительство остановило выделение средств из государственного бюджета местным бюджетам на социально-экономическое развитие. В Офисе главы государства объяснили такой шаг необходимостью проверить эффективность использования этих денег: якобы возникли подозрения, что финансирование местных инвестиционных проектов несёт в себе «коррупционные риски». В результате Кабмин остановил выделение местным бюджетам свыше 10 миллиардов гривен: 7,6 млрд грн — из государственного фонда регионального развития и 2,5 млрд грн — из субвенции на социально-экономическое развитие. Лишь через четыре месяца, в начале декабря 2019 года, правительство возобновило финансирование по этим направлениям, однако объём средств был значительно урезан. Кабмин радикально сократил перечень проектов, осуществление которых предусмотрено за счёт госбюджета, однако осталось загадкой, по каким причинам и критериям одни проекты остались в правительственном списке, а другие были исключены из него. В частности, из 2,5 млрд грн вышеупомянутой субвенции городам оставили 790 млн грн. Причём, как отметили эксперты Ассоциации городов Украины (АГУ), от недофинансирования в основном пострадали объединённые территориальные громады (ОТГ). К вопросу ОТГ в данном контексте мы ещё вернёмся, а пока напомним, что сомнительное (мягко говоря) решение Кабмина затронуло и Одесскую область: если первоначально она должна была получить из Киева 113,2 млн грн, то затем из этого объёма средств нашему региону оставили лишь 32,3 млн грн. Таким образом, 14 городов Одесщины потеряли 80,9 млн грн субвенции на социально-экономическое развитие, то есть на строительство, ремонт и реконструкцию важнейших социальных и инфраструктурных объектов. В связи с этим региональные СМИ процитировали комментарий консультанта по вопросам бюджета Одесского регионального отделения АГУ Светланы Осадчук: «В частности, бюджет города Арциз потерял 10,7 млн грн: из предусмотренных ранее 11,9 млн грн осталось 1,2 млн грн, сокращение — на 90 процентов. Бюджет посёлка Любашевка потерял 7,7 млн грн: из предусмотренных ранее 9 млн грн осталось 1,3, то есть сокращение — на 86 процентов. Бюджет города Болград потерял 6,8 млн грн: из предусмотренных ранее 12 млн грн осталось 5,2 млн грн, сокращение — на 43 процента. По городу Тарутино субвенция была сокращена на 67 процентов: из предусмотренных ранее 4,7 млн грн осталось 1,5 млн гривен». Светлана Осадчук добавила, что бюджеты таких городов как Ананьев, Кодыма, Рени и Раздельная вообще потеряли всю сумму ранее обещанной государственной субвенции. Так, город Рени не получил 14,9 млн грн, Раздельная — 14,3 млн грн, Кодыма — 6,9 млн грн, Ананьев — 6,6 млн грн. В аналогичной ситуации оказались другие посёлки и райцентры: Саврань (бюджетные потери составили 5,4 млн грн), Ивановка (2 млн грн), Николаевка (2,6 млн грн) и Сарата (3,4 млн грн). Названные цифры свидетельствуют о том, что из всех малых городов Одесщины больше всех пострадал город Рени. За более подробным комментарием мы обратились к заместителю Ренийского городского головы по финансовым вопросам и бюджету Людмиле Чакыр. «Действительно, в 2019 году нам урезали более 14 млн 900 тысяч гривен из субвенции на социально-экономическое развитие, — сказала Людмила Валерьевна. — За счёт этих средств горсовет планировал разработать проектно-сметную документацию на ряд объектов реконструкции и строительства, провести линии нового водопровода и капитально отремонтировать участки старых водопроводных сетей, утеплить детские сады и т.д. На выполнение перечисленных работ уже были заключены договоры с подрядчиками. Напомню, что субвенция была предусмотрена распоряжением Кабинета Министров от 10 июля 2019 года №500-р. Но затем правительство приостановило выделение всех субвенций, которые предназначались для социально-экономического развития регионов, в том числе по распоряжению №500. Приостановка была связана с проведением проверки эффективности использования этих денег местными органами власти. Проверка должна была проводиться в сентябре, а в начале декабря мы получили от Ассоциации городов Украины извещение о том, что субвенция в рамках распоряжения №500 полностью разблокирована, и деньги стали поступать в местные бюджеты (Рени является членом упомянутой ассоциации — Ред.). Но в конечном итоге мы увидели то, что увидели — субвенцию нам не дали». Что же теперь делать? Ожидая финансирования из госбюджета, Ренийский горсовет запланировал и частично обеспечил выполнение ряда работ, есть договорные обязательства перед подрядчиками. А денег нет… Отвечая на наш вопрос, Людмила Чакыр заявила следующее: «Скорее всего, город будет вынужден в 2020 году решать эту проблему за счёт перераспределения денег из местного бюджета. В любом случае надо рассчитаться с подрядчиками за выполненные работы. Посмотрим ещё, какой у нас будет свободный остаток городского бюджета 2019 года (беседа с Л. Чакыр состоялась до принятия городского бюджета Рени на 2020 год — ред.). Возможно, отсутствие государственной субвенции мы компенсируем за счёт свободного остатка, а если его не хватит, то придётся пересмотреть список объектов, которые надо финансировать. Комментировать данный вопрос более конкретно я пока не могу». Отметим, что с подобными проблемами столкнулись практически все города, кому сократили объём субвенции на развитие. Местные советы, надеясь получить эти деньги, либо заключили договоры на выполнение строительных и ремонтных работ, либо уже успели осуществить их в той или иной степени. И вот теперь органы местного самоуправления оказались перед фактом отсутствия финансирования. Такое положение общин нельзя назвать иначе, как идиотским. Более того, некоторые местные советы считают свою финансовую ситуацию критической. Как уже сообщал «КН» (см. публикацию Анны Булий ), глава Килийской ОТГ Павел Бойченко назвал 2020 год «годом выживания»: в местном бюджете — огромный дефицит, а денег на развитие объединённой громады практически нет. Павел Бойченко привёл конкретные примеры вопиющего недофинансирования даже базовых потребностей ОТГ, не говоря уже о перспективах какого-то социально-экономического роста. И в первую очередь под угрозой оказалось нормальное функционирование учреждений образования и здравоохранения. По словам главы Килийской ОТГ, такая финансовая «политика» центра в отношении общин — это не случайность, а очередная тенденция. Павел Бойченко привёл пример Татарбунарского района, где местные власти, изучив параметры своего бюджета на 2020 год, пришли к выводу, что они должны уволить техперсонал всех школ и закрыть центральную районную больницу! Ещё раз процитируем одно из высказываний руководителя Килийской громады: «По нашей ЦРБ скажу отдельно. Все знают разрекламированную реформу медицины, но реформа реформе — рознь. В 2019 году медицина нам обошлась в 37 млн грн. В 2020 году на здравоохранение предусмотрено примерно на 7-8 млн грн меньше. Это при средней зарплате врача в размере 3800 грн. На мой взгляд, нас ставят в условия закрытия школ и больниц. Такого не было никогда. Я работаю в органах самоуправления 4 года, все они были сложными, но тем не менее расходы на образование и здравоохранение каждый год увеличивались, росла зарплата. А то, что происходит сегодня, просто катастрофа». Разумеется, килийский лидер не одинок в своей жёсткой оценке происходящего: и руководители общин, и многие эксперты назвали госбюджет-2020 бюджетом отказа от децентрализации. То есть центральная власть сделала огромный шаг назад, перечеркнув первые достижения ещё незавершённой административно-территориальной реформы. «Мы видим абсолютное противоречие между декларацией о том, что в стране продолжается реформа децентрализации, и тем, что финансовые потоки пытаются взять под централизованный контроль. Это один из очень нехороших признаков, особенно в избирательный год. Децентрализация предусматривает передачу полномочий, в том числе в финансовой сфере, местным советам. Территориальным общинам в предыдущие годы благодаря реформе децентрализации было передано много полномочий и увеличена сфера ответственности. Однако в госбюджете-2020 произошло существенное урезание доходов общин. Уже сейчас понятно, что предусмотренный для местных бюджетов финансовый ресурс — субвенции и дотации — не позволит органам местной власти в 2020 году выполнять на должном уровне собственные и делегированные полномочия. Есть большой риск, что из-за недостаточности средств органы местного самоуправления будут неспособны обеспечивать надлежащую жизнедеятельность общин и не смогут оказывать качественные услуги населению», — заявил в ноябре 2019 года председатель правления «Комитета избирателей Украины» Станислав Жолудев. Итак, совершенно очевидно, что мы вновь имеем дело с «традиционной» порочной практикой: украинская власть (независимо от идеологических течений, фамилий президентов и названий фракций в парламенте) продолжает цинично обманывать своих граждан. Проходят годы и десятилетия, но ничего не меняется: государство в лице политиков декларирует одно, а делает совершенно другое — зачастую прямо противоположное. И в этом смысле процесс децентрализации (в целом правильный и оправданный) может стать очередным заложником катастрофической некомпетентности и банальной непорядочности правящих политических сил. Сегодня всевозможные грантоеды и прочие ориентированные на Европу «реформаторы» не перестают удивляться тому, что, в частности, в Бессарабии большинство населения категорически отказывается создавать объединённые территориальные громады. Как утверждают «иксперды» и «политолухи», тёмный народ, увы, не понимает тех великих благ, которые обрушатся на него после формирования ОТГ, а коварные лидеры местных органов власти лишь раздувают страшилки о децентрализации, стремясь сохранить свои руководящие должности и цепляясь за старую административную систему. На самом же деле всё просто до безобразия: упорное нежелание людей создавать ОТГ — это прямое следствие ТОТАЛЬНОГО НЕДОВЕРИЯ граждан к каким бы то ни было реформам в государстве. И нынешняя бюджетная «политика» Киева (когда одной рукой дают деньги громадам, а другой рукой тут же забирают) лишь подтверждает печальную истину о том, что нашей центральной власти верить нельзя. Ведь что сейчас происходит? Население Украины сокращается, экономика продолжает деградировать, количество рабочих мест уменьшается, а между тем колоссальные средства госбюджета уходят на выплату внешних долгов и военные расходы. Всё это можно было бы компенсировать за счёт экономического роста, но его нет и не предвидится. В итоге в казне образуются огромные дыры, и чтобы их хоть как-то залатать, Киев применяет старый проверенный способ — отнимает средства у местных бюджетов. По сути, центральная власть возвращается к режиму ручного управления финансами (сам факт прямого вмешательства Офиса президента в бюджетный процесс заставляет вспомнить, как при Януковиче Госказначейство блокировало средства местных бюджетов). Как говорится, никогда такого не было и вот — опять! Ну, и о какой децентрализации можно говорить дальше? О каких самодостаточных и процветающих ОТГ нам «втирают»? Автор: -
|
Пошук:
Автор
Щодня українці стають жертвами шахраїв онлайн, втрачаючи особисті дані та кошти. Разом з Кіберполіцією ми пояснюємо, що таке скам, які схеми найпоширеніші та як захиститися від зловмисників в Інтернеті.
STEM is FEM запускає навчальну програму «Кібербезпека для дівчат: можливості й професія». Протягом грудня 2024 — березня 2025 року учениці старших класів та студентки дізнаються, як захистити себе в діджиталі та будувати кар’єру у сфері кібербезпеки.
Останні моніторинги:
00:00 14.11.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 14.11.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 14.11.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 14.11.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 14.11.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.042 |