ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Вот бюджет пустой, он предмет простой – он никуда не денется. И потому бюджет пустой гораздо выше ценится?
15.01.2020 / Газета: Курьер недели (Измаил) / № 4(1601) / Тираж: 10800

Процесс принятия государственного и местных бюджетов Украины на 2020 год оказался, пожалуй, самым сложным и противоречивым за весь постмайданный период.

Как уже не раз звучало, ещё в конце минувшего года, когда территориальные громады только готовились к формированию своих бюджетов, центральная власть преподнесла городам и посёлкам доселе невиданный «сюрприз»: Кабмин значительно урезал ранее запланированное выделение средств из государственного бюджета местным бюджетам на социально-экономическое развитие. Напомним, что в Одесской области 14 городов потеряли государственное финансирование на общую сумму 80,9 млн грн. Больше всех пострадал город Рени, у которого забрали всю изначально запланированную субвенцию – более 14 млн 900 тыс. грн.

Ещё более неприятный осадок оставили основные параметры и приоритеты госбюджета-2020. Как известно, в нынешнем году Украина будет вынуждена отдать почти треть (!!) всех доходов государственной казны на погашение своих внешних и внутренних долгов; на втором месте по объёму расходов оказались военные нужды. Соответственно, это было сделано в ущерб образованию, здравоохранению, социальной защите и другим жизненно важным интересам общества. В частности, правительство в очередной раз попыталось решить текущие финансовые проблемы за счёт изъятия некоторых доходов местных бюджетов. И хотя общинам частично удалось отразить эти посягательства, многие эксперты и руководители органов местного самоуправления назвали такую бюджетную политику Киева «убийством децентрализации». Например, некоторые громады впервые за многие годы столкнулись с дефицитом средств на элементарное содержание школ и больниц, что, разумеется, автоматически перечёркивает какие бы то ни было планы социально-экономического развития этих территорий…

Но если одни общины буквально кричали о своих бюджетных проблемах (в данном случае громогласным рупором стала Ассоциация городов Украины), то Ренийский райсовет сделал вид, что ничего не произошло. Возможно, автор этих строк выражает очень субъективное мнение, но во время присутствия на сорок второй сессии Ренийского райсовета, которая приняла районный бюджет на 2020 год, у меня сложилось именно такое впечатление. Позволю себе вернуться к предыдущей публикации на данную тему и процитировать несколько строк: «Не секрет, что в нашей стране бюджетный процесс всегда проходит непросто – как на уровне центральной власти, так и на уровне органов местного самоуправления: формирование доходов и расходов бюджета часто сопровождается жаркими дискуссиями, столкновением интересов и даже конфликтами. Однако депутаты Ренийского райсовета утвердили главный финансовый документ района без активного обсуждения, без всякого анализа современных бюджетных тенденций, проблем и перспектив. Возможно, попытки такого анализа были на заседаниях постоянных депутатских комиссий, но в ходе сессии всё происходило в духе «тишь да гладь да Божья благодать».

Такая позиция народных избранников районного уровня (а, точнее, полное отсутствие позиции) по поводу важнейшего социально-экономического вопроса не просто вызывает удивление – это полнейший нонсенс. Ведь объём доходов районного бюджета в 2020 году сократился почти на 40 процентов! Подчёркиваю: не на 4 и даже не на 14 процентов, а на 40!! Для сравнения: если в 2019 году районная казна составляла 295 миллионов 515 тысяч гривен (что, кстати, на 24 млн грн превышало прогнозные показатели 2018 года), то в 2020 году бюджет утверждён в размере 180 миллионов 839 тысяч гривен. А теперь – внимание: это почти на 115 миллионов гривен меньше, чем всего лишь год назад! Однако депутаты Ренийского райсовета этого даже не заметили. А если и заметили, то, простите за каламбур, заметили как-то совершенно незаметно.

Повторю ещё раз: присутствуя на бюджетной сессии райсовета, я очень внимательно следил за процедурой принятия главного финансового документа района на текущий год, но не увидел даже намёка на анализ ситуации со стороны депутатского корпуса и руководства райсовета. Почему произошло громадное сокращение объёма доходов местной казны? Что это – результат изменений бюджетного законодательства в масштабе государства или итог отрицательных тенденций в экономике района? Или то и другое вместе? Если да, то в каком соотношении? Какими будут последствия 40-процентного падения уровня наполнения бюджета? Подобные вопросы не то что не обсуждались в ходе сессии – они даже не прозвучали!

Как это часто бывает в таких случаях, роль «просветителя» пришлось играть прессе. В частности, попытку сколько-нибудь внятного анализа ренийского районного бюджета на 2020 год сделала газета «Избирком»: она отметила, что «причина такого резкого «похудения» бюджета кроется в его структуре».

«Дело в том, что большую часть доходов Ренийского района составляют межбюджетные трансферты, — пишет «Избирком». – В 2019 году это был 81%, или 239 млн 712 тыс. грн. В 2020 году их доля уменьшилась до 67%, или 121 млн 885 тыс. грн. И основное падение доходов произошло из-за уменьшения государственных субвенций: с 206 млн 819 тыс. грн в 2019 году до 86 млн 974 тыс. грн в 2020 году. Но и с самими субвенциями не всё так просто. Например, образовательная субвенция не уменьшилась, а напротив – выросла с 68 млн 157 тыс. грн до 78 млн 554 тыс. грн. А вот медицинская субвенция сжалась с 24 млн 308 тыс. грн до 6 млн 526 тыс. грн. Но самое большое сокращение, с 214 млн 308 тыс. грн до 1 млн 893 тыс. грн претерпели субвенции, проходящие под названием «Другие». За этим нейтральным термином скрываются субсидии населению, помощь малообеспеченным семьям, детям-сиротам и прочим категориям граждан.

Картина по второй части доходов, то есть тех, что район зарабатывает сам, несколько оптимистичнее: они выросли с 55 млн 803 тыс. грн в 2019 году до 58 млн 954 тыс. грн в 2020 году. Правда, и в этих цифрах есть один маленький секрет. Дело в том, что доходная часть бюджета на 99% состоит из налога на доходы физических лиц… Основные поступления подоходного налога – 45% – происходят от бюджетной сферы, то есть от тех же госслужащих, врачей и учителей, получающих свои зарплаты из госбюджета. То есть из почти 59 миллионов, указанных выше, 29 миллионов 529 тысяч – это те же деньги государственного бюджета. Получается, что если завтра государство прекратит давать субвенции и платить зарплаты, то Ренийскому району на всё про всё останется 32 млн 425 тыс. грн, поступающих в его бюджет от предприятий транспорта и связи (30,4%), промышленности (4,1%) и сельского хозяйства (10,7%)».

Весёленькая картина вырисовывается, не правда ли? Разумеется, жители Ренийского района имеют право знать, что на самом деле представляет собой местный бюджет на нынешний год. Да кто ж в здравом уме обеспечит гражданам такое право? Очевидно, Ренийский райсовет вместе с райгосадминистрацией руководствуются в отношении этих самых граждан простым правилом: меньше будут знать – крепче будут спать.

Впрочем, даже «Избирком» в своём анализе не до конца ответил на вопрос о том, в чём же всё-таки заключается «техническая» причина 40-процентного сокращения районной казны. В общих чертах это объяснила наша газета в публикации, которая была посвящена принятию городского бюджета Измаила на 2020 год (поскольку процедуры бюджетного процесса по всей Украине одинаковы, то это объяснение подходит и для Ренийского района). Цитирую: «Уменьшение прогнозных поступлений в городскую казну в этом году не связано с какой-то бюджетной катастрофой. Просто на государственном уровне будет изменён порядок финансирования медицинской и некоторых социальных государственных субвенций (субсидии, пособия и льготы). Ожидается, что теперь они будут поступать не в бюджеты на местах, а транзитом через территориальные государственные органы».

Но и эта простая формулировка, естественно, не даёт полного представления о бюджетных тенденциях в нашей стране. Как известно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется, а сумма эта продолжает падение. Таким образом, всё намного хуже, чем нам говорят сухие отчёты Минфина или местных органов власти.

Справедливости ради отметим, что принятие городского бюджета Рени на 2020 год также прошло довольно гладко, без глубокого финансового анализа и бурных дискуссий на пленарном заседании. И всё же городской голова Игорь Плехов в своей оценке текущей ситуации был намного более откровенным, чем районное руководство.

«Мы сегодня видим, что в бюджете нашего района образовалась большая дыра. Как известно, районный бюджет в огромной степени формируется за счёт подоходного налога, а объём его поступлений у нас сокращается. Дело в том, что целый ряд предприятий и организаций, расположенных в Рени, перечисляют подоходный налог в бюджет Измаила. Соответственно, наш районный бюджет несёт потери, восполнить которые практически невозможно. А через год, как я понимаю, это будет бюджет одной громады. И нам придётся думать, за счёт каких ресурсов наша громада сможет существовать и развиваться, — заявил Игорь Плехов, обращаясь к депутатам горсовета. – Сейчас государство перекладывает на органы местного самоуправления много полномочий и обязанностей, мы будем отвечать за всю социальную сферу. Яркий тому пример – содержание городских детских садов. Как известно, в районном бюджете 2020 года субвенция для садиков сократилась на 6,4 миллиона гривен, и финансовая нагрузка на городской бюджет возрастает. Я нередко общаюсь с главой объединённой громады Березовки, и он мне рассказал, что если раньше у них был годовой бюджет развития в пределах 15 миллионов гривен, то в 2020 году – около 600 тысяч. Почему? Все деньги уходят на содержание социальной сферы.

Этот год будет сложным. Нас ждёт объединение громад, хотя до сих пор нет окончательной ясности, сколько ОТГ будет создано на территории нынешнего Ренийского района – две или одна. Но в любом случае мы должны усиленно заниматься наполнением местного бюджета. По моему мнению, и у города, и у всех сельсоветов есть финансовые резервы. Главный из них – плата за землю. Нужно просто наводить здесь порядок. Со своей стороны могу сказать, что горсовет активно работает в этом направлении, мы подаём в суд на неплательщиков. В частности, за долги по земле арестовано имущество бывшего хлебозавода на сумму 800 тысяч гривен. Таким же образом решается вопрос с земельными долгами бывшей центральной котельной, а также с другими землепользователями, которые ничего не дают в бюджет. Нам надо научиться относиться к бюджету, как к священной корове. Думаю, все знают о том, что в США самым тяжким преступлением считается неуплата налогов. Почему у нас должно быть иначе?»

Депутат Ренийского горсовета Валентина Епитроп подняла вопрос о том, кто и каким образом должен нести ответственность за существенное недофинансирование городских детских садов из районного бюджета.

«Я считаю, что райсовет обязан отвечать за подобную бюджетную «политику». Районная власть поставила нас в ситуацию, когда мы вынуждены как-то компенсировать недостаток средств. За счёт чего? За счёт того, что мы, городские депутаты, не сможем осуществить наказы наших избирателей. И депутатам райсовета всё это сходит с рук. Недофинансирование детских садов – это то же самое, как взять ребёнка из приюта в семью, а потом, понимая, что расходы на ребёнка увеличиваются, отдать его обратно в приют», — заявила Валентина Епитроп.

Игорь Плехов добавил, что сегодня распределение районного бюджета происходит таким образом, что райсовет фактически поощряет те местные советы, которые не работают над увеличением доходов своей казны. В качестве примера мэр привёл размеры районной субвенции на содержание дошкольных учреждений в городе Рени и селе Новосельское: если в первом случае районная власть выделила на три детских сада 3,2 млн грн, то во втором случае один садик получил финансирование в размере около 2 млн грн. Тем самым райсовет лишь стимулирует «неспособность» Новосельского сельсовета содержать собственный детский сад за счёт сельского бюджета. И такой пример – далеко не единичный…

Автор: Андрей ПОТЫЛИКО

Пошук:
розширений

Автор
Лелеки повернулися на укріплені енергетиками ДТЕК Одеські електромережі гнізда
На укріплені ДТЕК Одеські електромережі гнізда повернулися лелеки. Наразі птахи заселили 100% своїх домівок, а це − 257 платформ. На початку 2024 року енергетики встановили 4 платформи, до кінця року планують змонтувати ще 16. Попри війну енергетики продовжують дбати про захист біорізноманіття та довкілля. Роботи проводять під егідою проєкту #Лелеченьки, спрямованого на захист та збереження популяції білого лелеки. Він відповідає принципам ESG та Цілі Сталого розвитку Глобального Договору ООН №15 – «Збереження екосистем землі».

«Все, що ми пам'ятаємо, – неправда»
Презентація 8-го видання проєкту «Стара Одеса у фотографіях» зібрала повний зал в Одеській національній науковій бібліотеці

Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.017