ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:
 




«Украина 2030»: десять лет для устойчивого развития страны
30.01.2020 / Газета: Вечерняя Одесса / № 12-13(10859-10860) / Тираж: 10407

Как сообщала «Вечерняя Одесса», в парламентском комитете по вопросам экономического развития была создана инициативная группа «Украина 2030». В нее вошли видные и авторитетные ученые, политики, дипломаты, представители бизнеса и отраслевых ассоциаций, а руководителем стал инициатор ее создания первый заместитель председателя комитета, народный депутат Сергей Тарута.

Две недели назад, 16 января, состоялось первое заседание инициативной группы «Украины 2030». В нем участвовал известный одесский политический и общественный деятель, народный депутат нескольких созывов, председатель Одесской областной государственной администрации в 1998-2005 годах Сергей Гриневецкий. Его мы и попросили рассказать: о чем же шла речь на первом заседании, и насколько реалистичным является предлагаемый план развития страны?

— Сразу отмечу, что толчком для создания инициативной группы стало проведение слушаний в комитете Верховной Рады по вопросам экономического развития на тему «Внедрение Концепции устойчивого развития Украины до 2030 года», — говорит Сергей Гриневецкий. — В ходе этих слушаний было принято решение о подготовке предложений по внедрению механизмов реализации стратегических направлений долгосрочного развития нашей страны в соответствии с Целями устойчивого развития ООН и происходящей сегодня промышленной революцией. Дело в том, что в свое время различными институциями разрабатывались документы стратегического характера. Реализация их положений должна была обеспечить устойчивое развитие страны. Но в силу различных причин теоретические выкладки не нашли своего воплощения на практике. Идея, которую предложил первый заместитель председателя вышеназванного парламентского комитета Сергей Тарута, заключалась в том, чтобы объединить интеллектуальные усилия людей, понимающих толк в государственном управлении и разбирающихся в экономике, для подготовки финального комплексного документа Концепции устойчивого развития страны до 2030-го, который ляжет в основу законопроекта «Основы устойчивого развития Украины».

— Персональный состав инициативной группы позволит выполнить такую непростую работу? С кем вам предстоит идти на «мозговой штурм»?

— О, состав группы оказался очень интересным. Назову только несколько фамилий. Прежде всего, сам Сергей Тарута, который очень интересно выступил на первом заседании. Президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах, директор Института экономики и прогнозирования Национальной академии наук Украины Валерий Геец, директор Национального института стратегических исследований Александр Литвиненко, член президиума Национальной академии наук Украины, бывший вице-премьер Владимир Семиноженко, директор Института демографии и социальных исследований им. М. В. Птухи НАН Украины Элла Либанова, председатель правления Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский, ректор Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского» Михаил Згуровский и другие. Мы все друг друга хорошо знаем, поэтому сразу же включились в продуктивную работу. Признаюсь, ощутили даже какое-то творческое вдохновение — настолько интересной оказалась задача, которую поставила перед собой инициативная группа «Украина 2030».

— Расскажите теперь о том, какой видится Концепция устойчивого развития Украины на ближайшие десять лет. На чем этот документ будет базироваться, какую цель преследует?

— Концепция устойчивого развития Украины до 2030 года — это совокупность научно обоснованных принципов и механизмов государственного управления устойчивым развитием страны. Она будет базироваться на научных достижениях, форсайте (технологии долгосрочного прогнозирования, системе методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития) и экономико-математическом моделировании.

Целью Концепции является внедрение новой правовой, социально, экологически, экономически сбалансированной модели развития страны, в которой наивысшей ценностью является Человек, а главной движущей силой развития страны — реализация креативного потенциала нации.

Модель устойчивого развития включает в себя восемь механизмов. Прежде всего, это развитие человеческого капитала, что предусматривает создание безопасной среды жизнедеятельности жителя Украины через трансформацию систем здравоохранения и образования, развитие культуры. Общественный договор — справедливое судопроизводство, социальное партнерство «государство — бизнес — гражданин». Разумное управление — изменение парадигмы государственного управления и местного самоуправления. Структурная модернизация экономики, в частности, цифровая трансформация в соответствии с требованиями Четвертой промышленной революции. Стимулирование экономической активности — формирование конкурентной среды, детинизация, развитие малого и среднего бизнеса, фермерства и кооперации. Развитие креативной экономики — привлечение науки и внедрение инноваций, охрана и защита интеллектуальной собственности. Финансовое обеспечение — повышение эффективности и стабильности банковской системы, совершенствование работы фондового рынка, трансформация пенсионной системы и страхового рынка. Наконец, устойчивая инвестиционная безопасность, предусматривающая как безусловную защиту прав инвесторов, так и предупреждение ненадлежащего иностранного инвестирования в стратегические отрасли, что может угрожать национальной безопасности.

В проекте Концепции устойчивого развития Украины до 2030 года каждый из вышеназванных механизмов реализации уже детально прописан, теперь необходимо трудиться над созданием соответствующего нормативно-правового поля.

— Сергей Рафаилович, давайте откровенно. Хороших документов у нас принимается немало. Наверняка Концепция устойчивого развития страны до 2030 года также будет содержать правильные постулаты, выверенные экономические формулы и бесспорные выводы. А каковы шансы на то, чтобы данный документ дошел до практической реализации?

— Каковы шансы? А это зависит только от нас самих. Насколько успешно мы все, кому небезразлична судьба страны, сумеем ответить на вызовы времени и преодолеть трудности, которые сами себе же и воздвигли. Об этом я говорил в своем выступлении. Прежде всего, призвал выяснить, чем занимаются правительство и Офис президента по теме устойчивого развития государства. Ведь есть соответствующий указ главы державы, значит, появились уже наработки. Тогда зачем готовить альтернативный законопроект? Надо объединить усилия, пригласив в инициативную группу «Украина 2030» представителей министерств, правительства, Офиса президента. В результате, я уверен, получится сбалансированный во всех отношениях документ, который в парламент должен представить Президент.

Второе замечание касается того, что самую замечательную идею у нас можно быстренько «приземлить». Так, Концепция устойчивого развития рассчитана на десять лет реализации. Громадный временной срок — по меркам Украины. Ведь за это время Конституцией предусмотрено проведение очередных президентских и парламентских выборов. О внеочередных не говорю, как и о возможных отставках в правительстве... Но у нас системным явлением стала политическая турбулентность. Не путать с пресловутым «турборежимом»! Политическая турбулентность характеризуется отсутствием преемственности. Каждое предыдущее правительство объявляется преступным. Стоит только Кабинету Министров уйти в отставку, как тут же вешается ярлык. Возникает вопрос: как в таких условиях обеспечить выполнение законов, пусть самых совершенных и крайне нужных, но если их принимала «преступная власть»?

Наконец, для реализации такого программного документа, которым является Концепция устойчивого развития Украины до 2030 года, необходимо сегодня разобраться и дать ответы на следующие проблемные вопросы. Первый — какое у нас государственное устройство, по какому принципу власть делится между центром и регионами? Нужно понимать, кто конкретно на местах будет обеспечивать выполнение закона. Ведь если областные госадминистрации упразднят, то тогда вообще многое становится непонятным. Второй вопрос — какая форма государственного управления в стране? Формально у нас парламентско-президентская республика. А по сути? Дальше — какой политический режим в государстве: демократический, авторитарный, либеральный? Или будет либертарианство, о котором в прошлом году активно говорилось, но сейчас уже не слышно? При этом принимаются такие законы о судебной власти, что «диктаторские законы 16 января» по сравнению с ними — детский лепет.

Добавлю, что государство должно выполнять свои функции: политическую, экономическую, социальную, идеологическую, экологическую, правовую. Вы сами сможете ответить на вопрос, насколько успешно оно с этим справляется. Работа по реализации Концепции лежит на плечах чиновников — а кадрового ресурса нет! Ситуация с наличием специалистов государственного управления крайне критическая. Первым цепочку преемственности подготовки чиновников разорвал президент Ющенко, который уволил 20 тысяч госслужащих только потому, что они не голосовали за него. Ну, а пресловутая люстрация нанесла еще один сокрушительный удар по кадровому потенциалу государственных служащих. В результате этого сейчас управлением державой массово занимаются «специалисты», которые ничего в этом не понимают. И с этим обстоятельством тоже нужно считаться, разрабатывая Концепцию устойчивого развития до 2030 года.

— А о чем в документе не сказано?

— В Концепции практически ничего не сказано о земельных отношениях. Сегодня тема продажи земли сельскохозяйственного назначения рассматривается как исключительно экономический вопрос. А это в корне неправильно, я считаю. Землю надо рассматривать в системе координат философско-этических отношений. Для украинца земля — это карма! Только осознание этого позволит принять правильное решение в вопросе ее будущего. В Концепции ничего не говорится о том, что Украина перестала быть морской державой, а превратилась в страну у моря. А ведь море, выход в Мировой океан — это второй ресурс, который Бог подарил Украине. Но мы находимся под каким-то ресурсным проклятием. Есть фантастически плодородная земля, есть выход в Мировой океан, но при этом мы живем в самой бедной стране Европы.

Но у Украины появился еще один ресурс, вернее, мы сами его создали — мусор. Не знаю, в какой еще стране есть такое его количество. Если начнем перерабатывать мусор, то станем очень богатыми. Поэтому в Концепции хотел бы видеть темы перспективного развития, к примеру, по производству электроэнергии. Перерабатывая тот же мусор, будем получать и тепловую энергию, и электрическую.

Гораздо больше внимания нужно уделить решению демографических проблем. Ведь до чего дошло: на сто смертей приходится только 53 рождения. То есть каждый год население Украины уменьшается на 200 тысяч человек, по численности — средний областной центр. А в каком состоянии инфраструктура — атомные электростанции, гидроэлектростанции, мосты, дороги, линии электропередач? Ответим честно — в критическом.

— Так что же со всем этим делать, как исправлять ситуацию в стране?

— Принимать реалистичную Концепцию устойчивого развития и ответственно, по-государственному, подходить к ее реализации.

Автор: Интервью вел Олег Суслов.

Пошук:
розширений

Автор
Кіберполіціїя: що таке скам, як його розпізнати та захиститись
Щодня українці стають жертвами шахраїв онлайн, втрачаючи особисті дані та кошти. Разом з Кіберполіцією ми пояснюємо, що таке скам, які схеми найпоширеніші та як захиститися від зловмисників в Інтернеті.

Як дівчатам захистити себе онлайн: стартує освітня програма з кібербезпеки
STEM is FEM запускає навчальну програму «Кібербезпека для дівчат: можливості й професія». Протягом грудня 2024 — березня 2025 року учениці старших класів та студентки дізнаються, як захистити себе в діджиталі та будувати кар’єру у сфері кібербезпеки.

Останні моніторинги:
00:00 14.11.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 14.11.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 14.11.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 14.11.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 14.11.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.062