ИА «Контекст Причерноморье»
логин:
пароль:
Последнее видео
Презентация 28-го выпуска историко-краеведческого альманаха «Юго-Запад. Одессика»
Инфографика
Курсы валют. Доллар США. Покупка:
 




Алексей Мясковский: «Ситуацию в порту стабилизировали, надо восстанавливать позиции»
20.02.2020 / Газета: Вечерняя Одесса / № 21—22(10868-10869) / Тираж: 10407

Три месяца назад на должность исполняющего обязанности директора ГП «Одесский морской торговый порт» Министерство инфраструктуры назначило Алексея Мясковского. Портовикам этого специалиста представлять не нужно было. Новый руководитель трудился на предприятии с конца 90-х годов прошлого столетия, до назначения и.о. директора долгое время возглавлял юридическую службу. Так что ни одно из направлений деятельности Одесского порта не представляло для него загадки.

Возможно, данный аргумент и сыграл определяющую роль, когда в профильном ведомстве задумались: а кому же доверить судьбу прославленного предприятия? Ведь за последние несколько лет порт стремительно растерял свой потенциал, завершив минувший год с убытком 100 миллионов гривен.

Может, сейчас еще рано делать далеко идущие выводы, но назначение А. Мясковского уже дало осязаемый результат. По итогам января порт получил прибыль 7,9 миллиона гривен. Год назад этот же месяц был провальным — 6 миллионов убытка. С вопроса о том, за счет чего же удалось стабилизировать производственную и финансовую ситуацию, началась наша беседа.

— За три месяца удалось в порту сделать главное: остановить падение, взять ситуацию под контроль, — говорит Алексей Мясковский. — Достичь этого, выйдя по итогам января в прибыль, удалось за счет системного и кардинального сокращения расходов. Прежде всего, были предприняты экстренные меры по изменению тарифной политики. Я говорю о буксирных услугах, оказание которых приносит Одесскому порту львиную долю дохода. Не хочу сказать, что нам сразу удалось найти оптимальную модель тарифов. Обязательно будем корректировать, учитывая реакцию участников рынка буксирных услуг. Постарались убрать все непрофильные затраты. Проанализировав, закрыли массу проектов, что тянули у порта деньги, но которые не окупались и не приносили дохода.

— Коснулась ли политика кардинального сокращения доходов фонда оплаты труда? Если да, то какая была реакция портовиков?

— По оплате труда месячная экономия составила порядка 40 процентов. За год, думаю, удастся сэкономить порядка 110 миллионов гривен. Существенно сократить фонд оплаты труда удалось, главным образом, за счет отмены заоблачных зарплат, которые еще недавно выплачивались определенным работникам из числа административного персонала, а также ликвидации фантастических премий, которых просто не может быть на убыточном предприятии. В то же время с 1 февраля на 10 процентов подняты оклады для производственного персонала. Повышение коснулось тех работников, кто получал небольшие зарплаты, до 8 тысяч гривен в месяц. В течение года зарплату планируем еще поднять. При этом очень хорошо понимаем, что нужно проводить оптимизацию численности персонала. Естественно, это вызывает негативную реакцию. К сожалению, изменений в кадровой политике не было с добрый десяток лет, люди привыкли к определенному уровню благосостояния предприятия. Когда оно было суперприбыльным — штат раздували, будем говорить прямо, без лукавства. И можно было бы ничего не менять, если бы дела шли хорошо. Но сегодня, когда боремся за каждую копейку, такое расточительство уже не можем себе позволить.

— Получается, людей на улицу?

— Смотрите: сегодня средняя зарплата в порту на 38 процентов выше, чем в среднем по стране. На 50 процентов больше показателя по области. Но 15 тысяч гривен, что сегодня в среднем получает работник Одесского порта, — не предел. Наша задача — повышать доходы тех, кто реально работает на предприятии. Будем проводить оптимизацию кадров по каждой структурной единице предприятия. Но тем, кто попадает под сокращение, обязательно поможем, на этот счет у порта есть соглашение с профкомом. Будем стараться трудоустраивать персонал в стивидорных компаниях или отдельных проектах на территории предприятия.

— В прошлом году «Вечерняя Одесса» посвятила несколько критических публикаций тому, как Одесский порт отдал, как говорится, без боя, рынок буксирных услуг пришлым компаниям. Причины того, что случилось, газета называла, повторяться не будем. Что удалось исправить за три месяца?

— Прежде всего, мы отказались от почасовой аренды буксиров, ведь данный механизм, внедренный прежним руководством порта, позволял частным компаниям зарабатывать сверхприбыли на государственном имуществе. Вместо почасовки внедрили модульную систему, также добились, чтобы в каждой проводке участвовал хотя бы один буксир портофлота. Благодаря этому удалось существенно увеличить количество работ, что выполняют наши суда. Но, увы, на финансовых показателях это отразилось не в полной мере. Виной этому — фиксированные и, по сути, демпинговые, цены на буксирные услуги, которые, как оказались, получил ряд клиентов. У них просто колоссальные скидки! Также мы рассчитывали на то, что рынок буксирных услуг вырастет в цене, да и конкуренты будут предлагать адекватные тарифы. К сожалению, этого тоже не случилось. В итоге портофлот в плюс пока не вышел.

— Так, может, применить административный механизм решения проблемы? Взять и выгнать чужие буксиры из акватории, где трудятся суда портофлота Одесского порта?

— Так не получится: рынок буксирных услуг никак не отрегулирован законодательно. Для таких действий нет правового механизма. И сам себя рынок не может отрегулировать. Замечу, что с помощью одной юридической компании мы провели исследование в других странах. И выяснили, что нигде такой вольницы, как в Украине, нет! Какой-то обязательно существует механизм контроля со стороны государства. Не может буксир оказывать услуги, если судно не застраховано, если экипаж соответствующим образом не обучен и не имеет об этом подтверждающих документов. В некоторых странах даже предусмотрен механизм лицензирования. И это правильно. Это не предложение закрутить гайки конкурентам. Просто государство не может допускать, чтобы в портах работали компании, которые не соответствуют требованиям безопасности мореплавания. К счастью, нынешнее руководство Министерства инфраструктуры нас слышит. Поэтому надеемся, что в Украине тоже появится законодательная инициатива по урегулированию рынка буксирных услуг.

— Введение четких и понятных правил игры — это, конечно, хорошо. Но непонятно, сколько придется ждать. А как сегодня трудиться портофлоту, на что рассчитывать?

— Ищем работу везде, где она может быть. В любом случае, мы будем конкурировать честно. Считаю большой производственной удачей заключение с компанией, работающей в акватории Николаевского порта, договора аренды двух буксиров портофлота — «Новатора» и «Стивидора» — на очень хороших условиях. Для Одесского порта такое решение не было проблемным. В нашей акватории — переизбыток буксиров, поэтому «Новатор» и «Стивидор» могут спокойно трудиться в Николаеве. По подсчетам, эти суда ежемесячно будут приносить по 30 тысяч долларов в месяц дохода. Ведущий наш буксир «Гранит» находится пока в ремонте, но надеемся, что в марте он вернется в строй.

— Еще одна «горячая» точка на территории порта — судоверфь. Что ее ждет?

— Нам удалось сократить убыток в 2,5 раза. Помогли жесткие меры по экономии, при этом доходы выросли в два раза. Как только порту утвердят финансовый план на 2020 год, док № 4, который давно находится в неработающем состоянии и ремонт которого экономически нецелесообразен, будет выставлен на продажу. Потенциальные покупатели, которые готовы купить объект в его сегодняшнем состоянии, уже есть. Продажа дока, который только тратил ресурсы порта на свое содержание, существенно сократит наши расходы. Вообще есть идея превращения судоверфи в компактное производство. Создать его хотим в Практической гавани. Для этого переместим туда док № 2. Это позволит нам самим ремонтировать свои буксиры, а также брать заказы, как говорится, со стороны. Ну, а в районе 42-го причала будет реализован крупный инвестиционный проект с участием компании CMA CGM. Этот проект имеет давнюю историю, с повестки дня он не уходил. Просто сейчас, когда приоритет отдается концессии, будет проведена определенная корректировка. После чего участники проекта выйдут со своими предложениями на министерство.

— Ну, и последний вопрос. Что удалось изменить в работе других подразделений Одесского порта?

— У нас достаточно много заведомо убыточных структур и объектов. Это, прежде всего, социальная сфера. К примеру, у порта есть два детских летних лагеря, детский садик. Также на балансе находятся билетные кассы на причалах в «Лузановке», «Аркадии», на «Ланжероне». Помните их? Эти объекты имеют свою территорию, которой нужно правильно, по-хозяйски распорядиться. Хотим продать оздоровительный комплекс в Чабанке и аквапарк — для порта принципиально, чтобы эти объекты выставлялись на продажу вместе. Передадим гостиницу на морвокзале на баланс «Администрации морских портов Украины», чтобы она попала в концессионный договор. Поправила финансовые показатели автобаза порта. И, хотя затраты по доставке работников порта и администрации на работу и домой выходят немаленькими, мы эту социальную функцию продолжаем выполнять. К сожалению, при существовании норматива, при котором 90 процентов прибыли порт обязан отдавать государству, ни о каких масштабных покупках портовой техники речи и быть не можем. Поэтому этот год посвятим ремонтным и восстановительным работам, дабы создать платформу для будущего развития.

Автор: Олег Суслов
Поиск:
расширенный

Артём Филипенко
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПИР ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ
Пандемия коронавируса и связанные с ней чрезвычайные меры оказались весьма удобным моментом для решения властями предержащими насущных политических задач.

Книжки квітня: добірка для гарного настрою
Перше квітня — День сміху. Дослідники наводять різні версії того, коли з’явився День сміху. Дехто зазначає, що його відзначали ще у Стародавньому Римі. А більшість учених знаходить витоки такого свята у ХVІ столітті у Франції.

 

Последние мониторинги:
01.04.2020 / Комсомольская правда
01.04.2020 / Сегодня
01.04.2020 / Сегодня
01.04.2020 / Сегодня
28.03.2020 / Чорноморські новини


© 2005—2020 Информационное агентство «Контекст-Причерноморье» New
Свидетельство Госкомитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины №119 от 7.12.2004 г.
Использование любых материалов сайта возможно только со ссылкой на информационное агентство «Контекст-Причерноморье»
© 2005—2020 S&A design team / 5.825