|
Объединять, не сталкивая
27.02.2020 / Газета: Вечерняя Одесса / № 24-25(10871-10872) / Тираж: 10407
Николай Михайлуца представляет свою книгу Солидная историческая монография увидела свет в этом феврале: она служит восстановлению исторической справедливости и выполняет миротворческую миссию. МОНОГРАФИЯ доктора исторических наук Николая Михайлуцы «Православне життя в Одесi: вiд революцiї до сталiнського одержавлення (1917—1945)» была представлена в Одесской национальной научной библиотеке при большом стечении представителей научной общественности и в почетном присутствии Генерального консула Румынии в Одессе Эмила Рапчи. «Он этой книгой жил, — отметил, в ходе последующего обсуждения, коллега виновника торжества, доцент ОНУ им. И. И. Мечникова, доктор исторических наук Тарас Винцковский. — Примечательно то, что поданный в монографии материал научно осмыслен автором в социопсихологическом аспекте». В своих выступлениях историки, как одесские, так и гости из других городов Украины, одобрили в авторе книги добросовестность подхода к историческим документам, использование им громадного массива архивных материалов и других документальных источников, в частности, фотографий из Христианского архива в Бухаресте; большое количество приведенных в монографии ссылок на профильные разработки. Генконсул Эмил Рапча поблагодарил и Николая Ивановича Михайлуцу, и коллектив ОННБ и сказал: «Вы, научные работники Украины, начали описывать события непредубежденно. Православие не принадлежит идеологии, партии, государству, оно не инструмент пропаганды. Православие служит делу мира и взаимопониманию между народами, нациями. Историки должны открывать людям глаза и помогать им понять окружающий мир». Что до самого автора богато иллюстрированной монографии, который заведует кафедрой в Одесском морском университете и является членом правления Национального союза краеведов Украины и членом Межведомственного координационного совета по вопросам краеведения при Президиуме Национальной академии наук Украины, то Николай Иванович волновался накануне презентации, как перед собственным экзаменом: «Проснулся около пяти утра и бросился к окну, — признался он, — не помешает ли мероприятию погода». Но зал отдела редкостных изданий и рукописей ОННБ оказался к назначенному времени полон под завязку. — История нашего края для меня — это история многочисленных народов, живших на этой земле, — рассказал Н. И. Михайлуца. — Я не хотел, чтобы моя книга получилась специальной, узко научной: я хотел, чтобы она оказалась доступной широкому кругу читателей-неспециалистов. В работе над книгой, с благодарностью отметил автор, помогли: известный одесский краевед, эссеист, доктор технических наук Михаил Пойзнер; известный ученый, ныне покойный, доктор исторических наук Владимир Пащенко: ректор Полтавского национального педагогического университета им. В. Г. Короленко, действительный член Академии педагогических наук Украины, он был оппонентом Николая Михайлуцы на защите последним докторской диссертации; и он уже в 90-х начал глубоко исследовать интересующую одесского ученого тему. «ПЕРВАЯ половина ХХ столетия была тяжелейшим периодом в истории наших народов, — рассказывает Николай Михайлуца. — Я уделил внимание в работе над книгой тем сегментам истории, которые пока что мало исследованы. Я был членом группы Одесского мартиролога, работал в архивах СБУ, документы нам приносили в огромных сумках. Изучая источники, я понял: воспринимать исторические факты нужно не через эмоции и личные мнения, а исключительно через документ. В моей книге множество документов приведены полностью. Если же меня по-человечески трогали биографии загубленных сталинизмом священников, то я вводил эти биографии в книгу: это и была моя попытка очеловечить бесстрастную Историю. Ведь, прочтя иные личные дела арестованных священников, я спать не мог». ...Разделы 375-страничной монографии таковы. «Православные Одессы в послереволюционные годы (1917—1929); «Православный клир Одессы в трагические 30-е годы ХХ века»; «Православие в Одессе в годы немецко-советской войны»; «Одесское Православие в годы послевоенного огосударствления». Каждый раздел содержит в себе биографическую главу: «Голгофа одного клирика», — историю конкретного священника, жертвы тоталитарного сталинского режима. В главах разных разделов уделено внимание тонкостям непростых межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений; судьбе Церкви в период НЭПа и в страшные периоды голода; большевистским конфискациям — разграблению храмов с изъятием церковных ценностей; антирелигиозным комиссиям и «церковным процессам»; жизни клира и прихожан в период оккупации... Очень непростая тема поднята в главе: «Православный ренессанс?! Одесский период деятельности Румынской православной миссии (октябрь 1941 — март 1944 гг.)». В этот период не было Одесщины, а было «губернаторство Транснистрия» под оккупационной властью. В этот период, отмечает Николай Михайлуца, в Одессе были отреставрированы и открыты 22 церкви и 3 монастыря. В городе на Александровском проспекте была Покровская церковь, на Третьей заставе — украинская Входоиерусалимская. Всего же при советской власти в регионе было уничтожено 890 храмов из 1017 храмов и молитвенных домов и 13 монастырей и скитов, существовавших до Октябрьской революции, так сказал автор монографии в докладе на презентации. Книга отмечает наличие непростого вопроса о взаимоотношениях церковных и светских властей, в том числе таких властей, которые трудно заподозрить в христианнейших деяниях. Но вопрос не поставлен, как говорится, ребром, ибо это совершенно особый аспект темы, ткань которой у Н. И. Михайлуцы все-таки сугубо фактажная, это регистрация событий. Сегодня, к тому же, считается, что как-то неполиткорректно прилагать к иным аспектам Истории определения «хорошо» или «плохо», особенно в присутствии высоких гостей. Полагаю, однако, далеко не все одесситы согласны с новейшим мифом (Михайлуца тут ни при чем), что якобы румынская оккупация в регионе была цивилизационной и христианнейшей идиллией, хотя собственно Церковь вроде бы ни в чем и не виновата. Поэтому особенно примечательна устная рецензия, данная монографии в ходе обсуждения доктором исторических наук, профессором Черноморского национального университета им. Петра Могилы в городе Николаеве, почетным краеведом Украины и, кстати, активным пользователем нашей ОННБ Александром Тригубом: его определения блестящи в своей емкости и точности. «Книга дает меньше ответов, чем формулирует вопросов. Это не удивительно: автор попытался буквально объять необъятное. Ответы еще предстоит найти и дать историкам. Автор не назвал свою книгу: «Православная церковь» — он сделал акцент на православной жизни. Он обрисовал все противоречия и многоразличные направления этой жизни. Экзистенциальный разрыв между православием, христианством, и военной оккупацией для автора монографии не имеет решения. Но чрезвычайно важно то, что автор умеет объединять, не сталкивая!». Итак: блаженны миротворцы. Автор: Тина Арсеньева
|
Пошук:
Автор
Щодня українці стають жертвами шахраїв онлайн, втрачаючи особисті дані та кошти. Разом з Кіберполіцією ми пояснюємо, що таке скам, які схеми найпоширеніші та як захиститися від зловмисників в Інтернеті.
STEM is FEM запускає навчальну програму «Кібербезпека для дівчат: можливості й професія». Протягом грудня 2024 — березня 2025 року учениці старших класів та студентки дізнаються, як захистити себе в діджиталі та будувати кар’єру у сфері кібербезпеки.
Останні моніторинги:
00:00 14.11.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 14.11.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 14.11.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 14.11.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 14.11.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.024 |