|
Судьба киностудии — это трагедия всего постсоветского пространства
09.07.2020 / Газета: Вечерняя Одесса / № 69*70(10916-10917) / Тираж: 10407
Былая слава — павильон Веры Холодной О том, насколько судьба Одесской киностудии вписана в контекст бытия государства Украина, наша беседа с кинорежиссером, народным артистом Украины, председателем правления Одесского отделения НСКУ Ярославом Лупием. Позиция настоящего практика кинематографа такова: удержать для творческого сектора Союза кинематографистов то, что еще можно удержать. А возможности эти регламентированы законами и подзаконными актами. И на разумные тактические компромиссы тоже необходимо идти. Какой имеем нынче расклад? В конце июня, как сообщило агентство «Интерфакс Украина», согласно данным системы раскрытия Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины (НКЦБФР), государству принадлежит 50%+2 акции ЧАО «Одесская киностудия». Еще одним владельцем Одесской киностудии, с пакетом акций 25% минус одна акция через ООО «Медиа Коворкинг» выступает киевский застройщик Андрей Вавриш. А бывший владелец «полупакета» в 50% минус одна акция, нынешний министр культуры Александр Ткаченко недавно продал остававшийся у него пакет в размере 25% минус одна акция уставного капитала банкиру Александру Морозову, который с 2013 года является директором по развитию бизнеса ЧАО «Смарт Холдинг». Стоимость одной акции — одна гривня. Однако же почему за государством сегодня числится 50% плюс две акции, если, и наша газета сообщала об этом 13 февраля, 12% от общей балансовой стоимости киностудии ушли в руки частника, согласно судебному решению, за счет студийной гостиницы «Экран»? Да так оно всё у нас делается: тогдашний министр культуры Владимир Бородянский, а именно министерство выступает держателем акций киностудии от лица государства, судебного решения как-то не заметил, а исполнительная служба как-то частником вдохновлена не была, а правительство Гончарука вскоре в отставку ушло, а пана Ткаченко вдруг деятельность государственного чиновника воодушевила сильнее, чем рутинные продюсерские хлопоты... как-то так статус кво и завис. И рвать на себе тельняшку ради сохранения территории, больше похожей на кладбище и несущей, для оправдания своего существования, музейную функцию, — оно тоже как-то уже не вдохновительно. Кино — не только важнейшее, но и самое дорогостоящее из искусств. Создать «Голливуд над Черным морем» — это, по нашим временам, со стремительно обновляющимися технологиями, надо вбухать громадные деньги. Кто станет это делать в нестабильной стране? А обанкротить кинопредприятие в наших реалиях — запросто. Достаточно занять деньги, ну, скажем, на съемку парочки фильмов, и не окупить их производство, и денег заимодавцу не вернуть. Продемонстрировать, что студия не в состоянии содержать себя. И какие есть конкретные способы воспрепятствовать такому варианту? НЕ СТАВИЛА бы я так вопрос, не будь мы, одесские журналисты, свидетелями начала акционирования государственной студии, не выслушивай тогдашних пресс-конференций. Раздавались ли тогда массовые протесты против акционирования? Крики о том, что «нас всех обманули, наши подписи под протоколом подделали»? Ничуть не бывало. Да, в кулуарах шли разговоры о том, что как-то некорректно не включили в список держателей акций творческий коллектив, то, что от него осталось на момент акционирования: мы, мол, создавали славу этой киностудии, а нами пренебрегли. Народ еще имел наивную надежду на то, что уставной капитал принесет прибыль и держателям акций достанется пара копеек. Однако дальше кулуарного высказывания обиды дело не пошло. А через год-два стало ясно: что-то пошло не так. Фасад административного здания был с помпой отремонтирован частником-инвестором, т.е. Ткаченко, и отменить процедуру акционирования, ввиду того, что кино не снимается, оказалось невозможным: следовало бы вернуть инвестору потраченные «фасадные» деньги, государство же таких денег не имело... или делало вид, что не имеет. А кино не снималось. Площади и хилое оборудование сдавались в аренду... а после и арендные возможности иссякли. Всем стало ясно, что кина не будет, и пошли толки о «подделанных подписях коллектива под протоколом голосования об акционировании». Особняк Сан ДонатоОсобняк Сан Донато «Члены Национального союза кинематографистов, члены правления Одесского отделения проголосовали тогда за акционирование, — утверждает Ярослав Лупий, на тот момент, в 2005 году, и.о. председателя правления. — Народ на собрании проголосовал «за». Я голосовал — «против». Людей упрекать невозможно: это трагедия всех постсоветских государств, так обстояли дела и в Москве, и в Питере; людям наобещали, насулили, наговорили». Тем более, что на памяти был успех начинаний 90-х, успех, увы, кратковременный: в начале того лихого десятилетия на Одесской киностудии возникло 35 творческих объединений. Снимали, дублировали. Бизнесмены, помогавшие деньгами, были в эйфории: казалось, бандитский период уходит, какая-никакая стабильность грядет, государство пойдет навстречу тем, кто вкладывает деньги в культуру. Вскоре стало ясно, что это государство играет совсем не по ожидаемым, честным и одинаковым для всех, правилам... На тридцать лет страна увязла в том, что Ярослав Лупий называет сегодня «затянувшимся и крайне тяжелым периодом перехода экономики на приватные формы, при отсутствии идей и стратегий». И конца этой деградации не видно. НО НАШ ИНТЕРЕС, членов НСКУ? Особняк Сан Донато, обитель муз?.. Здесь на данный момент задача конкретная. Скоро, в результате собрания акционеров, должен быть назначен новый председатель правления ЧАО «Одесская киностудия», и с ним правление Одесского отделения НСКУ должно возобновить договор о дальнейшем безоплатном пользовании зданием особняка Сан Донато. Конечно, говорит Ярослав Васильевич, можно и обратиться к общему собранию акционеров с просьбой: передайте здание на баланс нашего творческого союза. Но, увы, есть предчувствие, что откажут. При предыдущем директоре киностудии, Звереве, НСКУ обращался в суд с иском о передаче здания на баланс — и проиграл. Здание по-прежнему числится на балансе киностудии. Как это вообще получилось? Оно было оговорено в постановлении Кабмина Украины № 1058 «О передаче недвижимого имущества творческим союзам» от 10 июля 1998 года, это «бессрочное и безоплатное пользование». И никому, опять же в эйфории, не пришло в голову, что «пользование» — не «собственность». В данном случае — предоставление в безоплатное (т.е. без арендной платы) пользование памятника архитектуры площадью в 2000 квадратных метров, с запретом коммерческой деятельности. Договор подписал тогдашний председатель правления ОО НСКУ Р. Отколенко, здание осталось на балансе государственной киностудии. Когда же в процедуре акционирования проводилась инвентаризация, говорит Ярослав Лупий, то она была непрозрачной, и информация о ней была предоставлена лишь решением суда по иску правления ОО НСКУ. Правление потребовало документацию об объектах акционирования, было это, помнится, в 2006 году. Вот так у нас и делается: законными просьбами и требованиями ничего не добьешься, не доволен — подавай в суд. Получило правление документы и увидело: в список объектов, подпадающих под государственную долю акций, включен особняк Сан Донато, так и написано: «здание Союза кинематографистов». В договоре же творческого союза с киностудией и держателем госпакета акций — поначалу Фондом госимущества, затем Минкультуры, — прописано: платить страховку, содержать и ремонтировать за счет арендной выручки киностудии от съемок. При смене хозяина предприятия — заново подтвердить право на вечное и безоплатное пользование. Так сказать, очутился творческий союз «в приймах». Выкупить бы здание — но кто даст такие деньги союзу?! Реставрировать бы, не ограничиваясь текущим «латочным» ремонтом, — но кто это профинансирует? Какой сумасшедший благотворитель? Здание на балансе киностудии — пусть она и реставрирует. А киностудия сама сегодня живет с вялотекущего туризма в музейный павильон... В бытность губернатором Максима Степанова возникла благая идея создания Музея кино на базе реквизита киностудии и коллекции ОО НСКУ. В облгосадминистрации был заготовлен меморандум. «Я прочел в тексте: здание принадлежит киностудии, — и не стал подписывать», — рассказывает Ярослав Лупий. Если творческому союзу запрещена коммерческая деятельность, то о каком музее может идти речь? А отдать коллекцию НСКУ киностудии, которая — «частное акционерное общество», это не слишком ли? Бесценный архив с 1957 года, раритетные артефакты вроде кинокамеры Даниила Демуцкого и перчатки Веры Холодной! Но и «собачиться», грубо говоря, с руководством киностудии, как того хотели бы иные воспаленные революциями головы, глупо и недостойно. Надо жить в мире и искать конструктив. Может, еще застанем лучшие времена... КАКИМИ будут они, благоприятные времена для кино? «Это ведь спорный вопрос: может ли Одесская киностудия стать сервисным центром киноиндустрии, — размышляет Ярослав Лупий. — Дублировать модель, принятую в СССР, держать постоянный штат сегодня — уже неразумно. А технологическую цепочку надо обновлять постоянно! Резоннее было бы создать коммерческий киноцентр при киностудии: из специалистов, способных просчитать стоимость проекта и привлечь деньги. Самый больной вопрос — что это должны быть деньги частного инвестора. Государственное финансирование кино при капитализме — это питательная среда коррупции. Нужен системный крупный продюсерский центр. Нужны идеи. Во всем мире центр тяжести кинопроизводства лежит в продюсерстве. И еще нужно уяснить, наконец: производство фильмов — это одно, а прокат — совсем другое. На что ориентирован прокат? Способно ли отечественное кинопроизводство составить конкуренцию западному, американскому, да при развитых информационных технологиях? Каков может быть в кино удельный вес телевизионных проектов?». А как насчет талантов? Ярослав Васильевич преподает на факультете искусств Международного гуманитарного университета. Да, есть интересные ребята, наблюдательные, с остроумными идеями. Но во многих отношениях они — жертвы засилья любительщины и попсы; они уже не знают, кто такой Тарковский, но ориентированы на Тарантино; кроме блогов, почти ничего не читают; чернуха осела в мозгах. Иной раз смотришь, слушаешь и теряешься. Но вот тут мы легко договорились о сотрудничестве: просвещать — тоже функция газеты. А всё прочее — это уж как государству Украина карта ляжет. Автор: Тина Арсеньева
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.015 |