|
Помочь в развитии детей, которые остались без опеки родителей
22.12.2020 / Газета: Вечерняя Одесса / № 139 (10986) / Тираж: 10407
В Центре социальных служб Одесского городского совета (ЦСС ОГС) прошла встреча наставников-практиков, которые заключили договоры со специализированными учреждениями и помогают в развитии и воспитании детей, оставшихся без родительской опеки. Состоялся обмен опытом работы, обсуждались пути эффективного взаимодействия наставника с подопечным в процессе воспитания и развития ребенка, который нуждается в социально-психологической поддержке, возможные варианты дистанционного общения в условиях усиления ограничительных мер адаптивного карантина. — Практическая работа в Центре социальных служб Одесского городского совета по подготовке кандидатов в наставники началась два года назад, на тот момент это было новое направление, и к нам обращались люди разных профессий, которые намеревались попробовать себя в роли наставников, — рассказывает специалист по социальной работе отдела по вопросам предоставления социальных услуг и правового обеспечения ЦСС ОГС Лидия Домальчук. — Сначала была предварительная работа: отбор кандидатов, консультирование, подготовка пакета документов, а уже потом мы помогали будущим наставникам в установлении контактов, как с учреждениями, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без родительской опеки, так и с самими детьми, нуждающимися в наставниках, при необходимости брали на социальное сопровождение ребенка и наставника. За два года работы к нам обратились почти два десятка человек, большинство из них успешно прошли курсы кандидатов в наставники и получили документ установленного образца, позволяющий заниматься наставнической деятельностью. На сегодня пять одесских наставников заключили договоры со специализированными детскими учреждениями, занимаются непосредственно практической работой с детьми, оставшимися без родительского попечения, готовят их к самостоятельной жизни. Трое наставников-практиков Алиса Буберман, Ирина Панченко и Наталия Орлова на встрече в Центре социальных служб не только обменялись первым опытом работы со своими подопечными, но и почерпнули полезную информацию об особенностях работы в условиях новых карантинных ограничений, о дополнительных возможностях дистанционного взаимодействия с детьми. — Моей подопечной 14 лет, до введения карантина мы встречались каждую неделю, 2-3 часа занимались английским языком, — говорит юрист Алиса Буберман. — Я поставила себе целью на первом этапе взаимодействия помочь девочке повысить успеваемость по ряду предметов. Позже добавилась непростая задача: девочка тяжело переживала уход психолога, с которым постоянно контактировала, из учреждения, где воспитывается. Она нуждалась в помощи наставника, который бы помог ей избавиться от комплексов при общении со старшими. Я объяснила ей, что со временем она повзрослеет, уйдет из детского учреждения, будет самостоятельно формировать круг общения, а от коммуникабельности во многом зависит успех в любом деле, поэтому замыкаться в себе не нужно. Нацеливаюсь на то, что уже в ближайшее время у моей подопечной выработается устойчивость к стрессовым ситуациям, и она не будет по надуманным причинам впадать в депрессию. Ее заинтересовал графический дизайн, и мы обе занимаемся этим интересным делом, пока — на дистанции. Пятнадцатилетняя подопечная школьного педагога Наталии Орловой с одиннадцати лет воспитывается в одном из детских учреждений Одесской области. Совсем скоро она обретет семью: оформляется удочерение гражданами Канады. Дважды девочка побывала в Канаде, ей понравилась обстановка, быт, то, как ее приняли кандидаты в родители за рубежом, хотя само решение в скором будущем перебраться за океан далось непросто. — Это и неудивительно, — анализирует ситуацию наставник Наталия Орлова. — Чужая страна, другой язык, в новой семье есть свои дети — подданные Канады… Для меня самое главное, что ребенок уже подготовлен морально и психологически к новой обстановке. Поначалу девочка в детском специализированном учреждении проявляла вспыльчивость, чрезмерную агрессию во взаимоотношениях со сверстниками, как следствие — нередко возникали конфликтные ситуации. За год работы с ребенком удалось изменить ее отношение к окружающим, девочка стала вести себя более спокойно, перестала провоцировать конфликты, обрела друзей и подруг, наладились и ее отношения с воспитателями. Ребенок делится своими размышлениями, не умалчивает о проблемах, и, если в будущем сложится ситуация, при которой она захочет вернуться из Канады в Украину, между нами существует договоренность: в Одессе у нее есть не только наставник, но и друг. При необходимости помогу ей в любой ситуации, не оставлю без совета, поддержки, а если понадобится, то и всесторонней помощи в самые сложные моменты жизни. То, сколь сложно порой заслужить доверие у ребенка с непростой судьбой, сполна прочувствовала экономист по образованию, а ныне предприниматель Ирина Панченко. Молодой наставник-практик сама выбрала непростой путь: ее подопечная — сложный подросток, воспитывается в детском учреждении без родителей, а к родной бабушке и двоюродному дяде относится прохладно. Девочка — холерик по характеру, вспыльчива, замкнута и почему-то убеждена, что, когда вырастет, станет… бомжом. Отсюда — апатия к происходящему, циничное отношение к взрослым, недоверие, скрытность и нежелание идти на откровенный разговор о своих проблемах с окружающими, а порой и просто говорить правду. — Так было последние полгода, и не могу сказать, что сейчас что-то кардинально изменилось, — говорит наставник-практик Ирина Панченко. — Работаю с подопечной с февраля текущего года, и задача на первом этапе — изменить психологию ребенка. Пока общение было очным (до введения карантина), все же удалось убедить ребенка в том, чтобы она поверила, прежде всего, в саму себя, в то, что у нее есть все возможности стать успешной в жизни, а зависит это только от нее одной. Девочка стала чаще говорить правду, сознаваться в проступках, анализировать свои действия, давая им объективную оценку, однако этого, конечно, недостаточно для полноценного развития ее индивидуальности. Сейчас работаем дистанционно, созваниваемся каждую неделю, но это, к сожалению, не может заменить прежний, не дистанционный формат общения. Как наставник, я сама себе поставила и стремлюсь к реализации двух основных задач: построить с ребенком на 100% доверительные отношения и заставить ее поверить в то, что в будущем она сможет жить счастливой жизнью. Это непросто, но со временем, считаю, достижимо. Обмен опытом, думается, дал наставникам немало пищи для размышления, а куратор наставничества Лидия Домальчук подвела итог первой встрече наставников-практиков и поделилась планами на ближайшее будущее в этой работе: — В декабре 2018 года мы отобрали 6 кандидатов в наставники, из них 5 человек успешно окончили курсы в Одесском областном центре социальных служб и получили документ, позволяющий заниматься наставнической деятельностью. Через год все 8 кандидатов стали после учебы наставниками. За период с декабря прошлого года по декабрь нынешнего года из пяти кандидатов наставниками стали 4 человека. На первый взгляд, статистика обнадеживающая: из 19 кандидатов 17 стали полноценными наставниками. Однако важная деталь: только пятеро из них за эти два года заключили договоры со специализированными детскими учреждениями, обрели подопечных и занимаются на практике наставнической деятельностью. С одной стороны, это объяснимо: наставничество как институт поддержки детей — на начальной фазе реализации. С другой стороны, в следующем году с учетом реалий мы усилим разъяснительную работу в вопросах условий наставничества, прав, задач и обязанностей наставников. Кроме того, планируем расширить географию контактов со специализированными детскими учреждениями, в которых воспитываются дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, для распространения наиболее полной информации о наставничестве, привлечения к сотрудничеству их администраций. Как отметила заместитель директора Центра социальных служб Одесского городского совета Елена Азаркина, большинство детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, сталкиваются с серьезными проблемами адаптации в окружающей действительности. Кроме того, немногие из них имеют шанс быть усыновленными. С учетом этого одна из главных задач наставника — подготовить ребенка к самостоятельной жизни. Автор: Игорь МОСКВИЧЕВ
|
Пошук:
Автор
Щодня українці стають жертвами шахраїв онлайн, втрачаючи особисті дані та кошти. Разом з Кіберполіцією ми пояснюємо, що таке скам, які схеми найпоширеніші та як захиститися від зловмисників в Інтернеті.
24 листопада о 18.00 у філармонії подарує всім найвеселіший стендап-концерт, дві години нестримного сміху, море імпровізації і сотні усмішок.
«Беріть своїх друзів, близьких і всі приходьте! Бо буде фосо! — у фірмовому закарпатському стилі запрошує Лєра Мандзюк. — Се буде самий чесний стендап із усіх, які я писала і самий смішний з усіх, які ви чули. Нема гарантії, що він буде в ютубі. Тож ваше завдання: купити квитки, покликати друзів, взяти гарний настрій і прийти. Буду рада вас бачити!»
Останні моніторинги:
00:00 14.11.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 14.11.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 14.11.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 14.11.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 14.11.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.015 |