|
Норма села Глыбокого
11.03.2021 / Газета: Вечерняя Одесса / № 27-28(11017-11018) / Тираж: 10407
В Одесском украинском академическом театре имени В. Васылько представлен спектакль «Демоны» по одноименной пьесе Натальи Ворожбит, в постановке Натальи Сиваненко. В ПЕРВОМ же диалоге упоминаются Сорочинцы. Так что с пропиской по месту жительства у всяческой нежити-нечисти всё в порядке, и нам привычно, а стало быть, комфортно в смысле восприятия. А чтобы мы уж вовсе прониклись колоритом, режиссер усадила публику у кромки вращающегося сценического круга, по модели «зритель на сцене». Чтобы страшно, аж жуть. Предметы быта, явленные в этом пространстве, подозрительно напоминают экспонаты музея пыток. Но, как оно издавна и ведется в окрестностях Сорочинец, зрителя то и дело разбирает смех. До степени «сквозь слезы». Сразу оговорю: у меня нет претензий к режиссуре Натальи Сиваненко (работавшей в киевских театрах: «Молодом» и «Диком»). Гротескное смеховое действо разворачивается резво, время от времени попугивая зрителя мистическими сквознячками, ведьмацкими выходками из тьмы-тьмущей («ни луны, ни звезд, ни электричества», — значится в ремарках автора пьесы, по манере написания больше похожей на киносценарий, на экранизацию которого Наталка Ворожбит уже подала заявку как режиссер). Главное: спектакль с незатейливым, в общем, сюжетом ни в какой момент не вызывает скуки, цепко держит зрителя в своей орбите сценического круга. Ну, правда, насколько тут дела «незатейливые», про это — ниже... Нам излагают историю о том, как захожий бродячий книгочей Славик (в этой роли я увидела Павла Примака) из России... стоп. А кой леший его занес из России, аж из самого Забайкалья, в глухие полтавские села, чего он тут ищет — работы, что ли? Так жизнь показывает, что всё у нас обстоит ровно наоборот... ну, в общем, примем данность: Славик — персонаж вроде неизбывного, неискоренимого русского «странничка», вечное перекати-поле, а поскольку непьющий и к физической сельской работе мало пригоден, то, считай, юродивый. Так вот, этот Славик повстречал в селе Глыбоком местную самогонщицу Нинку (Татьяна Марштупа в отсмотренном мною актерском составе), лет на двадцать его старше, вдовую. Переночевал у нее. Да и увяз. Сцены из спектакляСцены из спектакля Мы наблюдаем перипетии этого мезальянса. Что-то такое есть в Нинке, что не отпускает Славика. Хотя он уж и изменял ей: то с некоей толстой Лорой, которую ревнивая Нинка прирезала жестко и вполне фантасмагорически, как только и может изничтожить соперницу оскорбленная женщина... в своем воображении; то с некими социально безответственными малолетками на хуторах. И уж избивал Нинку смертным боем. И самогон пить приучился... увы, не пьянея, — наверное, потому, что из Нинкиных рук, ее изготовления приворотное зелье. В общем, мы-то с вами догадываемся о природе Нинкиного неотразимого обаяния, Славика же догадка пробивает под финал спектакля: конечно, ведьма, а как же иначе. А вокруг и без того ведьмацкая кутерьма. По соседству живет женское кодло с неприличной то ли фамилией, то ли сельской кличкой: аж три ведьмы, воспроизводящиеся, рожающие байстрюков прямо у нас на глазах (играют засл. арт. Украины Галина Кобзарь-Слободюк, Мария Деменко, Татьяна Паршакова-Саковская). Продавщица сельпо Лидка (Сенья Доляк) тоже в этом смысле не без способностей. На сельских колдунов смахивают Иван Шпак (Сергей Ярый; Шпак же, в конце концов, умер, но с того света таки припхался в село) и лекарь Сергей Сергеевич (Анатолий Головань)... И покуда городской Славик в приймах, а может, в тенетах, у сельской Нинки бьется, а голота обсуждает меж собою, у кого на кого и когда «стоял», лично мне любопытно установить некоторые связи: имея дело с драматургией Натальи Ворожбит, нужно иметь в виду и контекст. ПЬЕСА «Демоны» написана на русском языке. Без попыток стилизации. Сыграна — на так называемом суржике. Значит, можно предположить авторскую адаптацию: переложение на региональный сельский жаргон (он же диалект). Совсем недавно я посмотрела телевизионный сериал «Спіймати Кайдаша», снятый в 2019 году Александром Тименко по сценарию Натальи Ворожбит, по мотивам популярной сатирической повести И. Нечуй-Левицкого «Кайдашова семья», которую сегодня, вполне возможно, поименовали бы «чернухой». Эксперимент трансплантации социально-бытового сельского сюжета XIX века в цифровое XXI столетие удался на ура! На выходе имеем гремучую смесь черной комедии, мыльной оперы, шоу Верки Сердючки и социологии «Маленькой Веры». Это я к тому, что ничто в искусстве не возникает на пустом месте. Верка Сердючка погуляла на широкую ногу и в «Демонах»: надо задуматься, такая ли уж она попса или всё же весомый социальный феномен... А уж грандиозная работа сценариста Натальи Ворожбит в сериале Валерии Гай Германики «Школа» сама за себя говорит: тут явно слава — пополам, и послание, заключенное в сериале, требует глубокого социального анализа — кажется, этим по сей день никто не озаботился. Что же до творческой методы или, если хотите, мироощущения, то: да, гротеск. Упрекать Наталью Ворожбит в чернухе — это всё равно, что в том же самом упрекать Гоголя за пьесу «Ревизор». Ну, не бывает в жизни точно так, как это классик в своей пьесе описал. Хоть вы меня режьте. Гротеск. Сгущение. И неча на зеркало пенять. Тем более, что, как заметил другой классик, сцена — не отражающее зеркало, а увеличительное стекло. И на Ворожбит не за что обижаться. Да, по поводу «Демонов» вспоминается, конечно, еще Петрушевская. Но... в отличие от нее, Наталку Ворожбит, по счастью, природа не обделила чувством юмора. НАБЛЮДАЕМ мы эти сельские пасторали и в «Спіймати Кайдаша», и в «Демонах», которые вполне могли бы служить вставными новеллами в упомянутом сериале, — и уж не знаю, как вы, а я ломаю голову: отчего лишь только в нашем селе были упразднены социальные институты, пусть и построенные столь кроваво, но, в конце концов, давшие некую стройную систему и перспективу, — почему, лишь только они рухнули, село неудержимо и неотвратимо скатилось в дремучую архаику? Да, это суть села, его образ и смысл жизни: воды наносить, дров наколоть, свиньям буряк натереть, корову подоить. Только отчего же у нас в цифровом веке Кайдаши с айфонами в руках — воду... носят? А те же фермерши в США — они что, коров не доят и свиней не кормят, сколько там на дню положено? Отчего наше сельское бытие воспринимается зачастую сельскими же уроженцами как гнетущая безысходность?.. В «Демонах», конечно, есть и еще некие сугубо нашенские мелкие штришки. Нищета и ломящиеся столы. Работа, где больше украсть можно. А вот авторская ремарка относительно героини: «Нина: Как это так работать?! В кабинете работать? (Делает над собой самое большое усилие в жизни и соглашается с тем, что никогда не уложится в ее голове). Ну, что ж... Конечно... Можно и кабинет». Это после, как минимум, десятилетнего обязательного образования... и впрок ли оно, образование? И там и сям по ходу действа, наравне с пробросом бытовых матюгов, столь импонирующих современному зрителю, звучит: «Наврочили. Сглазили. Пороблено». Может, нам и впрямь «пороблено»? СССР уж тридцать лет как нет. Но вот «у них», в Европах и США, у них вот так, у них цивилизация, фермы с джакузи... а у нас — всё кирзою навоз месим. Кстати, уж если хотите, разъясню вам основной посыл сериала «Школа»: социальный шок трансформации общества дефицита — в общество потребления. Это отдельная тема. Но в творчестве Наталки Ворожбит она, сдается мне, просматривается как сквозная. ВОТ ТУТ я и подведу вас к главной подставе, к подвоху пьесы «Демоны» и, соответственно, спектакля Натальи Сиваненко. Герой его, Славик, постоянно читает современные романы. Как правило, бульварные. Популярные. И однажды горько жалуется: ну почему вот этого европейского графомана печатают, почему у него — бестселлеры, и чем это, собственно, отличается от того, что пишу я, но меня — не печатают? Перечтите заголовок этих заметок. «Норма» — это имя. Женское. Прозреваете ли вы знакомую коллизию, зритель? Молодой непризнанный писатель. Вышедшая в тираж роковая примадонна, ведьма, опутавшая и не отпускающая... Да-да, зритель, это оно: «Бульвар Сансет» на хуторе близ Диканьки! Фильм, классика кино, — это режиссер Билли Уайлдер, по своему же оригинальному сценарию (в соавторстве, если быть точными), 1950 год. История писателя Джо Гиллиса, угодившего в сети бывшей кинодивы Нормы Десмонд. Вот оно, какой вечный и универсальный сюжет. Подвигший Наталку Ворожбит на очередную трансплантацию во время и место. Да, такова тонкая пародийная подкладка «Демонов». А вы чего хотели? Интеграции в «цивилизованный мир»? В Европы и Америки? Так вот вам: у них это было разыграно — вон как красиво, мистично и трагично, а у нас — по-нашенски, мистика с матерком. И неча на зеркало пенять... Автор: Тина Арсеньева
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 03.05.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 03.05.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 03.05.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 03.05.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 02.05.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.011 |