|
«ОСТАНУТСЯ НАШИ СЛЕДЫ...
08.04.2021 / Газета: Порто-франко / № 9(1541) / Тираж: 22000
Продолжая тему одесского вклада в освоение космоса, надо вспомнить, что наш земляк Оскар Фельцман сочинил не только любимые советскими космонавтами «Ландыши», но и песню, которая считается неформальным гимном покорителей Космоса. Имеется в виду «Четырнадцать минут до старта», чаще ее называют по первым строчкам — «Я верю, друзья». Первый её исполнитель Владимир Трошин вспоминал, как эту песню записывали перед полётом в космос Юрия Гагарина. «Эпопея космоса началась для меня и Оскара Фельцмана с того, что он мне позвонил и сказал: «Володя, срочно приезжай ко мне, задание боевое нам сверху спущено. Нужно немедленно, срочно записать песню — завтра утром она должна прозвучать по радио, потому что произойдёт необыкновенное событие в стране». Он сыграл мне: «Заправлены в планшеты космические карты...». Я спросил: «Что, будет..?» «Да, должно быть», — ответил он. Но наутро песня не прозвучала, потому что полёт ненадолго отложили». Однако у автора текста Владимира Войновича воспоминания другие. «Я дату помню точнее, чем Фельцман и Трошин, потому что она для меня значит больше. Я на радио работал с сентября 1960 года по март 1961 и только в это время писал песни. Трошин многое путает». О том, как появилась на свет эта песня, Войнович рассказал в книге «Замысел». «Как-то к концу рабочего дня я заметил, что Наташа Сухаревич (редактор Всесоюзного радио — А. Г.) обзванивает подряд всех известных поэтов-песенников и просит их написать песню на «космическую тему». На вопрос, через какое время нужна эта песня, Наташа отвечала: «Через две недели». Поэты были возмущены. Очевидно, что к этому жанру наша редакция относится несерьезно. Настоящая песня впопыхах не пишется, она должна быть задумана, выношена, выстрадана. После того, как её обругал последний из знаменитостей — поэт Лев Ошанин, Наташа совсем расстроилась и продолжала листать справочную телефонную книгу Союза писателей уже почти без всякого смысла. И тут я решился сказать ей, что если у неё под рукой всё равно никаких поэтов нет, то я могу попробовать написать эту песню. — Ты? — она посмотрела на меня с недоверием. — А ты что, пишешь стихи? — Пописываю, — признался я. — Но ведь песни ты никогда не писал? — Не писал,— согласился я, — но могу попробовать. Она смотрела на меня, долго молчала, думала. — Ну, хорошо, — произнесла наконец, — а сколько времени тебе нужно? — Завтра принесу, — сказал я. — Завтра? — Не поверила она. — Если тебе нужно, могу постараться сегодня. — Сегодня не надо, — сказала она, — а завтра... Неужели к утру напишешь? — Но ты же всё равно ничего не теряешь, — резонно заметил я. — Ну да, ты прав. Ну что ж, дерзай. И я дерзнул. Мне было важно доказать самому себе, что не зря я взялся вообще за перо, что люди, не принявшие меня в литературный институт и отвергавшие мои стихи в журналах, не правы, я не графоман, я поэт и могу работать в этом жанре на достаточно высоком профессиональном уровне. Утром следующего дня я принес обещанный текст, и, пока Наташа читала, следил за её реакцией со страхом. А реакции никакой не было. Она читала текст словно проходную газетную заметку, без всякого выражения. А потом придвинула к себе телефон и набрала номер: «Оскар Борисович, у меня для вас есть потрясающий текст. Пишите: «Заправлены в планшеты космические карты, и штурман уточняет в последний раз маршрут. Давайте-ка, ребята, закурим перед стартом, у нас ещё в запасе четырнадцать минут». Записали? Диктую припев: «Я верю, друзья, караваны ракет помчат нас вперёд от звезды до звезды... «Что? Рифма? У вас, Оскар Борисович, испорченное воображение. Наши слушатели люди чистые, им такое и в голову не придёт. «На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы», Оскар Борисович, следы, а не то, что вы думаете. Оскар Борисович Фельцман был уже очень известный к тому времени композитор, автор шлягеров, распеваемых в кино, на улицах, в поездах и ресторанах. Неужели он в самом деле напишет музыку и превратит мои слова в настоящую песню? Я настолько привык к неудачам, что ещё одну принял бы со смирением... К концу дня Фельцман позвонил: — Музыка готова, кто будет петь? Я сказал: — Предложите Бернесу. Бернеса не нашли, нашли Владимира Трошина. Песню записали на плёнку, пустили в эфир и она сразу стала знаменитой...». Оскар Фельцман в своей книге «Не только воспоминания» рассказывает о курьёзном случае, связанном с песней. Когда Гагарин после возвращения из космоса планировал выступать на радио, он потребовал, чтобы перед его речью прозвучала песня «Четырнадцать минут до старта». Однако редактор ему заявила, что песню нельзя воспроизвести: плёнка с браком. Гагарин почуял неладное и заявил, что без песни не станет выступать. Буквально через минуту ему сказали, что нашли качественную запись. Но приключения песни на этом не закончились. Как вспоминал Войнович, кто-то из редакторов заменил эпитет, вместо «планета голубая» написал «планета дорогая». На вопрос, почему он это сделал, он сухо ответил, что так лучше. Потом автору позвонили из музыкальной редакции и предложили сделать еще одну поправку: вместо «На пыльных тропинках далёких планет...» (этот эпитет, дескать, «снижает романтический образ» написать «на новых тропинках». — Нет, — возразил автор. — Это никак не годится. На новых можно написать, только если имеется в виду, что там еще были и старые. — Ну, хорошо, тогда напишите «на первых тропинках». — Не напишу. Потому что на «пыльных тропинках» это хорошо, а на «первых» — это никак. Войнович отказался менять эпитет, и музыкальная редакция отказалась издавать пластинку. Но летом 1962 года песню дуэтом спели в космосе космонавты Николаев и Попович. Хрущёв устроил им грандиозную встречу и прочитал с трибуны Мавзолея слова песни, причем именно «на пыльных тропинках». После этого сразу же Войновичу позвонили из той же музыкальной редакции и сообщили, что немедленно выпускают пластинку. — Что значит, немедленно выпускаете? — Войнович решил поиздеваться. — А вы спросили разрешения у автора? — А вы можете не разрешить? — Нет, почему же. Я разрешаю, но у меня поправка. Там есть строчки насчёт пыльных тропинок, так я бы хотел их как-нибудь переделать. — Вы смеётесь! — закричала редактор. — Вы знаете, кто цитировал эти строки? — Я знаю, кто их цитировал. Но я тоже знаю, кто их написал. Так вот написавшему кажется... Взяв таким образом реванш, Войнович, разумеется, согласился с выходом пластинки. С этой песней связан еще один интересный момент, имеющий отношение к Одессе. В 1963 году на экраны вышел художественный фильм «Мечте навстречу», снятый на Одесской киностудии. Его поставили режиссёры Михаил Карюков и Отар Коберидзе по сценарию того же Карюкова, а также Ивана Бондина и Олеся Бердника (в скором будущем — украинского писателя-диссидента). В этом фильме звучит фрагмент из «Четырнадцати минут...». Картина эта не имела особого успеха и канула бы в вечность, если б не две песни, сочиненные Вано Мурадели на слова Евгения Долматовского. Одна из них, пафосная «Я — Земля, я своих провожаю питомцев», вскоре стала объектом пародий. А вот лирическая «И на Марсе будут яблони цвести» обрела широкую популярность. Таким образом, наш город имеет прямое отношение сразу к трем «космическим» песням. Автор: Александр ГАЛЯС
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 03.05.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 03.05.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 03.05.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 03.05.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 02.05.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.013 |