|
Молоко: что толкает цены вверх?
23.02.2010 / Газета: Южная правда / № 21(22611) / Тираж: 24600
В последнее время мы стали свидетелями очередного витка роста цен на молоко и молокопродукты. Так, только с начала этого года в Украине молоко в опте и рознице подорожало на 20-25 процентов, сыры — на 30-35. А некоторые сорта сливочного масла в Николаевской области менее чем за год подорожали почти вдвое. Многие аналитики утверждали, что данное подорожание связано с увеличением закупочных цен на молоко, регламентируемых Кабинетом Министров Украины. Мы попробовали разобраться, так ли это на самом деле. В украинских реалиях на цену влияет много факторов — это и «политическая погода», и желание бизнеса заработать, которое зачастую переходит в колированную жадность. Но мы остановимся на «официальных» составляющих цены молочных продуктов, на причинах их нынешнего роста, а также в механизмах, которые имеются у правительства и местных властей в плане сдерживания роста цен. Как известно, розничная цена состоит из цены товаропроизводителя и торговой надбавки. Какую же «лепту» вносит в общую цену каждое из этих звеньев, и насколько она отвечает реальным затратам? Нюансы ценообразования Необходимо заметить, что остро влияет на развитие молочного хозяйства Украины сокращение поголовья как в реформированных сельскохозяйственных предприятиях, так и в хозяйствах населения. По мнению производителей, сокращение молочного поголовья во всех категориях хозяйств обусловлено нестабильной ценой на молочное сырье (цена занижена летом и завышена зимой), которая не стимулирует увеличение производительности, и ограниченностью...полноценной кормовой базы. В то же время, пе словам начальника главного управления агропромышленного развития Николаевской облгосадминистрации Владимира Лагодиенко, в нашей области тенденция сокращения поголовья наименьшая в Украине и в последнее время компенсируется ростом продуктивности. Например, на январь 2010 года по хозяйствам всех категорий производство молока выросло на 188 тонн, или на 1,3%, по сравнению с таким же периодом прошлого года, а значит, и доля промышленной его переработки увеличилась. В хозяйствах населения производство молока увеличено на 2,9%. В некоторых районах, таких как Арбузинский, Вознесенский, Доманевский, Новоодеский, Первомайский, отмечен рост поголовья молочного стада, что является положительным примером для перспективного развития отрасли. В 2009 году в среднем на одну корову в области получено 3333 кг молока. Такой показатель мы имеем впервые. При этом у нас есть районы, где надои на 1 корову превышают 3500 кг, а, например, в Арбузинском районе — больше 5000 кг. И что же мы имеем- здесь с ценообразованием? Предполагается, что при капиталистическом способе производства цены должны регулировать рынок и конкурентная среда. И действительно, за последние полтора десятка лет сложилась ситуация, когда на начальном этапе производства, то есть при самом получении молока, с конкуренцией у нас все в порядке — молоко производят огромное количество личных крестьянских хозяйств. Но на этом достижения заканчиваются — хозяйства вынуждены продавать свою продукцию по тем ценам, которую им диктует рынок. Производители твердят, что удорожание продукции обусловлено целым рядом причин. Во-первых, это низкий уровень рентабельности в молочной отрасли, которая отличается большими капиталовложениями и энергоемкими процессами. Средняя рентабельность в течение года не превышает 5%. Другой важный фактор — дефицит качественного молока. Для производства качественной продукции необходимо соответствующее сырье — молоко сортов «экстра» и «высший». В то же время, по словам Владимира Лагодиенко, в регионе около 70% молока закупается в хозяйствах населения. При этом речь идет не о молоке «экстра» и «высшего» сорта, а о молоке преимущественно II, I сортов и частично несортового. Доля молока «экстра» и высшего сорта в общем объеме производимого в области молока составляет около 35%. Причина — финансовые трудности, непозволяющие соответствующим образом завершить техническое оснащение хозяйств. Немаловажным фактором в ценовом «ралли» сыграли законодательные изменения, принятые в конце 2009 года в отношении налога на добавленную стоимость. Кроме того, большое влияние на цену .продукции, оказывает сезонный фактор. Организованные хозяйства менее зависимы от сезонности, поскольку их специалисты регулируют процессы таким образом, чтобы иметь молоко целый год. Однако у крестьян-частников коровы телятся зимой, и поэтому с ноября по март объемы производства молока резко сокращаются. И, как следствие, -повышаются закупочные цены на молоко. По данным экспертов, если в начале августа 2009 года молоко от сельхозпредприятий на переработку поступало в среднем по цене 1,50 — 2,30 грн./кг, то в начале декабря цены достигли отметки 1,8 — 3,6 грн/кг. Цена приобретаемого в домашних хозяйствах молока ниже — в среднем по Николаевской области в течение года она находится в пределах 1,4 — 2,5 грн. за литр, в зависимости от категории. Причина, как упоминалось выше, — низкое качество, являющееся следствием отсутствия в небольших хозяйствах механизированного доения (стоимость доильного аппарата — от 2 тысяч грн.), холодильного оборудования, низкий санитарно-гигиенический уровень, неудовлетворительный рацион питания животных. В то же время, как мы знаем, средняя цена литра молока в рознице составляет 6,5 грн. Так почему же получается такая разница? Ошибкой будет считать, что львиная доля прибыли оседает на молокозаводах. Дело в том, что далеко не всегда молокозаводы покупают молоко непосредственно у личных хозяйств или у сельхозпредприятий. Часто они пользуются услугами поставщиков, которые занимаются скупкой молока v населения. По мнению специалистов, доведение молока до качественных кондиций в соответствии с современными нормами и стандартами требует определенных затрат. Хотя их тяжело сравнивать с очень трудоемким производством молока. Но в этом плане надо понимать все стороны, так как каждая из них делает все возможное для обеспечения продовольственной безопасности населения области, Необходимо заметить, что в этом сезоне на цену значительно повлияли погодные условия, из-за которых более половины приемных пунктов сейчас не работает. Причина — невозможность вывоза сырья на молокозаводы по обледеневшим и занесенным снегом дорогам. Торговля не проигрывала никогда А теперь остановимся на торговле, которая, как известно, еще никогда не была убыточной. По словам начальника государственной инспекции по ценам в Николаевской области Людмилы Коваль, на весь перечень социально значимых продуктов питания (а к ним относятся сметана, сливочное масло и само молоко) устанавливается граничный уровень торговой надбавки по отношению к оптовой цене товаропроизводителя. Размер этой надбавки у нас в области составляет не более 15 процентов. Так, например, оптовая цена молока ТМ «Славия» в первой половине февраля составляла 4,75 грн. Следовательно, в рознице оно должно стоить не дороже 5,4 грн. В случае нарушения этого правила применяются штрафы. Их размер втрое превышает величину необоснованно полученной выручки. В реальности зачастую в магазинах мы покупаем молоко этого производителя выше экономически обоснованной цены на 30 и более копеек. И это при том, что среди местных производителей — это одна из наинизших цен. К сожалению, на практике эффективно контролировать торговую надбавку можно только у тех предприятий торговли, которые работают прозрачно. Сегодня, по мнению заместителя начальника государственной инспекции по ценам в Николаевской области Светланы Аверковой, такой прозрачности в деятельности физических лиц-предпринимателей нет. Этому способствуют как упрощенная система налогообложения, так и применение недобросовестными бизнесменами торговых схем с использованием большого числа посредников. А воздействовать на огромную массу мелких предпринимателей нет физической возможности. Но даже и в отношениях с крупными торговыми предприятиями не все так просто. Часто возникают претензии по ценообразованию к супермаркетам сетей «Эко» и «Метро». Дело в том, что центральные офисы этих компаний находятся в Киеве, откуда цены приходят в электронном виде, а документы первичного бухгалтерского учета отсутствуют. На протяжении 2009 года государственной инспекцией по ценам в Николаевской области было произведено 148 проверок. Обнаружены нарушения в сфере ценообразования 112 субъектами предпринимательской деятельности. Сумма наложенных штрафов составила 1,32 млн. грн., 32 должностных лица привлечены к административной ответственности. Основные виды нарушений в розничной торговле — превышение граничной торговой надбавки, отсутствие задекларированных цен. Но бывают и более «интересные» случаи, так злые языки утверждают, что в одном из самых престижных магазинов, расположенном в центре Николаева, поздно вечером цены на ряд товаров, в том числе и социально значимых, резко возрастают. Благо никакие проверки по ночам не проводятся, а утром цены благополучно возвращаются на свой «дневной» уровень. Из вышеизложенного следует, что слухи о том, что резкое подорожание молока и продуктов из него в магазинах, это следствие «высоких» закупочных цен, мягко говоря, подтверждается не совсем. Непосредственный товаропроизводитель — крестьянин, как был самим незащищенным звеном, так и остался. Определенные результаты в ценовой политике может дать усиление контроля за сферой торговли. Но воздействовать тут можно будет только на размер торговой надбавки. А это — так сказать, тактический уровень. Стратегическим путем решения вопроса стало бы признание АПК приоритетной отраслью, как это сделано во всех развитых странах мира. Мы надеемся, что од- ним из практических шагов в этом направлении станет государственная программа развития сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов. Среди их основных задач будет и заготовка молока. Тем самым из производственной цепочки исключается звено фирм-поставщиков, что даст возможность повысить рентабельность и удешевить продукцию. При этом государство выделяет значительные финансовые средства, но инициатива создания таких кооперативов должна идти от самих хозяйств. Сегодня в области уже работают три подобных кооператива. Ведущий из них -кооператив «Добрыня» в Казанковском районе, где поголовье коров превышает 1,5 тысячи, и обслуживает он 12 населенных пунктов. В идеале такой кооператив должен работать в каждом сельском совете. В целом производство молока в стране в ближайшее время быстро не вырастет. Но за счет увеличения интереса к молочному животноводству со стороны отечественных сельхозпроизводителей, стабильности поставок сырья, роста можно ожидать уже через 2-3 года. Увеличение производства молока во многом будет зависеть от государственной поддержки. Без хорошей, продуманной программы с серьезным финансированием даже нынешний уровень сохранить будет непросто. А пока что, по мнению экспертов, внутренний рынок ждет достаточно резкое снижение потребления, в процентном соотношении сравнимое с ростом цен на молоко и молочные продукты. Автор: Александр МИРОШНИЧЕНКО.
|
Пошук:
Сергій Токарєв
Інвестиційний фонд Roosh Ventures нещодавно став одним з інвесторів американського стартапу Toothio, який допомагає приватним стоматологічним клінікам та організаціям знаходити кваліфікованих співробітників. Портал надає доступ до бази, в якій є понад 30 000 фахівців.
Український гурт «Давня Казка» презентує новий трек «Будьмо» та кліп до нього — історію, яка надихає на віру в краще навіть у найскладніші часи. Пісня стала музичним маніфестом незламності, гумору та оптимізму, який допомагає українцям триматися разом.
Останні моніторинги:
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
|
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.030 |