ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




В результате финансовой децентрализации значительно усилилась роль местных бюджетов в макроэкономических показателях — мнение эксперта
11:20 / 03.07.2018

ОДЕССА, 03 ИЮЛЯ 2018 ГОДА, КОНТЕКСТ-ПРИЧЕРНОМОРЬЕ — В результате финансовой децентрализации значительно усилилась роль местных бюджетов в макроэкономических показателях.

Такую оценку в интервью ИА «Контекст-Причерноморье» высказала эксперт проекта «Подготовка и продвижение нормативно-правовой базы по вопросам самообложения населения налогами» Олеся Голинская.

По ее словам, в 2016 году доля местных бюджетов (без трансфертов) в сводном бюджете страны повысилась по сравнению с 2015 годом с 18,5% до 24,2%, а в структуре валового внутреннего продукта — с 5,1% до 6,2%. В 2017 и 2018 годах эти показатели по сводному бюджету составляют 29,1% и 34,9%, а по ВВП — 6,7% и 7,1% соответственно.

«Во-вторых, — отметила Олеся Голинская — и это так же бесспорно, на микроуровне самостоятельность местных бюджетов, то есть доля собственных доходов в общем бюджетном сальдо возросла с 38 % в 2015 г.до 45% в 2017 г. и до 52% по плановым показателям 2018 г. Это позитивный сигнал, поскольку именно показатель объема собственных доходов является определяющим в экономическом потенциале территорий!».

Эксперт указала, что в абсолютных показателях собственные доходы местных бюджетов возросли в 2,8 раза — с 68,6 млрд. грн. в 2014 г. до 192,7 млрд. грн. в 2017 г., что на 46,0 млрд. грн. (или на +31 %) больше по сравнению с 2016 годом. Это стало возможным благодаря расширению фискальных полномочий и как следствие, заинтересованности местной власти в увеличении налоговых и неналоговых поступлений, в привлечении резервов и качества администрирования местных налогов и сборов.

«Но одновременно, хотелось бы заметить, — отмечает Олеся Долинская — что при растущих показателях государственной финансовой поддержки, существенно (по сравнению с 2014 г.) изменилась и ее структура. — Главным образом изменения произошли в сторону углубления целевого субсидирования, которое не стимулирует (в отличии от бюджетного выравнивания) наращивать доходную базу, в первую очередь, в части налога с дохода физических лиц, который напрямую связанный с созданием детенизированных рабочих мест. Справедливости ради отмечу, что основная сумма субвенций в Украине падает на сферу социальной защиты – субвенциальным способом у нас реализуются многочисленные государственные льготы, преференции и жилищно-коммунальные субсидии для населения».

Эксперт напомнила, что в ходе финансовой децентрализации появились новые виды субвенций – образовательная, медицинская, инфраструктурная, что привело к повышению доли дестимулирующих субсидий в трансфертах до 87%: «Для примера приведу страны, которые, как и Украина, внедрили принципы бюджетной децентрализации: в Эстонии доля субвенций в трансфертах составляет 29%, в Финляндии только 7%».

Что касается вопроса о достаточности финансовой базы громад, то тут, по мнению эксперта, нужно исходить из целей их развития. Ведь громады, образованные в Украине в результате добровольного объединения в 2016-2018 гг. очень неоднородны по своей структуре – населению, территории, инфраструктуре, месту в региональной кооперации и т.д. – отсюда и разность целей. Для громады, созданной на базе двух малочисленных сельских советов, таких примеров достаточно, «пределом мечтаний» является ремонт участка дороги, уличного освещения, детского сада, нормальное функционирование ФАПа, конечно же, тут ресурсная основа, построенная государством в ходе финансовой децентрализации будет более чем достаточной. Другая громада, которая объединила, например, территорию целого района ставит перед собой совершенно иные задачи, и, естественно, ее цели будут носить более амбициозный и долгосрочный характер. Тут нынешних доходов не хватит, и такая громада нацелена на поиск инвестиционных источников, государственно-частное партнерство, сотрудничество с международными донорами, создание системы добровольного самоналогообложения. «По этим причинам, думаю, что именно за такими громадами будущее. В условиях либеральной экономической модели их стремление к саморазвитию гораздо более оправдано, чем костный патернализм и постоянное ожидание субвенций из госбюджета». — считает Олеся Голинская.


Пошук:
розширений

Автор
Лелеки повернулися на укріплені енергетиками ДТЕК Одеські електромережі гнізда
На укріплені ДТЕК Одеські електромережі гнізда повернулися лелеки. Наразі птахи заселили 100% своїх домівок, а це − 257 платформ. На початку 2024 року енергетики встановили 4 платформи, до кінця року планують змонтувати ще 16. Попри війну енергетики продовжують дбати про захист біорізноманіття та довкілля. Роботи проводять під егідою проєкту #Лелеченьки, спрямованого на захист та збереження популяції білого лелеки. Він відповідає принципам ESG та Цілі Сталого розвитку Глобального Договору ООН №15 – «Збереження екосистем землі».

«Все, що ми пам'ятаємо, – неправда»
Презентація 8-го видання проєкту «Стара Одеса у фотографіях» зібрала повний зал в Одеській національній науковій бібліотеці

Останні новини:
19:46 19.04.2024
17:48 19.04.2024
16:56 19.04.2024
15:15 19.04.2024
14:36 19.04.2024


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.998