ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:
 




Кто заказал скандал с «Дубками»?
04.06.2010 / Газета: Горожанин и Горожанка / № 22 / Тираж: 3700

Не побоюсь громкого слова, эпопея с так называемым парком «Дубки» — девственно чистой земелькой, на которую «позарились донецкие торгаши» из «Амстора», вносит помутнение в светлые умы наших горожан. Вроде бы здравомыслящие люди отказываются слушать любые аргументы и подвывают общей идиотической мантре «не отдадим дубы». А я-то думала, что достаточно смышленые люди никогда не поверят, что этот бессмысленный скандал раздут восторженными идиотами в угоду интересам нашего города. Родные мои, и сейчас я обращаюсь не только к своим близким, а и ко всем благоразумным херсонцам: давайте разберемся, без истерик и лозунгов, кто и что нам рассказывает о «Дубках»? А еще попробуем раскопать, что на самом деле представляет из себя парк 50 лет Октября. Именно такое название этой территории значится в изданных не так давно книгах о Херсоне авторства Сухопарова и Скорохода. А вот в распространенном путеводителе «Херсон. Улицы помнят» (1987 г.в.) такого парка и в помине нет.

Первым же делом спешу вынести благодарность работницам отдела краеведческих изданий Областной научной библиотеки им. О.Гончара. Именно благодаря литературе, предоставленной ими, я начала понимать, что — правда, а что — вымысел в современной страшилке про несчастные дубы и кровожадных застройщиков. Люди, которые во всех источниках называют себя «рядом общественных организаций», утверждают, что год высадки деревьев — 1949-й. Логично было бы найти хотя бы заметку, а то и репортаж об этом знаменательном событии в передовом на то время издании «Надднепрянская правда».

Изучением несколькокилограммовой подшивки за указанный год я и занялась в библиотеке. Дело это непростое, но отнюдь не скучное. Оказывается, озеленение и благоустройство Херсона в то послевоенное время было едва ли не первой задачей, после повышения урожайности. В «Надднепрянке» можно почитать, как своими силами озеленяли дворы первых многоквартирных домов их же жители, как работали над закладкой Приднепровского парка и тогда еще не Комсомольского — а «на валах» — трудяги с местных предприятий и организаций. Я искренне удивилась, прочитав, что собирались высаживать парк имени Кирова на Забалке.

Любопытно, что в окружающих селах по высадке деревьев наблюдалось особое оживление. У нас в области в 1949-м пытались развести сады цитрусовых, эвкалиптовые рощи, а в Аскании-Новой — даже чайную плантацию. Эх, надо бы полистать подшивки да летописи еще за несколько лет, чтобы понять, чем увенчались эти грандиозные начинания. Но задача стояла другая — найти хоть полслова о высадке дубов в Северном микрорайоне. И вот с ней я не справилась. Не нашлось таких упоминаний в главном городском рупоре за 1949-й год.

Ладно, не «Надднепрянской правдой» единой. Я взяла на изучение исторические очерки херсонских вузов — государственного и аграрного. Ведь в «рядах общественных организаций» сообщалось, что высадкой «Дубков» занимались студенты тогдашнего «педина». Однако и в их достаточно подробной летописи об этом ни единой заметки. Книгу о «сельхозе» я просмотрела на тот случай, что борцы за дубы впопыхах спутали названия университетов. Но нет и в очерке ХГАУ, студенты которого вполне логично могли бы быть причастны к созданию парка, никаких упоминаний о нем.

Еще одно заявление и ведущий аргумент по защите рощи: она — неоконченный эксперимент по высадке дубов квадратно-гнездовым методом. Это — разработка небезызвестного академика Лысенко, неоднозначной личности в советской науке. Его метод по посадке действительно внедрялся в то время, которому приписывают создание наших «Дубков». Деревья высаживались по определенной технологии, квадратами, по нескольку желудей в одну лунку, и в самом деле не подвергались никакому дальнейшему уходу. Здесь как будто у защитничков все сходится. Если бы не одна загогулина. Эксперимент Лысенко был направлен не на деревья, а на зерновые культуры! Их следовало насеивать между дубами, акациями и кленами, высаженными по .гнездовому методу. Академик мечтал, что так можно будет защитить крайне необходимые стране культуры от сорняков и вредителей. Обсуждать сегодня провал этой и других теорий Трофима Денисовича не считаю целесообразным. Хочу только спросить: кто-нибудь видел хоть один завалящий колосок меж херсонских дубов? Лично у меня есть сомнения, что роща — чей-то незавершенный эксперимент. Особенно учитывая, что я не нашла о нем никаких сведений в периодике того времени. Или могли в Советском Союзе вот так втихую экспериментировать на немалом клочке земли? Еще скажите, что «Дубки» — секретный объект КГБ.

Можно попробовать представить, что СМИ, историки и издатели могли просто незаслуженно обойти вниманием славную рощу. Поэтому за воспоминаниями о ней я обратилась к коренным жителям микрорайона Северный. Моя бабушка и местная квартальная прожили в Херсоне, неподалеку от рощи, больше, чем по полвека, — каждая. Старушки рассказывают, что «Дубками» этот пустырь стали называть далеко не сразу. «Я вообще не знала, что там растут дубы, — рассказала Галина Фоминична. — Земля в тех краях была щедро усыпана вроде как дерном, из которого местами торчали какие-то росточки-кустики, зато обильно росли шампиньоны. Вот за ними мы с подругой туда и ходили». Тамара Ивановна подтвердила, что ни про какой эксперимент с дубами она не слышала. Помнят старушки и такой период в истории парка, как торговля тряпками и склянками в Перестройку. Меж так рьяно оберегаемых сегодня деревьев был толчок. Смутно эту хаотичную торговлю припоминаю и я сама. Бабушка говорит, что торгаши тогда не вырубили ни одного дерева, потому что на них развешивали свой нехитрый товар. До такого испытания не додумался бы и экспериментатор Лысенко!

Кстати, одной барахолкой мои воспоминания не ограничиваются. Я сама не поменяла с рождения место жительства. Развитие, а точнее сказать, упадок дубовой рощи происходит на моих глазах вот уже больше 20 лет. Раньше на эту территорию частенько заезжали цирк-шапито и передвижной зоопарк. Думаю, никому не нужно объяснять, какой образ жизни ведут работники таких заведений. Наверное, им было не до заботы об окружающих дубах. Но первую основательную порчу, как мне помнится, роща пережила в 90-е, когда здесь возвели протестантский храм. Он и по сей день занимает немалую территорию. Следом за ним в «Дубках» начали появляться автостоянка, заправка, магазины, салоны и в довершении — еще один храм! Все это время ни слова от какой-либо общественной организации в защиту растерзанной рощи не прозвучало. Где вы были, господа хорошие? Кто сейчас скажет, у кого из существующих застройщиков имелись на руках разрешительные документы и согласования?

Когда-гто в «Дубках» я занималась вместе с кружком по спортивному ориентированию. Но, уверена, что сегодня моя мама не отпустила бы меня бегать с картой и компасом в такое место. Как хотите, но приличные девочки в «Дубки» не ходят!

Невзирая, на обилие построек, роща является местом, чтобы справить нужду, распить бутылочку-другую, снасильничать кого-то, а то и по обоюдному желанию предаться плотским утехам на свежем воздухе для маргинальных слоев общества. Повторюсь, все перечисленное я наблюдаю лично последние годы. В то время, как заехавшие в «Дубки» на час сердобольные общественники всю эту похабщину в парке отрицают.

Им бы тщательнее учить мат-часть. Ошалелые защитники нацепили на несчастные остатки выживших деревьев пластиковые ленты со стороны улицы 200 лет Херсона. А хоть кто-нибудь из них вникал, что компания «Амстор» задумала строить торгово-развлекательный комплекс на противоположной стороне рощи, которая выходит на Николаевское шоссе? Хотя, к кому я взываю? Вникать и доносить до людей достоверные факты — прерогатива, похоже, только нашей редакции. А вот общественники явно аккомпанируют известной торговой сети, которой очень бы не хотелось, чтобы по дороге из города к их самому большому и все еще не окупившемуся магазину появился достойный конкурент-перехватчик. Может, именно поэтому весь ряд общественных организаций муссирует тему, что в городе есть предостаточное количество других мест для постройки комплекса «Амстор». Среди прочего звучит предложение возвести его на территории хлопчатобумажного комбината. Лучше не придумать, если хочешь вбухать деньги в заведомо провальный проект. Но инвестор ведь — далеко не из глупых, и сам выбирает место, без подсказок борцов за свободу желудей. Город может только дать добро, как это делают, например, в неоспоримо более развитом Николаеве, куда херсонцы до сих пор вынуждены ездить за развлечениями и покупками. А мы можем и дальше не соглашаться на выделение участков для крупных инвесторов, отказываясь от вложений в раскручивание своей инфраструктуры, открытия новых рабочих мест, налоговых отчислений в местный бюджет. У нас же при этом будет парк! И ничего, что он больше смахивает на пустырь, туда на прогулки и пикники не ходят, даже мало кто собак выгуливает. Предлагаете сделать на оставшейся от предыдущих застроек территории цивилизованное место для отдыха горожан? Прекрасно, только на чьи деньги? От самих общественников, мастеров выторговывать у америкосов деньги на развитие проектов пустышек, вряд ли дождешься вложений в реальное дело. Бассейнов и Лебединого озера у нас пока так и не появилось. Будем облагораживать «Дубки» за счет городского бюджета? Не сомневаюсь, в этом случае тот же ряд общественных организаций первым завизжит: дороги разбиты, а Сальдо открывает парк!

Интересно все же посмотреть, от чего нас пытаются уберечь в: пользу замшелой рощицы между церквями да автостоянками? Донецк, ул. Стадионная, 3-д

Запорожье, ул. Наривная, 74:

«...При строительстве «Амстор» внес свой вклад в улучшение инфраструктуры города — обновил участок водопровода и другие коммуникации. Весной рядом с гипермаркетом будет создана зеленая зона...»

Николаев, ул. Лазурная, 17:

«...Предлагает покупателям выбор из более чем 50 000 товаров. Здесь можно найти все необходимое: продукты питания, бытовую химию, товары для дома, парфюмерию, одежду и обувь, товары для отдыха и спорта, сувениры и канцелярию. Особенно удивит жителей, Николаева продукция фирменного производства «Амстор»: свыше 170 видов фирменного хлеба, более 300 различных блюд и полуфабрикатов, десятки сортов фирменных колбас и видов копченой рыбы...»

Горловка, ул. Ленина, 60-а:

«...Более 120 тыс. человек, проживающих в Центрально-Городском районе, отныне могут сказать, что сервис и широкий ассортимент «Амстора» стали еще одной достопримечательностью их малой родины. Постоянную работу со стабильными заработками получили более 550 человек...»

Автор: Дарья Морская

Пошук:
розширений

Сергій Токарєв
Американський стартап Toothio – новий напрям інвестицій Roosh Ventures
Інвестиційний фонд Roosh Ventures нещодавно став одним з інвесторів американського стартапу Toothio, який допомагає приватним стоматологічним клінікам та організаціям знаходити кваліфікованих співробітників. Портал надає доступ до бази, в якій є понад 30 000 фахівців.

Сила духу і оптимізм: «Давня Казка» презентує пісню та кліп «Будьмо» про єдність українців
Український гурт «Давня Казка» презентує новий трек «Будьмо» та кліп до нього — історію, яка надихає на віру в краще навіть у найскладніші часи. Пісня стала музичним маніфестом незламності, гумору та оптимізму, який допомагає українцям триматися разом.

Останні моніторинги:
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 27.10.2011 / Акценти
00:00 27.10.2011 / Акценти


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.020