|
Отпустив сознание на свободу
24.12.2010 / Газета: Вгору / № 51 / Тираж: 10000
С минувшей субботы Интернет буквально взорван: херсонский художник получил международное признание, премию имени Казимира Малевича! Стас Волязловский, тот самый художник, признается: “Устал, не высыпаюсь от телефонных звонков и боюсь выйти на лестничную площадку – все поздравляют”. Наверное, именно о таких вот событиях говорят: проснулся известным. Но Стас признается, что его куда больше “перло” от первых заметок в наших херсонских газетах. Перло, когда начали публиковать его работы и статьи о нем же в киевских изданиях. И самым незабываемым для него стало получение каталога из Франции: это было очень давно, он вместе с еще тогда живым Феликсом Кидером послали туда свои экслибрисы. Сейчас у Стаса уже стопки каталогов, причем, куда с более известных и престижных вернисажей, фестивалей и выставок. Но тот, самый первый, “самым” и остается. Такого восторга уже нет, прошло. Такие уж это “издержки” известности. Премию имени Малевича учредило польское правительство при поддержке международных художественных фондов в 2008 году – по случаю 130-летия со дня рождения художника, авангардиста, футуриста. Казимир Малевич по происхождению был поляком, но родился в Украине. И награждают премией молодых украинских художников, и обязательно по рекомендации какой-либо арт-институции. Стаса номинировал Херсонский городской Центр молодежных инициатив “Тотем”. Стаса в Херсоне «отрыл» Соловьев Говорят, что Александр Соловьев, сегодняшний куратор киевского Музея современного искусства “Арсенал”, узнав о победе Стаса, прыгал и бегалпо Национальному художественному музею (где проходила церемония награждения) с криками: “Бог есть”. По слухам, с теми же словами он “влетел” потом и в “Арсенал”. Хотя “божественными” работы Стаса не назовешь даже после большой цензуры. Просто все уже привыкли, что первые места, как правило, “ куплены”. А тут организаторы конкурса реально победили коррупцию, раз первое место присудили “какому-то художнику из заштатного городишка”. Хотя конкурентов было много: более 50 заявок, да и работы “неслабые”, а конкурсу – всего два года. А познакомились Соловьев и Волязловский, когда еще только планировалось открытие Пинчук-центра в Киеве. Александр для этого центра разыскивал интересных авторов по всей Украине. А потом были выставки в Пинчук-центре, поездка в Стокгольм, и – пошло-поехало: выставки, музеи, триенале, биенале в России, Литве, Польше, Великобритании, Чехии, США, Турции … «Обратная связь» Стас говорит, что позвонила и поздравила даже одноклассница. И рассказала, что встретила как-то еще одного их соученика, вспомнили школу, класс, она и про него упомянула, мол, известным художником стал, по заграницам ездит со своими выставками. А тот удивился: надо же, а в школе таким тупым и в странным был… А Стасу, с регулярностью раза три в месяц, снится один и тот же кошмар: он идет из школы к себе домой, в ту квартиру из детства. И просыпается в ужасе: как же снова ЭТО пережить? Причем родители никогда и не били, и особо не ругали. Но, наверное, жизнь по пионерским правилам: ходить строем и вообще, “быть как все”, настолько его тяготила, что тот кошмар преследует и сейчас. Хотя, как ни странно, в первом классе Стас был еще отличником. Но во втором – его родителей уже вызывали в школу, потому что в тетрадках вместо примеров и упражнений были “каляки-маляки” – его первые рисунки ручкой. Так он отключался от происходящего в классе, абсолютно “пропуская мимо ушей” все предметы. Единственным “пятерочным” было рисование. Потом бросил учебу, и восьмой класс уже заканчивал в вечерней школе. Их классная руководительница проводила классные часы каждый день, по часу после уроков. Стас признается: из-за того, что задерживался в школе, пришлось бросить учебу в художке у Слипича – просто не успевал… Хотя, если честно, сыграло свою роль и то, что от “свободного полета” они как раз перешли к канонам искусства: к натюрмортам, портретам, гипсу. Родителям преподаватели говорили, что парень – очень талантливый, у него хорошая графика, но вот с живописью проблемы. О «наболевшем» –без цензуры Мы очень долго искали среди работ Стаса “приличные” для иллюстрации в газете: без ненормативной лексики и оголенных гениталий. И было это непросто. – Хотелось бы сейчас послушать моих преподавателей по поводу графики, – смеется Стас. – Наверное, это не совсем то, что они себе представляли. А живопись мне, действительно, так и не далась, хотя я ее люблю, и понимаю. Как та собака, только ничего сказать не могу. Долгое время я вообще занимался не искусством, а различной трудовой деятельностью – от доставщика телеграмм и слесаря-сборщика статоров и генераторов до торговли на рынке всяким “перестроечным” дефицитом. Уже в зрелом возрасте зачем-то поступил на курсы художников-оформителей, где не научился даже правильно писать шрифты, но как-то начал порисовывать. Потом – годичный курс технологии керамики (и не на шутку увлекся) при одном херсонском профтехучилище, там же ее и преподавал, вел еще кружок керамики в одном из городских Дворцов пионеров. Работал фотокором в разных изданиях. Чуть не вступил в Союз художников, но что-то удержало – может, не хотелось принимать участия в собраниях и голосованиях. Чтобы как-то веселее было жить, собирал вокруг себя таких же “придурков”, устраивая выставки где придется. В общем, делал то, что прикольно мне, и если честно, сам даже не пытался как-то вылезти из Херсона, где комфортно и сейчас. А потом Волязловский сам себе (и всему миру – прим. авт.) придумал “шансон-арт”. – В советское время с порнографией было туго. От безысходности в народе ходили легенды про красную пленку, на которую можно фотать женщин и они будут проявляться голыми. По-видимому, тогда у меня и начало развиваться образное мышление. И уголовной романтики, “лысой прически” и увлечения эмигрантами я тоже не избежал. Первый мой кассетный магнитофон “Электроника” был куплен именно для прослушивания этих самых эмигрантов на районе. А район, где я вырос, был еще тот. Основная часть ровесников числилась в детской комнате милиции, куда ходила отмечаться дружной толпой по определенным дням. Лет с 13 знали наизусть, что говорить и что делать, если закроют на “малолетку”. Униформа у самых крутых на районе была особенная: фуфайка, обязательно застегнутая на верхнюю пуговицу, неизменные темные брюки со стрелками, домашние тапки на белый носок и кепка “аэродром” из каракуля. Зимой – кирзовые сапоги, подбитые желтыми гвоздями, и норковая или ондатровая, шапка. Фуфайки уже сменили турецкие кожаные куртки и адидасовские костюмы, шапки стали не очень удобными по причине глобального потепления, но из открытых окон домов, кабаков, маршруток звучит тот же шансон, понятный и грузчику, и профессору. Думаю, корни этого явления нужно искать где-то в прошлом. Когда полстраны сидело, а другая половина могла сесть в любой момент. Возможно, поэтому мне очень близко то, что сегодня называется “арт-брют”: наивное искусство, русский лубок и искусство душевнобольных. Во всем этом – не только понятная всем простота и искренность, но и свобода. Недаром, говорят, что душевнобольные рисуют и пишут то, что диктует им подсознание. Оно у них выпущено на свободу и не стесненно никакими навязанными рамками, нормами и правилами. И я тоже хочу быть понятным. Шансон-арт – это моя рефлексия на мир, в котором я существую, с его интересами, проблемами, страхами, религией, новыми культурными вызовами, с его телевидением и программами, наполненными дебильной рекламой, расчлененкой, криминалом, порнографией, сериалами и политикой, с его желтой прессой и его интернетом . Возможно, для меня это что-то вроде арт-терапии. Мне действительно удается освободиться от всего, лезущего в мозг помимо моей воли. Беру и вываливаю все налезшее в эдакой лубочно-концентрированной форме на лист бумаги или старые сэконд-хэндовские простыни, которые разрисовываю шариковыми ручками. А помогает их разрисовывать моя третья жена Юля. Я это ей доверяю (это же не красками – раз мазок, два мазок, это – каждую детальку ручкой, ползая по полу на коленях). С Юлей мне повезло. Две предыдущие жены мечтали о квартире, машине, даче, достатке. А я хотел быть художником. Юля – тоже художница, у нее тоже были свои персональные выставки. Но наша работа, кроме удовольствия, стала приносить и какой-то доход, наверное, только последних года три. А от политики стараюсь “уходить” после того, как один известный карикатурист заявил с центрального канала, что в Украине только два нормальных художника: он и я. Стас Волязловский как победитель получил 3 тыс. евро за свои уже былые заслуги и 10 тыс. евро на новые проекты в рамках трехмесячной стажировки в варшавском Центре современного искусства “Уяздовский замок”. Планирует поехать Стас в Польшу весной следующего года. Что это будет, еще точно не знает: поедет “туда”, посмотрит “что там” и придумает “чего-нибудь”. Возможно, это будет поиск своих польских корней – фамилия-то соответствующая. Но будет это не академический отчет по изучениям архивов, а работы в его собственном уникальном стиле, в стиле шансон-арта. Автор: Виктория Глебова
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 27.10.2011 / Акценти
00:00 27.10.2011 / Акценти
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.015 |