ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




«ЕвроПРОТОКОЛолись»
29.09.2011 / Газета: Гривна / № 40 / Тираж: 60000

Неуклонное стремление к «европейским ценностям» для Украины вылилось во вступление с 19 сентября в силу Закона об упрощенном оформлении ДТП. Он предусматривает введение европротокола, при помощи которого автомобилисты смогут самостоятельно, без привлечения ГАИ, оформлять ДТП

Об этом без малейшего преувеличения можно сказать, что хотели как лучше, а получилось через… Как всегда, в общем. Давайте разберёмся по порядку.

Что такое европротокол

Итак, европротокол – это спе¬циальный бланк унифицированного по всей Европе образца, который заполняют сами водители-участники ДТП на месте аварии. В дальнейшем заполненный европротокол, предъявленный в страховую компанию, будет служить основанием для выплаты страхового возмещения.

Условием для применения упро¬щённой схемы оформления ДТП является то, что при нём никто не травмирован или не погиб, у всех участников отсутствуют признаки алкогольного или наркотического опьянения, а также пребывания под влиянием медицинских препаратов, все участники событий находятся на месте происшествия, застрахованы и не спорят по поводу причин аварии.

Положительные стороны нововведения

К числу несомненных плюсов такой системы законодатели отнесли то, что водителей в случае составления европротокола не будут привлекать к административной ответственности за совершение ДТП. А это штраф на сумму от 340 до 425 гривен, а возможно, и лишение права управлять транс¬порт¬ным средством на 6–12 месяцев. Будут водители избавлены и от необходимости ждать сотрудников ГАИ для его оформления. Это в свою очередь уменьшит количество возникающих из-за этого пробок на дорогах и разгрузит гаишников от занятий всякой «мелочевкой» и нацелит на работу по профилактике и предотвращению дорожно-транспортных происшествий. Если раньше водители должны были сами собирать документы, чтобы предоставить их страховой компании, то теперь после получения европротокола страховщики должны будут «подсуетиться» и всё это сделать сами. И самое главное, страховые компании смогут затягивать выплату денег лишь на срок до 105 дней (до 90 дней на рассмотрение плюс не более 15-ти на выплату после принятия решения). Раньше одного только решения на совершенно законных основаниях можно было ждать до полугода.

Вроде бы всем хорошо: и водителям, и гаишникам. Разве что страховщикам несколько больше поднапрячься придётся. Но ведь не за бесплатно же! Так что и этот момент вовсе не отрицательный.

И многочисленные минусы

А теперь пройдемся по «как всегда».

Начнём с того, что нововведение ударит водителей по карману. Среди ключевых финансовых изменений – отмена договоров 2-го и 3-го типов, когда полис выписывали либо на конкретного водителя, либо на группу лиц, управляющих автомобилем. Сохранится только договор ОСАГО 1-го типа. Его краткая суть: один автомобиль – любой водитель. А он обходится дороже.

Следующий «косяк» – это то, что до сих пор не утверждена предельная сумма страховой выплаты по европротоколу. Пока в качестве предложения звучит 10 тысяч гривен с перспективой увеличения этой суммы до 25 тысяч гривен с 2013 го¬да. Если кто-либо из участ¬ников ДТП сочтет, что причинённый ущерб «тянет» больше чем 10 тысяч гривен – можно вызвать ГАИ. Для начала с предложением моторного (транспортного) страхового бюро Украины должен согласиться или не согласиться Госфин¬услуг. В случае его утверждения оно должно пройти регистрацию в Минюсте. Длится она до 30 дней. Некоторые клиенты будут расценивать отсутствие ограничений как возможность получения до 50 тысяч гривен – максимальной выплаты по ОСАГО за вред, причинённый имуществу пострадавшего, а страховщики – как возможность не выплачивать, что чревато судебными исками. Так что раньше октября бланки европротоколов от страховых компаний вряд ли кто из водителей получит – кому из страховщиков нужны проблемы с выплатами без утвержденного уровня компенсации? К тому же и сами евробланки ещё не напечатаны. А скачать их из Интернета и распечатать самому нельзя. В них какие-то хитрые способы защиты от подделки предусмотрены.

В общем, сервис есть, а восполь¬зоваться им нельзя. Нельзя ещё и потому, что для получения такого ещё не напечатанного бланка евро¬протокола нужно либо оформить страховку с 19 сентября, либо с этой даты переоформить уже имеющуюся, срок которой не истёк.

Продолжим. До сих пор не внесены связанные с новой системой изменения в Правила дорожного движения, нет изменений и во множестве подзаконных актов организационно-технического характера.

Но всё же предположим, что бланки уже напечатаны и розданы водителям. В соответствии с законом, водители достигли взаимного согласия, составили европротокол и покинули место происшествия, опять же, в соответствии с законом, не поставив о нём в известность Госавтоинспекцию. В ГАИ в связи с этим ничего о происшествии знать не будут и его регистрацию не произведут. Нет регистрации – нет ДТП. Затем по¬страдавшая сторона обратится к страховщику за выплатой возмещения. Страховая компания, в соответст¬вии с законами об автостраховании и европротоколе, начнёт расследование обстоятельств происшествия, чтобы удостовериться, что это дейст¬вительно страховой случай, а не попытка «развести её на бабки». Первым делом ее представитель пошлёт запрос в ГАИ с просьбой подтвердить факт ДТП. Естественно, что в ответ он получит сообщение, что регистрации этого дорожно-транспортного происшествия нет. После этого страховщик вполне может со спокойной совестью в выплате компенсации отказать да ещё и пригрозить обратиться в милицию с заявлением о попытке мошенничест¬ва – ДТП-то не было!

А вот – ещё. В договоре КАСКО черным по белому написано, что возмещение ущерба возможно только при наличии справки из Госавтоинспекции. Когда произойдёт урегулирование условий КАСКО в привязке к европротоколу, не знает пока никто.

Теперь вспомним, что применение «европейского опыта» возможно, если ни один из участников ДТП не находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения либо под влиянием препаратов, снижающих реакцию. Но как определить или поставить под сомнение наличие либо отсутствие таких признаков у водителя? Вряд ли водители обладают для этого навыками, приборами и возможностями инспекторов ГАИ.

А теперь представьте, что водитель, будучи «под мухой», совершил ДТП, признал свою вину и согласился на составление европротокола. Противная сторона его состояние не заметила или, обрадовавшись, не обратила внимание. ГАИ никто не вызвал, подписали бумаги и разъехались. Про¬трезвев, водитель-виновник вполне может заявить, что ДТП произошло по вине оппонента. А европротокол он подписал в результате травмы от того же ДТП (мол, не соображал ничего тогда) или даже принуждения или насилия. И вообще, ДТП не было, а гражданин в это время спал дома.

Кстати, тут-то у кого-нибудь мо¬жет и противоположная мысль возникнуть. Почему бы евро¬протокол не использовать, чтобы создать себе фальшивое алиби? Знать не знаю никакую «старуху-процентщицу» – я в это время европротокол оформлял.

Ещё одно очень «узкое» место – отсутствие погибших или травмированных в результате ДТП. Проблема в том, что некоторые достаточно серьезные травмы и их последствия могут проявиться далеко не сразу. К тому же при стрессе, вызванном происшествием, в крови буквально бурлит адреналин, повышающий болевой порог. При сотрясении головного мозга, как свидетельствуют медики, головная боль, тошнота, нарушение координации движений проявляются на вторые-третьи сутки. Не сразу могут проявиться и повреждения и ушибы внутренних органов, переломы и трещины в позвонках.

При старой системе оформления ДТП этой и прочих далеко не всех описанных в этой статье проблем не возникало. Поэтому европротокол

в нынешнем виде вовсе не упрощает жизнь водителям, а кое в чём и осложняет. Впрочем, он не «заработает», пока не будут созданы и вне¬дрены подзаконные механизмы.

Автор: Кирилл ГОРЕЛОВ

Пошук:
розширений

Автор
Почему до датчика уровня сахара от Apple еще далеко
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию

7-9 черв­ня 2024 року в Одеській національній науковій бібліотеці відбудеться XXIV Всеукраїнська виставка-форум «Українська книга на Одещині»
Під егі­дою Мі­ніс­тер­ства культу­ри та ін­фор­ма­цій­ної політи­ки Ук­раї­ни, Одесь­ка на­ціо­наль­на на­у­ко­ва біб­ліо­те­ка, Ук­ра­їнсь­ка асо­ціа­ція ви­дав­ців та кни­го­роз­по­всюд­жу­ва­чів, Дер­жав­на на­у­ко­ва уста­но­ва «Книж­ко­ва па­ла­та Ук­раї­ни іме­ні Іва­на Фе­до­ро­ва» за спри­ян­ня Одесь­кої об­лас­ної дер­жав­ної ад­міністра­ції, Одесь­кої об­лас­ної та Одесь­кої місь­кої рад, Ук­ра­їнсь­ко­го ін­сти­ту­ту кни­ги, Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­гані­за­ції «Ук­ра­їнсь­ка біб­ліо­теч­на асо­ціа­ція» та Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­га­ні­за­ції «Біб­ліо­по­ліс» про­во­дять Все­ук­ра­їнсь­ку ви­став­ку-фо­рум «Ук­ра­їнсь­ка кни­га на Оде­щині».

Останні моніторинги:
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 27.10.2011 / Акценти
00:00 27.10.2011 / Акценти


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.011