|
«Где деньги, Кабмин?»
27.10.2011 / Газета: Херсонський вісник / № 43 / Тираж: 10000
На фоне бурных событии октября почти незамеченным остается очень значимый для всей страны процесс подготовки, корректировки и утверждения государственного бюджета Украины на 2012 год. Причем, в условиях, когда правительство обратилось к гражданам страны с призывом поучаствовать в обсуждении этого документа. Чего здесь больше: непонимания значимости этого процесса или нежелания разобраться в тонкостях финансово-бюджетной политики страны на будущий год, судить читателю. Действительно, в отличие от многих так называемых цивилизованных стран, принятие «экономической Конституции» Украины, как правило, не вызывает интереса и бурного обсуждения в среде обывателя. И это опасно в двух смыслах. Во-первых, неучастие, «абсентеизм» граждан в процессе создания финансового плана развития страны позволяет чиновникам принимать экономическую программу «под себя». Отсутствие консолидированного мнения населения, гражданского лоббизма приводит к тому, что, к примеру, бюджет Министерства здравоохранения предусматривает от 75% до 85% тратить на нужды министерства (зарплата и премии работников, командировочные, повышение квалификации, содержание ведомственных санаториев для работников министерства и т.п.) и только 10- 15% (!!) — на развитие украинской медицины, строительство и ремонт больниц, закупку передового оборудования, новых лекарств и т.п. Дикость? Конечно, но ни граждане сами, ни их депутаты не протестуют. Во-вторых, бюджет носит все более ассиметричный характер, когда львиная доля средств остается в Киеве, а в регионы, где и создается бюджет, приходит все меньше и меньше средств. И области, и областные центры становятся глубокой провинцией, не развиваются, не ремонтируются, нет средств на модернизацию коммунальных сетей и т.д. и т.п. В конечном счете, это может привести к тому, что падающие лифты и дома станут явлением повседневным. И об этой тенденции хотел бы поговорить подробнее. Есть ли позитивные тенденции в бюджете Украины — 2012? Безусловно, есть. Во-первых, это низкий плановый дефицит бюджета, прогнозируемый значительный прирост бюджета на 12.5% в сравнении с 2011 годом. Обнадеживающе выглядят рост ВВП и темпы его прироста в 5% в предвидении мирового кризиса. Вместе с тем, очень важно понять, что бюджет, образно говоря, наполняем мы, жители регионов, областей, городов и сел. А как он будет нами потребляться? Конечно, значительные средства пойдут гражданам по национальным программам: пенсионной, социального обеспечения и т.п. А что получат регионы, города на развитие? Вот тут и возникает проблема с проектом бюджета. Прежде, чем ее иллюстрировать, хотел бы напомнить, что резервы местного развития для таких областных центров, как Херсон, в значительной степени исчерпаны. Количество предприятий, приносящих весомые достатки бюджету, не увеличиваются, объемы производства не растут, а снижаются в своей массе. Уровень оплаты труда не успевает за ростом инфляции и цен. Число предприятий и бизнес-структур, способных наполнять, к примеру, резервные фонды города, резко сокращается, их возможности, вследствие общей неблагоприятной экономической ситуации, не увеличиваются. И здесь правительству, тем более, после принятия нового бюджетного кодекса, следовало бы увеличить дотации и субвенции местным бюджетам. Но в нынешнем году они существенно сократились в сравнении даже с 2010-м. Что же будет в 2012? Как свидетельствует анализ, подготовленный Региональным центром прогнозно-плановых инициатив по моей просьбе, пока в проекте бюджета предусмотрены позитивные предложения. Предусматривается, например, увеличение удельного веса местных бюджетов в структуре сведенного бюджета до 45,6%. То есть, больше, чем в другие годы. Объем местных бюджетов составит 194,7 млрд. гривень, или на 18%, больше, чем в 2011 году. И пойдут эти деньги на инфраструктурные проекты, в частности, переоснащение и реконструкцию объектов ЖКХ. Есть и некоторые другие «хорошие новости». Вместе с тем, возникает ряд кардинальных, принципиальных вопросов и проблем, которых не должно быть в утвержденном бюджете. Первая проблема — это то, что не реализуются требования нового Бюджетного кодекса в части того, что определенная и значительная часть заработанных в регионах средств сразу же остаётся в распоряжении местных властей, местных громад. Это в значительной мере подорвало бы базу коррупции «белых воротничков» в Киеве. Но главное — это то, что местные власти по- прежнему не получают самостоятельности и полномочий не столько в расходовании, сколько хотя бы в среднесрочном планировании инвестиций в город. Этот подход не разрешает проблемы субъективного распределения трасфертов между национальным бюджетом Украины и бюджетом херсонской громады. Чтобы было понятно даже школьнику, приведу такую статистику. Из 691 местного бюджета 641 — дотационный. То есть, эти 641 бюджет содержит в себе социальные льготы, зарплаты бюджетникам, другие выплаты населению. На эти цели выделяется 91,5% субвенций из центра. А, оказывается, эти межбюджетные отношения так и не урегулированы в бюджете 2012. Более того, такая система распределения трансфертов практически не учитывает мнение местных громад в вопросах объема и направленности инвестиций в местные бюджеты. В этой ситуации, когда расходы Херсона планируются «из центра», не учитывая интересов и мнения громады, органы местного самоуправления не имеют возможности планировать и качественно, в полном объеме финансировать предоставление населению услуг. А о средствах .на развитие Херсона вообще речи идти не может. В качестве выводов следовало бы сказать следующее. Нам остро и срочно необходима профессиональная разработка конкретных программ социально- экономического развития Херсона. И в этом процессе заинтересованы и власть, и, в не меньшей мере, херсонская громада. Необходима совместная и плодотворная работа власти, бизнеса и общественности в этом направлении. И если эти программы не будут внимательно рассматриваться и приниматься в столице, то надо понимать, что Херсон не будет заинтересован в саморазвитии и будет прозябать на правах «содержанки» национального бюджета. С другой стороны, херсонский регион должен резко усилить инициативу и активность при обсуждении и принятии национальных программ социально- экономического развития, которые, в основном, разрабатываются в научно-исследовательских центрах Киева, Министерстве экономики и отраслевых министерствах. До тех пор, пока эта работа будет идти пассивно, наш городской бюджет будет бюджетом «проедания», и ни о каком обновлении и прогрессе нашего города говорить не придется. Автор: Сергей КАРУНОС, депутат городского совета Херсона
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 27.10.2011 / Акценти
00:00 27.10.2011 / Акценти
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012 |