Херсонский морпорт устал без руководителя
Считается, что тому городу, в котором есть порт, крупно повезло. Морской порт (вместе с железной дорогой) — это единая транспортная составляющая региона. Города, где есть порты, практически всегда развиваются и строятся именно за счет транспортной составляющей.
Херсону, можно сказать, повезло дважды. Он владеет сразу двумя портами — речным и морским. О речном мы говорить не будем, сегодня с ним проблем не так уж много. Но вот с морским торговым портом в последнее время происходили вещи просто нехорошие. Речь идет о «кадровой чехарде» в вопросе назначения начальника ХМТП.
Что может Херсонский порт
Конечно, Херсонский морпорт не так велик, как, например, Одесский. Его проектная мощность — 5 млн тонн грузов в год (в Одесском — более 38 млн. тонн). Причалов 10, а не 38, как у южной соседки. Порт принимает суда длиной до 200 метров и с осадкой до 7,6 м (Одесса обслуживает суда длиной до 270 м и осадкой до 13,0 м.). Но и те «малые» возможности, которые есть у нас, могут позволить производить около 3% от общеукраинского грузооборота. Тем более, Херсонский порт специализируется на перевалке зерна и хлебных грузов (более 1/3 общих объемов). Из 20 портов Украины по грузообороту ХМТП занимает 8-е место. Нашему городу и области это может дать немалый доход.
Портовики успешно справляются с проблемами
А теперь о производственных показателях морпорта — с ними как раз дела обстоят неплохо. За 9 месяцев текущего года порт перегрузил 1933,2 тыс. тонн грузов, что на 28.6 тыс. тонн, или на 1,5% больше, чем в соответствующий период 2004 года. Доходы порта за это же время увеличились на 7,1%. Тем не менее, полученная прибыль по сравнению с 9 месяцами 2004 года снизилась. Но есть ли в этом вина предприятия? Она примерно такая же, как и у каждого из нас: «Я зарабатываю все больше, а купить могу все меньше...
Более того, если глянуть на процессы, происходящие в экономике государства, мы увидим, что херсонские портовики приложили просто героические усилия. Они добросовестно справляются с главными указаниями Президента: выполнять обязанности перед бюджетом и выплачивать заработную плату работникам в полном объеме и без задолженностей. Средняя зарплата, которая, отметьте, здесь выплачивается совершенно легально, выросла с 976,9 до 1184 гривен в месяц. Фонд зарплаты увеличился на 3,8 млн. гривен, что повысило отчисления в местный бюджет. В бюджеты всех уровней и государственные целевые фонды перечислено 12,302 млн. гривен. Сохранена социальная сфера (детсад, детский лагерь, ведомственный пансионат, пять объектов соцкультбыта) — это в наше время уже граничит с чудом.
И это позитивное движение происходит на фоне того, что расходы предприятия увеличились по объективным причинам,. Нацбанк ревальвировал гривну — Херсонский морпорт потерял 4,2 млн. гривен — половина его обрабатываемых грузов связана с экспортно-импортными операциями (соответственно стоимость услуг порта для их владельцев «привязана» к курсу доллара), Из-за роста цен — увеличились расходы на топливо, на снабжение, на текущий ремонт. А он нужен, как воздух, этот ремонт: изношенность основных фондов составляет 67%!
Увеличились амортизационные расходы: порт приобрел в 2004 году морской буксир «Бакай» за 29 млн. гривен. Но это одновременно уменьшило общепортовые расходы во время ледовой кампании. Порт ввел жесткий режим экономии, и снизил расход топлива и электроэнергии. И в то же время намерен увеличивать грузооборот, активно привлекая клиентов для перевалки дополнительных грузов.
Кому не дает покоя морпорт?
Тем не менее, в последнее время в отдельных средствах массовой информации упорно распространяются слухи о том, что «порт стал убыточным» и его «почти довели до банкротства». На самом деле за 9 месяцев 2005 года Складывается впечатление, что кому-то выгоден такой массированный медиа-«наезд» на предприятие.
Если уж говорить о том, что действительно «лихорадит» работу порта и настроения в коллективе — так это неопределенность с назначением его руководителя, которая длится уже около года.
Неудачный «опыт» Минтранса-2004 с назначением начальником Херсонского морского торгового порта 31-летнего Андрея Пелюховского стал уже местным анекдотом. Сведения о выходках «молодого менеджера», которыми заинтересовались правоохранительные органы, отнюдь не послужили улучшению репутации предприятия. Но вот, наконец, борьба Пелюховского с коллективом порта осталась позади: учитывая, что госпредприятие «Херсонский морской порт» имеет стратегическое значение для экономики и безопасности страны, а отсутствие руководителя мешает нормальному производственному процессу, министр транспорта и связи Украины Виктор Бондарь 12 октября 2005 года своим приказом № 634 уволил Пелюховского.
Но... Другим приказом временно исполняющим обязанности начальника порта назначен его главный инженер Владимир Огиренко — уже в шестой раз, и каждый раз «временно» (!)
Коллектив снова пишет Президенту
Пришел ноябрь – время заключения договоров на будущий 2006 год. Но что такое приставка вр.и.о начальника порта? Это может негативно повлиять на решения о заключении договоров. Представьте себя на месте партнеров: временный – он и есть временный, никто не знает, как может повернуться дело, если придет «постоянный». К тому же со стороны дело может выглядеть так, что Минтранс (в отличие от коллектива и губернатора) вроде бы сомневается в опытном производственнике Владимире Огиренко, который имеет профильное образование и многолетний стаж работы именно в Херсонском морском порту, где он прошел все ступени от сменного механика до главного инженера. Коллектив же настолько убедился в способности Огиренко быть успешным руководителем, что неоднократно обращался ко всем высшим должностным лицам государства, а также выходил в пикеты с требованием назначить начальником именно Владимира Викторовича.
Наверное, министерству стоит принять во внимание, никто другой как трудовой коллектив и профсоюзная организация кровно заинтересованы в стабильной работе своего предприятия. Тем более, что Министр транспорта и связи Виктор Бондарь на встрече с профсоюзным активом отрасли сам указал на основы своих кадровых решений: «Главный мой критерий – хорошие производственные показатели и спокойствие в коллективе… Хватит кадровых шараханий. Общество от них устало».
В письме, которое профсоюзная организация ХМТП 21 октября 2005 года направила Президенту Виктору Ющенко, говорится: «Несмотря на кадровую нестабильность в связи с кратковременным выходом на работу Пелюховского, Огиренко сумел сберечь позитивные тенденции в работе коллектива, а по отдельным позициям их улучшить. Бюджетные и налоговые расчеты осуществляются своевременно. Постоянно растет заработная плата, решаются все социальные вопросы. предусмотренные коллективным договором»
«Просим Вас поддержать точку зрения трудового коллектива», — пишут портовики Президенту. — «Назначение Огиренко позволит нормализовать морально-психологический климат в коллективе, укрепит веру в руководство государства и отрасли».
Анна Рафиенко