ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:
 




СВОДКИ С КРИЗИСНОГО ФРОНТА, или «КЭМЗ» в 2009 году
25.01.2010 / Газета: Каховська зоря / № 7-8 / Тираж: 8000

Начиная с 2005 года, те темпы развития, которые получило ОАО «КЭМЗ», трудно переоценить. Каждый последующий год радовал нас двукратным увеличением объемов выпуска продукции. Уже на июнь-июль на наши счета заходили деньги в объеме всего предыдущего года! 2008 год был самым удачным в этой динамике: в августе, при средней численности работающих 60 человек, мы выпустили продукции более чем на четыре миллиона гривень. Для ОАО «КЭМЗ» это был действительно рекорд. В последний раз о таких объемах выпуска можно было говорить где-то на рубеже 80-90 годов прошлого века (при средней численности работающих 250 — 300 человек). Мы уверенно входили в тот финансовый коридор, который уже позволял надеяться на скорую модернизацию производства и на существенное повышение среднего уровня зарплаты. Именно к этим двум основным ориентирам я как руководитель предприятия и наша команда целенаправленно стремимся уже пять лет. Опираясь на эти темпы развития и на значительно возросший интерес к продукции ОАО «КЭМЗ», мы с твердостью могли надеяться, что в 2009 году возьмем планку минимум в 7 000 000 гривень! Но, как говорится, «Человек предполагает, а Бог располагает». На мировую авансцену вышел «оскароносный герой» — тотальный коллапс банковской системы.

МНЕ ОЧЕНЬ понравился анекдот на эту тему, где главный герой 2008 года — финансовый кризис: «Здравствуйте, дорогие! 10 лет не виделись. Соскучились, расслабились? «Жигули» — не машина? МИВИНА — не вермишель? Уборка колорадского жука — не, отдых? Чайный пакетик по одному разу завариваем? Я как узнал, сразу пришел...».

Машиностроители, вслед за строителями, одни из первых ощутили на себе удары разбушевавшейся финансовой стихии. Почему? Ответ лежит на поверхности: если у вас плохо со сбытом, вы будете вкладывать деньги в модернизацию производства путем покупки нового оборудования? Думаю, вряд ли. Но и это ещё не все. В 90% случаев нашу продукцию покупают за привлеченные кредитные ресурсы. Вот вам й на эту тему анекдот: «Пошёл сегодня к банкомату денег взять, так он у меня двадцатку до воскресения попросил»...

В этом анекдоте в аллегорической форме сформулирован диагноз банковской системы Украины и стран СНГ образца 2009 года. Как результат, с августа 2008 года по ноябрь 2009 года мы не смогли подписать ни одного контракта, который обеспечил бы полную загрузку завода хотя бы на месяц.

Помню, неоднократно выслушивал от своих коллег, да и сам твердил про себя, как мантру: мол, кризис — не в мире, кризис — в мозгах. Но через месяц-другой повторять перестал: заказов — то нет! Потихоньку кончились те оборотные средства, которые мы могли направить на латание финансовых дыр, начала образовываться задолженность по зарплате перед работниками предприятия, трудности с оплатой текущих хозяйственных счетов, налоговых отчислений и т.д. Я видел глубокую депрессию в глазах многих бизнесменов. Слышал мрачные прогнозы, бесконечные жалобы и стоны. Слышал о проблемах со здоровьем (из-за расстройства нервной системы) тех «акул бизнеса», которые ещё вчера представляли собой монолит финансовой стабильности, олицетворявшейся неудержимо рвущейся кверху линией доходности их предприятий. А в это время все политические бренды просили верить в них и идти в светлое будущее под их знаменами. Мэр просил не забывать о подоходном налоге и сорняке на прилегающей территории. Налоговая инспекция и налоговая милиция — под невообразимой тяжестью планов по дополнительному взысканию в бюджет, спускаемых каждый месяц сверху. Прокуратура изо всех сил пыталась убедить саму себя, что не понимает, почему у предприятия есть задолженность по зарплате, но нет задолженности по налогам. Ей почти удавалось саму себя убедить, когда по ней в очередной раз проезжался катком телефонный пресс из Киева, но она опять и опять сочувственно смахивала одинокую слезу, когда Страдающий бизнесмен делился с ней своим горем. А он говорил всегда почти одно и то же: «Да, я могу выплатить зарплату из возвращенного НДС... Но после этого через неделю ко мне на предприятие непременно завернет бродячий цирк-шапито на «газельке» и при свечах (свет отключат за неуплату) покажет веселое маски-шоу с выемкой документов, печатей и прочих ненужных уже мне вещей типа моего автомобиля, ноутбука и кофеварки за злостное уклонение от уплаты налогов...». И следователь отпускал его с миром, попросив только не забыть сообщить, если вдруг чудом получится сократить задолженность по зарплате, чтобы и он мог получить кусочек своего счастья в виде отчета. А если серьезно, то хочу выразить глубокую признательность нашим силовикам, которые в принципе понимают, что «закручивать гайки» в этих условиях равноценно ликвидации доброй трети дрейфующих на волнах кризиса предприятий. Предприятий, на которых работают, а, значит, и доверяют своему руководству ещё очень много людей. И если перегнуть палку, то все эти люди образуют мавзолейную очередь в центр занятости, в котором и так заметно выросла армия безработных.

Но если силовики способны к пониманию, то в недрах исполкомов бродят тени жутких железных солдат самой крутой в Украине службы. Эти гвардейцы лишены эмоций. Туда специально набирают людей, которые не умеют плакать. Налоговая с КРУ, прокуратурой и горрайотделом милиции, все вместе взятые, «отдыхают» по сравнению с полномочиями, которыми обладают эти опричники. Если в Советской армии хоть выбор был: «Выбирайте, как вас иметь — по уставу или по дедовщине?», и все молодые знали, что лучше по дедовщине, то с этими господами такой номер не проходит. «По уставу! И только по уставу!». На их аскетических фанерных дверях скучным, но угрожающим шрифтом значится — инспектор по труду. Их лозунг: «Нас не волнует!». У тебя проблемы с мировым кризисом? Но это твои проблемы. Не можешь с ними справиться, уступи свое кресло другому, который сможет. Мы стоим на страже интересов пролетариата и вас, буржуинов, скоро ликвидируем как класс. Сосут, понимаешь ли, кровь из трудового народа и по больничным палатам с инсультами от нас прячутся. Но нас не проведешь! Где был инсульт, там должен быть инфаркт! Конечно, как это всегда было в истории, самих трудящихся ни-кто-не спрашивает, с кем они: с инспектором по труду или с руководителем предприятия, который вместо того, чтобы облегчить себе жизнь тотальным сокращением (или отправкой в отпуск за свой счет) персонала, все же пытается хоть как-то прокормить работающих у него людей.

Вот в двух словах ирония судьбы обычного украинского директора небольшого предприятия в условиях ступора экономики образца 2009 года.

НО ЧТО касается «КЭМЗа», то тут все же есть некоторое отличие. И заключается оно в том уникальном опыте, который имеет это предприятие. Если для большинства руководителей мировой финансовый кризис стал если не крахом всего бизнеса, то, по крайней мере, причиной частой холодной потливости и долгих бессонных ночей, то для нас вся эта мировая шумиха всего-навсего слабое подобие того кошмара, который пережил завод в конце 2003 и на протяжении большей части 2004 годов. Это не значит, что 2009 год дался нам легко. Нет. Причин для уныния хватало. Но все же тот опыт кризис-менеджмента, который мы получили на заре нашей реинкарнации, как прививка, создал иммунитет к подобного рода потрясениям. У нас в руках есть набор интрументария и навык управления предприятием этих условиях.

В начале года я часто собирал коллектив и честно говорил о тех трудностях, которые нас ждут. О планах и мерах, которые предпринимает администрация в поиске выходов из тупиковых ситуаций. У нас был честный диалог, в котором люди видели нашу искренность и открытость перед ними. Те, кто прошел с нами сложный период выживания в 2004 году, вообще были абсолютно спокойны. Их позиция полностью отражалась в следующей фразе: «Кризисы приходят и уходят, а «КЭМЗ» остается». Они не верят, они знают, что на «КЭМЗе» никого и никогда не обидят тем, что не выплатят того, что обещали. Да, возможно, придется подождать и месяц, и три, и пять, но то, что при первой же возможности люди получат свои деньги не только в полном объеме, но и с некой надбавкой в виде моральной компенсации за терпение, в этом они не сомневаются. И даже те, кто не имеет возможности переживать трудные времена вместе с заводом, в восьми случаях из десяти пишут заявление на увольнение с сожалением.

«Мне нравится у вас работать. Я очень не хочу уходить. Такого отношения между людьми в коллективе я не видел ни на одном из моих предыдущих мест работы. Но обстоятельства жизни мне не позволяют ждать с вами лучших времен... Если у вас дела поправятся, я бы хотел надеяться, что вы возьмете меня назад». Часто слышала начальник отдела кадров Валентина Натарова эти слова, когда делала запись в трудовую книжку. И мы обязательно возьмем. Старый друг лучше новых двух. Мы никогда не обижаемся на людей, которые, находясь в поиске лучшей доли, уходят с завода. Если человек гармонично влился в коллектив (а это главное условие, которое по своей значимости стоит даже чуть выше, чем уровень квалификации), если для него проблемы завода были его проблемами, он «застолбил» себе место работы пожизненно. И куда бы он не уезжал, ему всегда будет куда вернуться. Здесь его примут с радостью.

Уверенность в том, что и коллектив, и администрация находятся в «одной лодке», создала такой микроклимат на заводе, который исключил возможность возникновения внутреннего конфликта. Всю тяжесть финансового дефицита мы несли вместе.

Конечно, не эта наша особенность является главной. Управление предприятием в кризис- это сложная система противовесов, каждый из которых имеет свою значимость. Но скрепляет всю эту структуру главное – то отношение к процессу капитализации завода, которое мы прививаем в своей повседневной работе. Капитализация в своем высшем идеале для нас — это не деньги и не основные средства. Или, точнее, не только они. Капитализация, на наш взгляд, это удельный вес нашего бренда в логике современных бизнесотношений. Брошенный в воду камень рождает концентрические круги. И эти круги, расходясь по сторонам, охватывают все большую и большую часть водяного зеркала. Вот так действуем и мы. Начиная с 2004 года, мы все наши силы и все наше умение бросили на наработку крепких партнерских связей со всеми техническими службами ведущих (и не только) перерабатывающих предприятий бывшего СНГ, с которыми нас сводил Божий промысел. Если главный инженер ВЕРЕСа» или технический директор астраханского консервного завода обращается к нам с каким-то вопросом относительно технологических тонкостей в области переработки, мы поднимаем «на'уши» всех известных нам специалистов отрасли, чтобы постараться БЕСПЛАТНО решить его проблему. И при этом нам удается «убить сразу двух зайцев»: мы обогащаем собственный опыт новым знанием и делаем себя незаменимым звеном в процессе развития пищевой переработки. Конечно, этот процесс не возвращается быстро в виде заключенных договоров, но его значение в Продвижении торговой марки ОАО «КЭМЗ» на рынке переоценить сложно.

ПРАВИЛЬНОСТЬ нашего интуитивного выбора подтвердило время. На сегодняшний день в Украине нет ни одного крупного игрока консервного бизнеса, технические структуры которого бы так или иначе не замыкались на ОАО «КЭМЗ». «Последним из могикан» в этот сложный 2009 год стало такое широко известное предприятие, как «САНДОРА». Я познакомился с руководством завода по производству концентрированных соков еще в 2004 году. Уровень оснащения этого завода поразил мое воображение. Я, ещё «зеленый» механик-консервщик, впервые увидел высокую организацию производства и такой класс импортного оборудования от фирмы «ВОЕМА», которым было оснащено это предприятие. Мог ли я, новоиспеченный директор обремененного долгами постсоветского предприятия, с давно морально устаревшей номенклатурой выпускаемой продукции, мечтать о том, что этот «кит» плодоовощной переработки, ориентированный на качественное, надежное, высокотехнологичное оборудование, когда-либо закажет у нас хоть три нержавеющих болта к внутрицеховой тележке? Нет, не мог. Но после первого знакомства мы начали диалог, который поддерживали на протяжении всех пяти лет. И эта живая связь дала таки отличный результат!

Значит тот путь и те критерии, по которым развивается «КЭМЗ», правильные, если в мае 2009 года руководством подразделения американской компании PEPSI COLA, которая купила САНДОРУ, было принято решение заказать у каховского завода (а не у итальянцев) новое технологическое оборудование? (И заметьте: в отличии от большинства украинских предприятий, у САНДОРЫ в условиях кризиса имелся гарантированный доступ к значительным и недорогим финансовым ресурсам всемирно известной корпорации). Кроме всего прочего, после того, как мы разработали, собрали и поставили это оборудование и оно очень эффективно и надежно отработало сезон (с помощью техники из Каховки было переработано более чем 100 000 тонн томатов), компания заключила с нами контракт на разработку и поставку ещё одной уникальной установки, а также определила целый ряд машин в исполнении ОАО «КЭМЗ», которые технические специалисты компании хотели бы видеть у себя на производстве в ближайшее время. Вот поэтому капитализация бренда «Каховский экспериментальный механический завод» и есть тем уникальным методом, с помощью которого мы САМОСТОЯТЕЛЬНО открываем перед собой широкие горизонты развития с гораздо большей эффективностью, чем при помощи привлечения тяжелых инвестиций, обременительного кредитования или жесткой ориентации на госзакупки. Мы работали и работаем без кредитования основной деятельности. Может быть, это медленно, но в нашем сумасшедшем мире вполне оправдано, опыт 2008-2009 года это доказал.

Конечно, прошлый год заставил нас в поисках путей выхода из кризиса создать новые продукты, обозначить дополнительные направления развития, изменить акценты в общении с посредниками и т.д. Мы очень активно развивали в прошедшем году такое альтернативное направление, как переработка тыквы на семечку. Именно эта ориентация на недорогой продукт для фермера позволила нам с августа вполне уверенно держаться на плаву. Спрос на наши тыквоуборочные комбайны был очень высоким. В среде тыквоводов стал бытовать термин — «каховский тыквенный комбайн», как совокупность положительных качеств надежной техники. На вторичном рынке наши комбайны востребованы и идут по хорошей цене. Это говорит о многом. В этом сезоне мы стали предлагать уже весь спектр оборудования для переработки семян тыквы. Кроме уборочной техники, на нашем сайте теперь можно увидеть и полнокомплектный моечносушильный комплекс. Вообще, если в «Яндексе» или «Гугле» набрать ключевые слова «комбайн для уборки тыквы» или «линия для переработки», ссылка на наш сайт будет на первых позициях. Но опять и опять именно капитализация нашего бренда явилась тем источником, который и привлек к нам достаточно осторожного заказчика.

Московская компания «В.....А», которая является собственником интересного предприятия по переработке огурцов в городе Бресте (Белоруссия), познакомилась с нами ещё в начале 2009 года. Мы и не знали, что все это время служба безопасности этой компании активно и целенаправленно занималась поиском неофициальной информации о нас и нашей деятельности. Мы приехали в Брест для знакомства со спецификой производства в ноябре и услышали из уст учредителей фирмы буквально следующее: «Удивительно, но вас все знают. И мы должны отметить, что отзывы о вашем заводе вполне положительные. Мы хотим с вами работать». Домой мы привезли контракт на достаточно значительную валютную сумму и двухгодичную программу сотрудничества в рамках заключенного договора. Накануне Нового года зашла первая часть предоплаты, что позволило, кроме закупка материалов, все-таки выделить определенную часть денег на зарплату. Это не могло не радовать меня как руководителя и всех работников завода, которые истосковались по нормальной динамичной работе.

ПО МИЛОСТИ Божьей, в новый год ОАО «КЭМЗ» входит уже с не пустым портфелем заказов. Перед нами открывается очень интересная перспектива развития на 2010 год, так как те новые продукты, которые мы предложили в 2009 году, нашли живой отклик в среде наших потенциальных заказчиков. В основном это касается предпродажной подготовки плодоовощного сырья (мойка, подсушка, сортировка, чистка и фасовка в овощные сетки таких продуктов, как картофель, лук, морковь, свекла, огурец, яблоко, томат, салатный перец). Кроме того, уже подписан контракт на поставку в Воронеж ^Россия) ряда моечной техники, и там руководство тоже рассматривает нас как очень полезного и перспективного партнера. На подходе — Ростов с желанием приобрести у нас линию для переработки перца. Конечно, даже подписанный контракт — это ещё далеко не всегда деньги на счету. И совершенно очевидно, что проблемы, копившиеся на протяжении полутора лет, не решатся за месяц или два. Но одно я знаю точно — время, когда мы работали на бренд, уже заканчивается. Наступает тот долгожданный период, когда наш бренд начинает работать на нас. А это очень серьезно и перспективно.

Желаю всем нашим заводчанам и всем жителям нашего легендарного города уверенности в завтрашнем дне и спокойной стабильности нашей стране, измученной бесконечным политическим шоу. Политики приходят и уходят, а Украина остается! Давайте вместо споров о наших горячо любимых политических брендах будем думать больше о том, что мы с вами, каждый на своем месте, сможем сделать здесь и сейчас, чтобы вокруг нас стало лучше и за что бы нам с вами наши дети могли бы сказать спасибо. Пусть родившийся Христос благословит тихою радостью и любовью каждую семью в Каховке и дарует мудрость и терпение всем моим коллегам-руководителям.

Автор: Игорь БЖЕЗИЦКИЙ, председатель правления ОАО «Каховский экспериментальный механический завод». Специально для «Каховської зорі

Пошук:
розширений

Сергій Токарєв
Американський стартап Toothio – новий напрям інвестицій Roosh Ventures
Інвестиційний фонд Roosh Ventures нещодавно став одним з інвесторів американського стартапу Toothio, який допомагає приватним стоматологічним клінікам та організаціям знаходити кваліфікованих співробітників. Портал надає доступ до бази, в якій є понад 30 000 фахівців.

Сила духу і оптимізм: «Давня Казка» презентує пісню та кліп «Будьмо» про єдність українців
Український гурт «Давня Казка» презентує новий трек «Будьмо» та кліп до нього — історію, яка надихає на віру в краще навіть у найскладніші часи. Пісня стала музичним маніфестом незламності, гумору та оптимізму, який допомагає українцям триматися разом.

Останні моніторинги:
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 27.10.2011 / Акценти
00:00 27.10.2011 / Акценти


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.018