|
«Реабилитация» школьных aтестатов
15.04.2010 / Газета: Гривна / № 16 / Тираж: 60000
Плюсы и минусы очередных изменений правил приема в украинские вузы Оценки опять в цене. После того как Министерство образования и науки Украины в который уже раз изменило правила приема в вузы, постановив засчитывать в качестве проходного балла не только результаты независимого тестирования знаний, но и средний балл аттестата, в школы зачастили родители выпускников с целью как бы этот балл максимально «улучшить». В теории, для этого ребятам нужно было бы зубрить учебную литературу, пересдавать темы и контрольные работы. На практике же просители получают «добрые советы»: дескать, с вас — пожертвования на ремонт классов и покупку парт да компьютеров, а с нас — отличные оценки для вашего отпрыска. По неофициальным сведениям, сумма «спонсорского взноса» для «радикального» улучшения среднего балла аттестата по стране колеблется в пределах от 5 до 20 тысяч гривен! БЕЗ СПОНСОРОВ — НИКАК Украинцы опасаются, что массовая «реабилитация» аттестатов породит не менее массовый всплеск коррупции в общеобразовательных школах. Ведь не секрет, что в последние годы, когда на оценки в этих аттестатах приемные комиссии вузов никакого внимания не обращали, будущие абитуриенты в старших классах активно изучали только те дисциплины, по которым назначалось тестирование и которые были профильными для поступления на ту или иную специальность в высшем учебном заведении. Все прочие предметы изучали спустя рукава, если изучали вообще. Теперь средний балл нужно срочно «подтягивать», и понятно, что иные семьи выпускников выберут для этого легкий путь — через «спонсорство» в лучшем случае или прямые взятки -в худшем. Как этому противостоять и можно ли вообще это сделать? В управлении образования Херсона, к примеру, говорят, что искусственно завышать оценки не так-то просто даже с помощью коррупционных «рычагов». Ведь изучение целого ряда предметов для выпускников закончилось еще в девятых или десятых классах, а итоговые оценки по ним зафиксированы в журналах. Подчистки либо исправления в них не допускаются. К тому же соответствие данных в журналах и аттестатах проверяют не только инспекторы образовательного ведомства, но и милиция с прокуратурой. За фальсификацию выставленных в них оценок можно и под суд «загреметь». С другой стороны, вероятность искусственного «корректирования» оценок по предметам, изучаемым в выпускном классе, чиновники вполне допускают: нет правового или какого-то иного механизма, позволяющего предотвратить «сделки» между родителями, педагогами или администрацией школы. - Всё упирается в деньги, а дирекция школ в них кровно заинтересована, — откровенно признает начальник управления образования Херсона Юрий Никонов. — Ведь нужно ремонтировать сантехнику и системы отопления, приобретать учебную мебель взамен обветшавшей или поломанной, а бюджет полностью удовлетворить запросы учебных заведений хронически не в состоянии. Ситуация только ухудшается: если в позапрошлом году на капитальный ремонт школ и детсадов областного центра муниципальная казна ассигновала около 11 миллионов гривне, то в прошлом кризисном году запланировали всего 5 миллионов, и полмиллиона из них не перечислили до сих пор. В этом году тоже необходимо не менее 11 миллионов гривен, из которых две трети уйдут не на парты, а на ремонт «мягкой кровли» — крыши не выдержали обильных снегопадов минувшей зимы. Я не думаю, что горсовет сможет полностью удовлетворить бюджетную заявку, поэтому директорам школ без родительских пожертвований просто не обойтись. ВСЁ НОВОЕ — ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ А как в отечественных вузах относятся к «реабилитации» школьных аттестатов и чего ждут от изменения правил приема? - Вероятность искусственного завышения оценок в аттестатах исключать нельзя — если общество коррумпировано, то и сфера образования не может быть не затронута коррупцией,- комментирует первый проректор Херсонского государственного университета, доктор наук Олег Мишуков. -Однако результаты успеваемости, отраженные в школьных аттестатах, все-таки более справедливы, чем результаты независимого оценивания знаний. Как-никак тестирование — процедура «разовая», а оценки в аттестатах -это итог одиннадцати лет учебы. И если школьные оценки могут быть необъективны, то методику тестирования в этом плане тоже не назовешь «непогрешимой». В нашем университете провели такой мониторинг: спустя 2 месяца после поступления в вуз сотню первокурсников усадили за контрольные работы по тем предметам, по которым они успешно сдали тестирование. И из 100 студентов 60 написали контрольные на «двойки»! По моему мнению, проверка знаний при поступлении в вуз должна стать, «многокомпонентной», а конкурс аттестатов и сертификатов стоит дополнить экзаменом или хотя бы собеседованием, чтобы исключить сомнения приемной комиссии в уровне знаний абитуриента. Фактически министерство уже частично признало их целесообразность, вернув вступительные экзамены для абитуриентов, поступающих на заочную форму обучения, и тех, кто закончил школу до 2008 года. В чем украинцы не сомневаются, так это в том, что поступить в вуз, да еще на «бюджетное» место, у нас с каждым годом становится всё труднее. Хотя увеличить свои шансы нынешний выпускникам общеобразовательных школ можно не только через повышение среднего балла в аттестате, но и благодаря грамотному выбору «альма-матер». Ведь одно дело — готовиться поступать самостоятельно и после бессистемно разносить документы по уйме приемных комиссий, и совершенно другое — заранее выбрать для поступления вуз и «добирать» нужный объем знаний перед вступительной кампанией под руководством его специалистов. Новое «команда» в Министерстве образования и науки Украины именно на это и ориентирует наши вузы, что лишь подтверждает справедливость крылатого выражения «Всё новое — это хорошо забытое старое». В том же Херсонском государственном университете для качественной подготовки абитуриентов сохранили и развивают Центр довузовской подготовки, где сейчас и с технологиями тестирования помогают освоиться, и знания по профильным дисциплинам успешно «подтягивают». Сейчас здесь занимаются около 400 юношей и девушек, но его популярность была высока всегда: как правило, после обучения в Центре подавляющее большинство его слушателей без проблем поступают и к ХГУ, и другие университеты по своему выбору. Автор: Сергей ЯНОВСКИЙ
|
Пошук:
Автор
Щодня українці стають жертвами шахраїв онлайн, втрачаючи особисті дані та кошти. Разом з Кіберполіцією ми пояснюємо, що таке скам, які схеми найпоширеніші та як захиститися від зловмисників в Інтернеті.
STEM is FEM запускає навчальну програму «Кібербезпека для дівчат: можливості й професія». Протягом грудня 2024 — березня 2025 року учениці старших класів та студентки дізнаються, як захистити себе в діджиталі та будувати кар’єру у сфері кібербезпеки.
Останні моніторинги:
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 27.10.2011 / Акценти
00:00 27.10.2011 / Акценти
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.016 |