ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:
 




ПРЕДВЫБОРНЫЕ ОБЕЩАЛКИ
09.08.2010 / Газета: Деловые новости / № 31 / Тираж: 5000

Если кто-то думает, что обещать легко, он сильно ошибается. Для политика это тяжело и дорого. И вовсе не потому, что обещания нужно выполнять, а потому, что давать их нужно правильно. Обещания украинских политиков — это дорогой рекламный продукт с соответствующими интеллектуальными и финансовыми вложениями. Над созданием предвыборных обещаний работают целые команды, причем разные — в зависимости от целевой аудитории.

К работе над предвыборными программами привлекаются специалисты по отдельным направлениям — внешняя политика, безопасность, гуманитарная сфера, экономика. В основном это люди с научным бекграундом — академики, профессора, профильные экономисты. Большая часть из них обычно не имеет никакого отношения к штабу, их нанимают исключительно для написания программы.

Однако такие сборники ориентированы преимущественно на зарубежных экспертов, которых нужно познакомить с кандидатом и его позицией. А вот для основной части электората разрабатываются альтернативные лозунги, близкие и понятные простому человеку. Благодаря этому порой выясняется, что в предвыборных программах нет львиной доли заявленных вслух обещаний.

Скажи мне, что тебе сказать

По сути, украинцы сами определяют, какую лапшу хотят видеть на своих ушах. Для этого социологические службы проводят закрытые исследования, среди которых особенно популярны фокус-группы. Сами по себе исследования не продуцируют идею, но зато являются прекрасным инструментом для проверки «съедобности» заготовок. Исходя из результатов исследований, формируется предвыборная агитация того или иного политика 1

Цена вопроса зависит, в.основном, от выборки. По оценкам экспертов, самые дорогие исследования — те, выборка которых больше 10 тысяч респондентов. Их стоимость колеблется в пределах $30-50 тыс., а исследование до 2 тысяч респондентов стоит около $15 тыс. Дальнейшее продвижение «обещалок» ложится на плечи PR-специалистов и медиагруппы.

По мнению народного депутата Тараса Чорновила, украинцев легче «подцепить» на крючок с наживкой в виде возврата сбережений или «улучшения жизни уже сегодня», нежели путем продвижения реформаторских идей. Что, собственно, вполне подтверждается результатами выборов-2010. Во второй тур вышли кандидаты, акцент избирательной кампании которых сводился к «социалке».

Несбывшиеся мечты, или спортивный интерес

Одна из причин повторной поддержки несбыточных лозунгов — именно в том, что они не были выполнены до этого. Избирателям ничего не остается, как мечтать: должен же хоть кто-нибудь выполнить сказанное. Обещание вернуть «сгоревшие» вклады Сбербанка СССР не сходит с уст украинских политиков еще с начала 1990-х гг. И также легко лопается, как только обещавший приходит к власти.

Вслед за провалившейся программой «Юлиной тысячи», задний ход в вопросе погашения советских вкладов уже дали регионалы. «В этом году не предусматривается (проводить выплаты — прим. «ВД»), то есть сейчас мы начинаем работу над проектом госбюджета 2011 года, и выплаты будут проводиться исключительно в пределах средств, которые будут предусмотрены законом о госбюджете», — сообщил министр финансов Федор Ярошенко. Можно с большой долей вероятности утверждать: это обещание будет работать на рейтинг еще не одного политика.

То же происходит с «вечными» вопросами статуса русского языка в Украине или снижения цен на газ. В 1994 г. Леонид Кучма победил на внеочередных выборах благодаря тому, что технологически выстроил свою кампанию именно на этих аргументах. «Кучма, как частично и Янукович, заявлял везде, что после того как он станет президентом, газ будет почти бесплатным, энергоносители — тоже, что русский язык станет государственным.

И люди на Востоке ему поверили. Это правильные технологии», — утверждает первый президент Леонид Кравчук. Эти же лозунги помогли победить и нынешнему президенту. По всей видимости, он — не последний, кому они еще пригодятся. «Выступаю за предоставление русскому языку статуса второго государственного»,— декларировала предвыборная программа Януковича. Но уже 9 марта во время церемонии вручения Шевченковских премий в Каневе президент заявил, что «в Украине будет развиваться украинский язык как единственный государственный».

Еще один «долгожитель» среди невыполненных обещаний — перевод украинской армии полностью на контрактную основу. Начиная с 1999 г. ее введение числится в программах практически всех политиков. К слову, эта «мечта» пережила уже двух президентов — Леонида Кучму и Виктора Ющенко. Интересно, что о немедленном переходе на «контрактную армию» во время президентской гонки говорила Юлия Тимошенко.

Но это не помешало ей подписать указ о весеннем призыве «срочников». Также пообещали перевести армию на контракт и в Партии регионов, причем весьма оперативно. Согласно предвыборным документам, с 2011 года. Однако министр обороны Михаил Ежель уже успел выразить сомнения по поводу реалистичности заявленных сроков. По его мнению, даже 2015 год — это очень оптимистичная дата для полного реформирования армии. Еще одним невыполненным обещанием, а значит, и поводом проголосовать за него повторно, больше.

Замкнутый круг

Парадокс украинской политики в том, что «хозяева» политических обещаний не заинтересованы их выполнять. Им нечего будет заявлять в следующий раз. Это и создает ситуацию клонирования политиков с одинаковыми политическими декларациями. Выбирая среди них, украинцы попросту отдают предпочтение тому, который по какой-то субъективной причине более симпатичен. «Если вы не любите Януковича и возмущены тем, что он не выполняет своих обещаний, то в качестве альтернативы вы в первую очередь обратите внимание на Тимошенко, которая давала такие же точно обещания. Пусть даже также не собирается их выполнять», — поясняет нардеп Тарас Чорновил. Да и дороговизна продукта под названием «обещалки», увы, не оставляет возможности для их выполнения. Ведь материальные затраты на оплату специалистов, формирующих «пакет обещаний», ложатся на плечи финансовых доноров партий. Поэтому социальные проекты, составляющие львиную долю предвыборных программ, отходят на второй план, по сравнению с тем, что вложенные инвестиции нужно отрабатывать.

Любое повышение уровня жизни — это дополнительная налоговая нагрузка на самих же бизнесменов, которым в свою очередь обещают ее снижение. В условиях дефицита бюджета это взаимоисключающие тезисы. Также противоречат интересам финансовых доноров партий обещания вроде доступного жилья. Конфликт интересов двух сторон очевиден. Граждане хотят покупать дешевле, бизнес — продавать дороже. Таким образом, желание политиков пробиться к власти с одной стороны и мечты о хорошей жизни граждан — с другой сформировали целый ряд «вечных» обещаний, которые будут использованы еще не в одной избирательной кампании.

ГО/7-70 «мыльных пузырей» украинской политики.

Возврат вкладов Сбербанка.

Вернуть обесцененные вклады, начиная с 1994 г., обещали: Л. Кучма, В. Ющенко, Ю. Тимошенко, В. Янукович. Больше всех продвинулась в реализации Юлия Тимошенко, ограничив, однако, суммы выплат 1 тыс. грн. «Юлину тысячу» получили лишь 6,5 млн. человек из 20 млн вкладчиков, Правительство Н. Азарова пообещало возобновить возврат вкладов с 2011 г.

Русский язык — второй государственный. Эксплуатируется с 1994 г. в основном политиками, ориентированными на Восток и Юг Украины. Среди обещавших: Л. Кучма, В. Янукович. Спустя две недели после инаугурации В. Янукович заявил, что единственным государственным языком в стране будет украинский.

Членство в НАТО и ЕС. Евроинтеграция декларировалась В. Януковичем, В. Ющенко, Ю. Тимошенко с 2004 г. Самым ярким «обещателем» членства Украины в НАТО и ЕС, безусловно, выступал Виктор Ющенко, в итоге так и не реализовавший предвыборных лозунгов.

Сокращение штата чиновников. Количество чиновников в Украине растет, невзирая на постоянные обещания его сократить (Л. Кучма, В. Ющенко, В. Янукович, Ю. Тимошенко). За десять лет невыполненных обещаний (начиная с 1999 г.) количество работников госаппарата увеличилось на 55%.

Контрактная армия. Обещалась политиками с 1999 г. (Л. Кучма). Позднее тезис использовали: В. Ющенко, В. Янукович, Ю. Тимошенко. Во время президентства Виктора Ющенко вопрос о переходе на контрактную службу переносился трижды: сначала речь шла о начале 2008 г., затем — конце 2009-го, потом и вовсе перенесли на 2015 г. Такая же участь постигла «обещание», данное Януковичем. Вместо заявленного 2011 г. срок реформирования армии отодвинули на 2015-й.

Снижение налогов. В том или ином виде снижение налогов обещают все политики под каждые выборы. Активно «обещается» с 2004 г. Последние лопнувшие «пузыри» — «налоговые каникулы для малого бизнеса» и снижение НДС от Януковича.

Децентрализация власти и денежных потоков. Желание самостоятельности регионов используется с конца 1990-х, среди заявлявших—Л. Кучма, В. Янукович. Правительство Юлии Тимошенко в преддверии предвыборной _ кампании-2010 даже предоставляло проект госбюджета с учетом децентрализованных местных бюджетов. На самом деле расширение полномочий органов самоуправления невыгодно ни одному из политиков.

Доступное жилье. Обещание строить доступное жилье родом, как и большинство «пузырей», из 1999 г. (Л. Кучма). Одним из наиболее «успешных» держателей слова оказался Виктор Ющенко — по его программе строительства «доступного жилья» в эксплуатацию сдали один дом.

Борьба с коррупцией и олигархами. Один из ключевых тезисов всех ведущих политиков, декларируемых в разное время, — Л. Кучмой, В. Ющенко, Ю. Тимошенко, В. Януковичем. Однако урбвень коррупции в Украине остается одним из самых высоких в мире.

Пенсионная реформа, повышение пенсий. Пенсионная реформа, обещанная Л. Кучмой в 1994 г. и декларируемая всеми ведущими политиками, не реализована.

Автор: Оксана Миронова

Пошук:
розширений

Автор
Кіберполіціїя: що таке скам, як його розпізнати та захиститись
Щодня українці стають жертвами шахраїв онлайн, втрачаючи особисті дані та кошти. Разом з Кіберполіцією ми пояснюємо, що таке скам, які схеми найпоширеніші та як захиститися від зловмисників в Інтернеті.

Як дівчатам захистити себе онлайн: стартує освітня програма з кібербезпеки
STEM is FEM запускає навчальну програму «Кібербезпека для дівчат: можливості й професія». Протягом грудня 2024 — березня 2025 року учениці старших класів та студентки дізнаються, як захистити себе в діджиталі та будувати кар’єру у сфері кібербезпеки.

Останні моніторинги:
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 27.10.2011 / Акценти
00:00 27.10.2011 / Акценти


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.029