|
На полях Херсонщины заканчиваются арбузы
12.08.2010 / Газета: Гривна / № 33 / Тираж: 60000
Спешите полакомиться сладкой ягодой прямо сейчас, потому что, несмотря на рекордный урожай бахчи, через неделю-две арбуз может стать большим дефицитом ТАКОГО ЕЩЕ НЕ БЫЛО! Как рассказал Валерий Федоренко — коммерческий директор компании «Навигатор-агро», которая занимается выращиванием арбузов, поставкой их по Украине и выведением новых сортов, в этом году аграрии, которые планировали заработать на выращивании бахчи, терпят большие убытки. Природа этим летом создала небывалую ситуацию: в первой половине лета выпало слишком много осадков: арбузы вымахали до гигантских размеров и поспели раньше обычного. Но радоваться сельхозпроизводителям «не пришлось. Хоть урожай и оказался почти в 2 раза выше обычного, но в июле спрос на арбузы еще невысок: люди относятся к ранней бахче с недоверием, боятся нитратов, поэтому продать ягоду, поспевшую с опережением, оказалось непросто. Большой размер арбузов тоже сыграл не на руку производителям: такой арбуз не идет на экспорт. Бытует мнение, что покупатели супермаркетов неохотно приобретают «полосатиков» больших размеров. Другое дело — арбуз в 4-5 килограммов, который можно легко донести до дома и съесть за один раз. Именно такой арбуз считается востребованным и лучше всего продается. Но мало того, что арбуз-2010 вырос раньше обычного и слишком большого размера. Обильные дожди и непроходимая грязь на полях не позволяли быстро и без лишних затрат собирать и реализовывать арбузы. Приходилось задействовать тракторы, на них перевозить урожай с грядки до трассы, а затем перегружать тонны продукции на машины. И два раза платить грузчикам. Прекратились осадки — началась невиданная жара. И снова аграриям пришлось туго: арбузы на полях стали очень быстро портиться. А в последние дни ягода буквально «горит»: - Еще в минувшую пятницу мы собирали 30 тонн с гектара, а в воскресенье снимали только 18. От переизбытка солнца ягода получает ожог, который проявляется в виде большого коричневого пятна. Такой арбуз вполне пригоден в пищу, но товарный вид теряет полностью, — рассказывает Валерий Николаевич. БЕРИ-НЕ ХОЧУ С тем, что арбуз скоро отойдет, согласен и фермер Алексей, который попросил не указывать фамилию: «Уже через неделю арбуза может вообще не быть, так как урожай буквально горит на солнце. И полив не помогает: температура на почве -60 градусов, вода сразу превращается в пар, который обдает арбуз и наносит внешнему виду уже спелого арбуза еще более значительный вред. Зеленый арбуз, правда, еще удается спасать поливом. Но его осталось очень и очень мало». Как добавил сельхозпроизводитель, в этом году значительно возросла затратная часть: поднялась арендная плата за землю, увеличились расходы на горюче-смазочные материалы, а главное — на прополку, уборку, погрузку, потому что рабочие не соглашаются работать на палящем солнце без достойного вознаграждения. А ведь арбуз нужно прополоть не один, а три раза! Но фермеры в таком положении, что при себестоимости в 29 копеек за килограмм сладкой ягоды арбузы приходится сбывать и по 15 копеек, то есть себе в убыток. Иначе можно вообще потерять оставшийся на поле урожай. И ЗА ЧТО ПРОДАЮТ В итоге намучившиеся в этом сезоне аграрии готовы сбывать арбуз за бесценок. Но вот розничные цены до сих пор «кусаются», и покупатель, приобретающий спелый «кавунчик», по-прежнему вынужден платить по крайней мере в 3 раза выше себестоимости. Ну не парадокс? Несколько прояснить это противоречие помог телефонный разговор с коммерсантом, который занимается реализацией арбузов. По его словам, в связи с ажиотажем на срочную вывозку очень большого объема сельхозпродукции сейчас очень непросто доставить бахчу с поля — не хватает ни рабочих рук (грузчиков), ни техники. А так как любой ажиотаж порождает 'стремительный рост цен, в этом году очень высоки транспортные расходы. - Если я везу машину арбузов, за 250 километров, то 3 тысячи гривен стоит сам груз, а 4 тысячи я отдаю за транспорт и доставку, -сетует в телефонном разговоре коммерсант. — То есть при оптовой закупке одного килограмма арбуза в 15 копеек еще 20 копеек съедают транспортные расходы, еще 5 копеек с килограмма нужно отдать, чтобы погрузить продукцию в машину, еще 5 — чтобы разгрузить. Если хочешь сдать арбуз в супермаркеты, придется потратиться на картонный контейнер — большие магазины уже не хотят, чтобы им выгружали арбузы на землю, и требуют специальную упаковку. Одноразовый картонный контейнер, в который входит 300 килограммов бахчи, стоит 126 гривен, так что следует прибавить 40 копеек в расчете розничной цены за килограмм. Не продумана доставка, слабо развиты система складов, логистика, а нужно ведь еще платить налоги — отсюда и отпускная цена арбуза в районе 1 гривни за килограмм. И, думаю, падать эта цена уже не будет: невывезенный арбуз поджаривается на солнце, и если жара в ближайшие дни не спадет — вывозить будет просто нечего. Обычно фермеры стараются засевать поля с интервалом в пару недель, чтобы и урожай поспевал не в одно время,, а в течение лета, но необычные погодные условия сдвинули все ожидаемые сроки — арбузы поспели практически одновременно, поэтому позднего, осеннего арбуза не будет. Автор: Ирина ПАВЛОВА
|
Пошук:
Автор
Щодня українці стають жертвами шахраїв онлайн, втрачаючи особисті дані та кошти. Разом з Кіберполіцією ми пояснюємо, що таке скам, які схеми найпоширеніші та як захиститися від зловмисників в Інтернеті.
STEM is FEM запускає навчальну програму «Кібербезпека для дівчат: можливості й професія». Протягом грудня 2024 — березня 2025 року учениці старших класів та студентки дізнаються, як захистити себе в діджиталі та будувати кар’єру у сфері кібербезпеки.
Останні моніторинги:
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 27.10.2011 / Акценти
00:00 27.10.2011 / Акценти
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.030 |