|
Бензин будет по 10 гривен?
24.02.2011 / Газета: Гривна / № 9 / Тираж: 60000
«Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения!» – утверждал Остап Бендер. Но при нынешних ценах на топливо вполне можно говорить, что машина – роскошное средство передвижения, использовать которое может позволить себе уже далеко не каждый автомобилист. Торговцы бензином к концу февраля намерены повысить стоимость литра А-95 до 9,40–9,67 гривни, а в марте она уже вполне может преодолеть планку в 10 гривен. За что мы платим, покупая топливо Неуклонное подорожание бензина и дизельного топлива в последнее время стало уже хроническим явлением – таким же непреложным, как восход солнца по утрам. Только в отличие от него вовсе не радует. Дорожает топливо – дорожают перевозки, дорожают перевозки – дорожают товары и услуги. Всё взаимосвязано. Поэтому попробуем выяснить, из чего складывается стоимость горючего, что из себя представляет цепочка его ценообразования и откуда это топливо берется. Итак, в стоимость бензина на АЗС входят 4 главные составляющие: закупочная цена топлива, налоги, затраты и прибыль оператора. В налоги входят: акцизный сбор, который с января повысили, экологический сбор, который с января ввели, и налог на добавленную стоимость. Но основная составляющая стоимости бензина – закупочные цены. Прибыль АЗС на каждом литре бензина составляет около 80 копеек, а на каждом литре дизтоплива – около 50 копеек. Еще один фактор, который может повлиять на стоимость нефтепродуктов, – возможное введение импортной пошлины 80 евро за тонну дизтоплива и 130 евро за тонну бензинов.Эксперты прогнозируют, что если это произойдет, то стоимость бензина А-95 повысится до 10,6 гривни за литр, а дизтоплива – до 9,3 гривни за литр. Теперь посмотрим на цепочку ценообразования. Основополагающее влияние на цену АЗС имеет оптовая (закупочная) стоимость топлива, которую формируют поставки по импорту и с украинских нефтеперерабатывающих заводов. С 2005 года, когда были сняты налоги на импорт, внутренний рынок Украины стал рынком импортного паритета – полностью ориентированным на объективные мировые цены. Они формируются с учетом глобального спроса и предложения, и с ними сверяются все европейские страны. Автономное поведение цен наблюдается лишь в тех государствах, которые имеют собственную добычу и производство топлива и зачастую дотируют потребителя (Россия, Туркменистан, арабские страны). Украина как страна-импортер нефти и нефтепродуктов сегодня полностью ориентирована на мировые котировки, что иллюстрирует прямая и оперативная зависимость цен на АЗС от внешних рынков. Для страны-импортера максимально открытый рынок является залогом объективности ценообразования и предупреждения возникновения дефицита. Стоимость топлива на колонке состоит из 4 основных частей: закупочной цены, налогов, затрат и прибыли оператора. Налоги: акцизный сбор (с января увеличен на бензин с 132 до 182 евро за тонну, на дизельное топливо – с 42 до 69 евро за тонну в зависимости от его качества), введенный с начала 2011 года экологический сбор – от 30 до 68 гривен за тонну и налог на добавленную стоимость (+20% к сумме закупочной цены). Оптовая цена и налоги являются ключевыми составляющими цены, и их синхронный рост обусловил последнюю волну подорожания топлива в начале 2011 года. Закупочные цены выросли в декабре на 10%, налоги – на 40%. К затратам, прежде всего, относятся транспортировка топлива автомобильным и железнодорожным транспортом и хранение. Для каждого региона эта величина индивидуальна. В среднем железнодорожный тариф в Украине составляет 300 гривен за тонну, или 22,5 копейки за литр, хранение – 1% от стоимости топлива, или до 10 копеек за литр. Затраты на эксплуатацию АЗС могут быть разными. Они зависят от расположения и конфигурации комплекса и включают в себя стоимость электроэнергии, воды, связи, поддержание обязательных систем безопасности, страховки и прочее. Разумеется, что чем крупнее объект, тем дороже его содержание. В Европе можно встретить немало так называемых холодных или автоматических АЗС, на которых действует система самообслуживания. За счет отсутствия затрат на персонал топливо на них, как правило, ощутимо дешевле. Такую же закономерность можно увидеть и в Украине. Средние же затраты на инфраструктуру прибавляют к цене литра топлива около 25 копеек. Экономика заправочной станции складывается из маржи, то есть разницы между отпускной ценой и себестоимостью, и объема продаж. В периоды уменьшения спроса на топливо, например, зимой, маржа, как правило, выше. В периоды активного потребления станции уменьшают маржу и зарабатывают на объеме продаж. В целом же цену или наценку определяет не оператор, а рынок и конкуренция. Крупные сети часто жалуются на конкуренцию с «разливайками», которые работают без освещения и сервиса. Однако у таких «станций» тоже есть свой потребитель, и не считаться с ними сложно. Если говорить о рентабельности автозаправочного бизнеса в целом, то в последние годы она колеблется в пределах 7–8%. По итогам 2010 года «грязная» маржа АЗС составила около 80 копеек за литр, или 8,6% от цены топлива. Из-за уменьшения заработка от продажи горючего по мере нарастания конкуренции операторы этого рынка ищут дополнительные возможности для заработка. Ими, в частности, является расширение топливного ассортимента за счет так называемых фирменных марок и сжиженного газа. Кроме того, развиваются сопутствующие услуги. Например, наценка в пристанционном магазине зачастую превышает 25–30%. В последние годы доля прибыли АЗС от торговли нетопливными товарами и услугами постоянно растет. P. S. О том, как поделен рынок топлива в Украине и как обманывают на АЗС, «Гривна» расскажет в следующем номере. Автор: -
|
Пошук:
Автор
Щодня українці стають жертвами шахраїв онлайн, втрачаючи особисті дані та кошти. Разом з Кіберполіцією ми пояснюємо, що таке скам, які схеми найпоширеніші та як захиститися від зловмисників в Інтернеті.
24 листопада о 18.00 у філармонії подарує всім найвеселіший стендап-концерт, дві години нестримного сміху, море імпровізації і сотні усмішок.
«Беріть своїх друзів, близьких і всі приходьте! Бо буде фосо! — у фірмовому закарпатському стилі запрошує Лєра Мандзюк. — Се буде самий чесний стендап із усіх, які я писала і самий смішний з усіх, які ви чули. Нема гарантії, що він буде в ютубі. Тож ваше завдання: купити квитки, покликати друзів, взяти гарний настрій і прийти. Буду рада вас бачити!»
Останні моніторинги:
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 27.10.2011 / Акценти
00:00 27.10.2011 / Акценти
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.025 |