ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:
 




Как обманывают на автозаправках
10.03.2011 / Газета: Гривна / № 11 / Тираж: 60000

В прошлых номерах «Гривна» уже рассказывала, из чего складывается цена топлива и в чьи карманы идут деньги автомобилистов. Пришло время поведать о наиболее типичных способах обмана, с которыми они могут столкнуться на заправках. Именно о них редакции сообщили люди, сведущие в этих вопросах, но пожелавшие остаться в тени. По их словам, обманывают все и всех: поставщики топлива – заправки, водители бензовозов – поставщиков топлива и заправки, заправщики – свое руководство и автомобилистов. Есть, конечно, исключения из этого правила, но они, похоже, чрезвычайно редки

Василий Алибабаевич из фильма «Джентльмены удачи» бензин разбавлял ослиной мочой, за что, собственно, и попал в герои картины. Самое же распространенное на большинстве автозаправочных станций нарушение – это недолив топлива. Согласно наблюдениям водителей, на город-ских заправках горючее недоливают реже, чем на АЗС, расположенных на трассах. Но недолив возможен и на крупных АЗС, если доступ к замерам остатков топлива имеют не только старший заправки, но и механики с операторами, а контроль со стороны руководства ослаблен.

Для заправщиков недолив топли­ва гораздо привлекательнее, чем «бодяга», то есть смешивание разных марок бензина. С недоливом двигатель из строя не выведешь, а значит и риск попасться меньше. Заправил клиент свой бак – и поди посчитай, сколько там литров – 30 или 28. Если недоливать по каких-то 500 миллилитров на 10 литров, то, к примеру, отпустив 5000 литров (нормальный оборот среднестатистической колонки за день), получим 250 «левых» литров. А если колонок несколько?

Чаще всего применяемые способы обмана

Способов мошенничества на АЗС придумано множество. Так, если запрошенное количество топлива стоит не круглую сумму (например,

90 гривен 70 копеек за 10 литров бензина А-92 по 9 гривен 7 копеек за литр), работник АЗС, если оплата предшествует процессу заправки, может заявить об отсутствии сдачи и предложить долить бензина до круглой сум-мы. Однако верить, что это обещание будет выполнено, не стоит – обычно наливают ровно столько, сколько клиент просил изначально, а «округленные» деньги оседают у продавца.

Другой вариант – недолив из топливного шланга. При заправке машины бензином его подача из колонки прекращается, когда счетчик показывает недолив примерно в пол-литра. Это количество находится в заправочном шланге и выльется через несколько секунд. Но, как показывает практика, в бензобак попадают не оплаченные пол-литра, а приблизительно 100 миллилитров.

Еще один способ мелкого мошенничества открывает услуга заправки машины из пистолета, когда залив топлива в бензобак осуществляет работник комплекса, а не водитель само­стоятельно. Средняя сумма одного «обвеса» проявляющим «смекалку и сообразительность» заправщиком, по оценкам автомобилистов, составляет от 85 копеек до 2 гривен 25 копеек. При постановке этого дела на поток ежедневный «приработок» может доходить до 140 гривен.

Даже на АЗС, оборудованных самыми современными электронными колонками, тоже вполне может случиться недолив топлива. Топливораздаточные колонки старого поколения, с механическим отсчетом количества отпускаемого горючего, удобнее всего использовать для махинаций с бензином. Но таких колонок практически не осталось. Им на смену пришли новые колонки с электронным управлением, устройство которых не допускает суще­ственных колебаний при дозировке топлива. Колонки обязательно пломбируют и поверяют раз в полгода. Поэтому и способы недолива теперь не «дедовские», а самые современные – электронные. Владельцы автозаправок покупают «усовершенствованное» программное обеспечение, которое позволяет мгновенно «задавать» недолив в отпускаемом бензине. В случае контрольной закупки, показавшей недолив горючего, махинаторы настаивают на том, чтобы была проведена перепроверка. После корректировки задания компьютеру при втором, третьем и последующих контрольных замерах та же колонка может даже переливать бензин в контрольную тару проверяющего. То есть при этом способе недолива уличить заправщика в нечестности практически невозможно.

Еще один способ недолива также связан с электроникой колонки. Механизм замера топлива прост. С колонки на автоматизированную систему управления АЗС поступает импульс о каждом литре, залитом в бак автомобиля. Сегодня существуют топливо­раздаточные колонки, которые позволяют работникам заправки самостоятельно «смоделировать» такой импульс. То есть оператор может послать сообщение в контрольную систему о том, что литр бензина залит, хотя на самом деле в бак машины его не перекачивали.

Наконец, на помощь недобросовестным продавцам приходят настоящие хакерские методы. Например, можно взломать программу

в центральном компьютере, управляющем работой АЗС, и показания счетчика не будут соответствовать объемам поступающего в бак топлива. Последним «хитом» стали специальные микрочипы, которые в изобилии продают на радиорынках. При установке на колонку они позволяют «экономить» 2–3 литра бензина с каждых 10 продаваемых. Впрочем, недоливать топливо описанными методами достаточно хлопотно. Поэтому чаще всего в ходу у заправщиков более простые способы. Например, когда водитель не следит за правильностью отпуска бензина, заправщик преждевременно прекращает подачу топлива и потом сливает его в отдель­ную ёмкость.

Все существующие сегодня топливо-раздаточные комплексы можно условно разделить на два типа – «Нары» и «не-Нары». В советские времена практически все АЗС в нашей стране были оснащены продукцией Серпуховского завода, а именно колонками «Нара», либо их двойниками с цифро-буквенными «кличками» вместо имен из города Ливны. Главные их «приметы» – стрелочный указатель объема (у чуть более совершенных моделей, которые, впрочем, не нашли широкого применения, механический счетчик вроде таксометра) и один-единственный заправочный пистолет. На таких «Нарах» по-прежнему сидят многие короли и королевы провинциальных АЗС стационарного типа.

К категории «не-Нары» относится как самая разнообразная импортная продукция фирм «Satam», «Schlumberger», «Tokheim», «Gilbarco», так и современная отечественная, в том числе того же Серпуховского завода, которая по традиции хотя и называется «Нара», но, по сути, это уже совершенно другой продукт. Все они имеют электронный счетчик с указанием объема, цены за литр и общей суммы, снабжены несколькими пистолетами, рассчитанными на заправку разными видами топлива, и обладают той или иной защитой от несанкционированного вмешательства в свое «нутро».

Если на АЗС установлены колонки со стрелочными указателями или механическими счетчиками вроде старого таксометра, а заправку вашего автомобиля производит натренированная рука работника АЗС, то вы просто сами просите, чтобы вас «обвесили»! Положим, вы оплатили 10 литров. Даже ничего не подкручивая, ушлый заправщик может оставить литр себе. Для этого ему достаточно лишь отпустить рукоятку в тот момент, когда стрелка только подошла или даже скакнула на «десятку», но отлив десятого литра сам по себе еще не начался. Получается, на счетчике – 10, а в баке – 9. Те, кто не доверяют руке и глазомеру, посту­пают по-другому – «модернизируют» счетчик так, что стрелка проскальзывает часть делений.

Вопреки расхожему мнению, размер имеет значение – если это размер заправочного шланга. Любые петли и перегибы на самом шланге, а также неисправности пистолета приводят к тому, что после заправки в нём может оставаться до литра топлива. Можно сколько угодно острить в адрес некоторых водителей, которые после остановки колонки еще несколько минут стряхивают с конца шланга капли бензина, судорожно нажимают спусковой рычажок пистолета, но логика в их действиях всё же есть – иногда колонка чудесным образом выдавливает из себя приличную порцию топлива.

Шланг можно не только свернуть в кольцо, но и проколоть его. В таком случае он начинает подсасывать воздух, в результате чего по окончании заправки воздушный столб «запирает» 100–200 миллилитров топлива. Заставить закачивать воздух можно не только шланг, но и насос колонки. Верный признак того, что он подкачивает воздух, – окошко наблюдения за тем, как бензин попадает из колонки в шланг, закрашено или вовсе отсутст­вует.

Любая колонка условно состоит из трёх основных частей: топливозаборной, измерительной и инфор­мационной. Измерение объема отпускаемого топлива происходит при помощи поршневого механизма. По существующим стандартам, допустимая погрешность его работы не должна превышать плюс-минус 50 миллилитров на 10 литров. И вот он, страшный секрет всех АЗС, независимо от уровня их респектабельности: даже если колонка приходит с завода отрегулированной на «ноль», фирменные наладчики, изменяя объем поршневой камеры, устанавливают его «в минус» в обязательном порядке, с ведома начальства, страхуясь таким образом от непредвиденных потерь и надувательства со стороны поставщиков топлива. Даже на допустимых минус 50 навар получается значительным. «Честные» заправщики довольствуются этим допустимым минусом, нечестные – крутят механизм дальше. Опять-таки либо с одобрения руководства, либо уже на свой страх и риск. Делают они это после поверки и опломбирования колонок контролирующими инстанциями. Понятно, что пломбы после взлома подделывают либо покупают у тех же контролеров. Кстати, нередко именно те, кто обязаны следить за точностью приборов, сами же и помогают их крутить.

Верный признак того, что вам недоливают, – это запрет заправки не только в пластмассовые канистры, которые недопустимы по технике безопасности, так как накапливают статическое электричество, но и в металлические. Уверения заправщиков, что металлические канистры тоже не допускаются техникой безопасности, не соответствуют действительности. Просто недолив, к примеру, литра, а то и больше бензина в 20-литровой ёмкости достаточно просто выявить, опустив в нее любой импровизированный щуп и сравнив уровень топлива с высотой канистры.

Образовавшиеся в результате недолива излишки топлива хозяева АЗС не продают вёдрами вручную, а реализуют через те же колонки. Естественно, операции с излишками проводят либо мимо кассового аппарата, либо при помощи манипуляций с кассовым аппаратом. Или же они сопровождаются подкупом представителей налоговых органов.

О том, как защититься от обмана на заправке, как обманывают водители бензовозов, откуда в бензине берётся вода, о том, что такое «полный бак», и о других «подводных течениях», связанных с топливом, читайте в следующих номерах «Гривны».

Автор: Кирилл ГОРЕЛОВ

Пошук:
розширений

Сергій Токарєв
Американський стартап Toothio – новий напрям інвестицій Roosh Ventures
Інвестиційний фонд Roosh Ventures нещодавно став одним з інвесторів американського стартапу Toothio, який допомагає приватним стоматологічним клінікам та організаціям знаходити кваліфікованих співробітників. Портал надає доступ до бази, в якій є понад 30 000 фахівців.

Сила духу і оптимізм: «Давня Казка» презентує пісню та кліп «Будьмо» про єдність українців
Український гурт «Давня Казка» презентує новий трек «Будьмо» та кліп до нього — історію, яка надихає на віру в краще навіть у найскладніші часи. Пісня стала музичним маніфестом незламності, гумору та оптимізму, який допомагає українцям триматися разом.

Останні моніторинги:
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 27.10.2011 / Акценти
00:00 27.10.2011 / Акценти


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.013