![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Сутки в штормовых волнах
![]() 14.01.2010 / Газета: Херсонський вісник / № 2 / Тираж: 10000
После распада Союза все кардинально поменялось. Крупнейшее в СССР и в мире Черноморское пароходство (ЧИП) в первые годы независимости Украины было развалено буквально за считанные месяцы. Часть судов была продана, другая — сдана в аренду, третью — пустили на металлолом. Поговаривали, что активное участие в «дерибане» принял сам Леонид Кравчук со своими родственниками. Десятки тысяч матросов оказались не у дел и «пошли под чужой флаг». Сегодня на судах в иностранных компаниях работают десятки тысяч наших соотечественников. Значительная часть экипажей полностью укомплектована моряками с бывшего Союза. Среди судовладельцев наши моряки ценятся по ряду причин. Согласны работать за небольшую зарплату и при этом содержат свои суда в образцовом порядке. Порой даже и заводской ремонт выполняют своими силами. Но профессия моряка с древности считалась одной из самых трудных и опасных. Даже сегодня при современной технике, электронике, которой нафаршированы суда, море иногда берет верх, и по давней традиции в конторе Лойда в Лондоне печально звучит колокол. Нашему земляку Игорю Четверикову пришлось на себе испытать и потерю судна, гибель товарищей и более суток на плаву в штормовом море ждать спасателей. «Моряком я становиться не собирался, — начинает свой рассказ Игорь. — Но грянул кризис, денег стало не хватать в семье, и я решил попытать счастье в море. Собрал необходимые документы. Прошел курсы матросов в Николаеве. Наконец, все сертификаты собраны, и я обратился в херсонскую частную фирму по найму моряков. Сегодня выйти в море — проблема, из-за кризиса. 60% торгового флота стоит на приколе. Пришлось заплатить энную сумму в долларах, чтобы меня взяли. Я попал на небольшой сухогруз «Салла -2» под флагом Того. Судовладельцем была совместная израильско-турецкая фирма. Платили нам, конечно, гораздо меньше, чем нашим коллегам с других стран». Украинский матрос сегодня получает со всеми надбавками 800-1000 долларов. Украина не входит в международный транспортный профсоюз «ITF», который регламентирует нижний предел зарплаты моряка. Украинским судовладельцам невыгодно платить европейскую зарплату экипажам своих судов, и, естественно, они прилагают максимум усилий, чтобы Украина не вошла в «ITF». В результате — и остальные украинцы — моряки не попадают под юрисдикцию морского профсоюза. И хозяева судов успешно пользуются этим и платят за опасный и тяжелый труд в море сущие гроши. «Нас собрали в Одессе и самолетом мы вылетели в Израиль, — продолжает свой рассказ Игорь. — Там автобусом добрались до Хайфы, где стояла наша «Салла 2». Приехали на пароход 11 человек. Старпом зашел на борт, когда мы пришли в Турцию. Экипаж был полностью укомплектован матросами с Украины. У нас был прекрасный экипаж. Капитан — из Мариуполя, элетромеханик Володя Цикош — из Днепропетровска, матрос, моторист и боцман Максим — из Одесской области, остальные семь человек — из Херсона. Суденышко было построено 30 лет назад в Турции, и нам пришлось изрядно поработать, чтобы привести его в порядок. Коррозия делала свое дело, и порой мне часто приходилось браться за сварочный аппарат, чтобы привести в порядок палубные надстройки. В Турции мы разгрузили цемент, но в трюм попала вода, и тонн 50 цемента схватилось. Пришлось разбивать его отбойными молотками. Потом мы пошли на один из греческих островов, где загрузились пумисом. Это измельченные камни, которые используют как добавку к цементу. Во время погрузки на одной из крышек трюма сломалось направляющее металлическое колесо. Ремонтировали около суток, и впоследствии эта задержка привела к роковым последствиям. Загруженный сухогруз осел на 6.5 метров. Осадка была предельная, но это не считалось опасным. Уходили во вторник, 8 декабря, в обед, погода была отличная, и мы взяли курс на Хайфу». ШТОРМ «11-го декабря с утра начало покачивать судно, и к обеду шторм стал набирать свою силу. Я заменил матроса у штурвала», — вспоминает моряк. В половину восьмого вечера волна внушительных размеров ударила в борт. Буквально через минуту на сухогруз обрушилась вторая. От удара треснула палуба на корме, вода пошла в машинное отделение и залила дизель-генератор. Лампы вспыхнули сильным ярким светом. В машинном отделении возник пожар. Двигатель вышел из строя. Погасло освещение. Началось лавинообразное наступление аварийной ситуации, как говорят моряки. «Я стоял на мостике рядом с капитаном, — продолжает повествование Игорь. — В трюм попала вода, и очередной удар волны вызвал смещение груза. Судно получило крен градусов 20 на правый борт и начало медленно заваливаться дальше. Капитан крикнул мне, чтобы я уходил, а сам остался на мостике. Больше я его не видел. В кромешной тьме, цепляясь, как кошка, за переборки, пролез по темным коридорам и вылез на палубу. Ни гидрокостюма, ни жилета в темноте найти было невозможно. Судно легло уже на бок, и мы с ребятами вылезли на внешнюю сторону борта: там не так заливало волнами. Второй помощник Стае пытался спустить два плота, но один плот был в воде, а второй не отдавался. Лишь когда сухогруз ушел под воду, они всплыли, и Стасу удалось забраться на один из них. Нам удалось продержаться всего несколько минут. Налетела огромная волна, и всех смыло с борта судна. В воде плавала веревка и мы ухватились за нее, чтобы нас не разбросало. Сразу попытались отплыть от судна, чтобы не затянуло водоворотом. Минуту видели корму, потом под шум вырывающегося воздуха из помещений сухогруз носом ушел под воду, Второй помощник с плотика пытался бросить нам конец, но сильным ветром его относило все дальше. 25 ЧАСОВ В ХОЛОДНОЙ ВОДЕ БУШУЮЩЕГО МОРЯ В одной связке нас было восемь человек, кроме меня и боцмана, все были в жилетах. Десятиметровые волны начали швырять нас, как щепки. Минут через сорок почуствовал холод. Часа через три увидели теплоход. Поняли, что нас уже ищут. Но найти в темноте было невозможно». Зато второму помощнику Стасу повезло. На плотике были ракеты и фальшфейер, и его сигналы заметили в 11 вечера с натовского фрегата, но поднять из-за шторма смогли только в три часа ночи. Моряки держались, когда кого — то отрывало, все тут же гребли к нему и протягивали конец. В час ночи одного из ребят волна перевернула вверх ногами. Вернуть в исходное было тяжело, но Игорю это удалось. Он стукнул по ребрам товарища, тот выплюнул воду, но речь была замедленна и поведение, как у пьяного. Признаки переохлаждения налицо. Очередная волна перевернула его опять. Так как жилет был не завязан, моряк ушел камнем на дно. Спасти его просто не успели. Но это была не единственная жертва в воде. Спустя два часа еще двое в бреду переохлаждения стали срывать с себя спасательные жилеты. Моряки пытались схватить их за руки, но те дрались во всю силу. Волнами их оторвало от связки. Наступило утро, и шторм усилился до 9 баллов. «Тут мы заметили, что мой земляк, кок, совсем мальчишка, теряет сознания. Стали его тормошить, терли щеки, искали пульс. Но наши старания были тщетными. Нас осталось четыре человека. Мы видели корабли, но они нас не видели, начали грести к одному из них, но оставались на одном месте и ветер продолжал уносить нас все дальше в открытое море. Начали летать самолеты, но лишь перед самым закатом над нами пролетел самолет. Увидел он нас или нет, трудно было сказать. Обычно они крыльями покачивают, а этот пролетел без всяких сигналов. Все уже смертельно устали и буквально держались из последних сил», — продолжает рассказ Игорь. Они продолжали держаться. Подбадривали друг друга. Верили, что помощь придет. СПАСЕНИЕ Прошел день, наступил вечер. Они уже были 25 часов в холодной воде бушующего моря. Их все дальше уносило от берега. В темноте опять раздался гул авиационных двигателей. К поиску подключились вертолеты. Они методично прочесывали морскую поверхность. Одни с мощными прожекторами висели на большой высоте, другие на малой высоте ходили над морем. Наконец, луч прожектора осветил моряков и ... скользнул дальше по волнам. Четверку охватило отчаяние: неужели не заметили! Но через пять минут над ними завис спасательный вертолет и в воду начали десантироваться пловцы. «Это было вовремя, так как силы были на исходе, — говорит Игорь. — Электромеханику оставалось час-полтора жизни. Больше он бы не продержался. Да и мы тоже уже были у последней черты. Нас по одному перевязывали тросом и начинали подъем на борт вертолета. Меня поднимали третьим. Боцман шел последним. Когда я ему предложил идти впереди меня, он категорически отказался». «Давай иди! Я еще продержусь», — были его слова. На борту я как будто попал в другой мир. Тепло, огни освещения отсека. В теплом спальном мешке лежал электромеханик с поставленной капельницей и уже спал. Очень сильно мучила жажда. Я глотнул предложенного спасателем апельсинового сока и чуть не закричал от боли. Соленая вода во рту сделала сплошную рану. Как потом нам сказали, нас подняли в ПО километрах от берега. Вертолет направился в Хайфу, а поиски продолжались еще несколько дней. Спасатели подняли из воды тело капитана и нашли последнего погибшего от переохлаждения матроса. Его на воде держал спасательный жилет. ГОСПИТАЛЬ «Нас привезли в госпиталь, оборудованный по последнему слову техники. Проблемы с общением не было», — вспоминает Игорь. Большинство медперсонала свободно говорили на русском языке. Поразило медицинское обслуживание. Меня никуда не перекладывая и, не возя по кабинетам, провели обследование и лечение. Даже рентген сделали. Померили температуру — 36.9, давление -121 на 81. Через полчаса перевезли в палату, а там — старпом уже. Потом — уже всех остальных. Когда больные госпиталя узнали о нас, то началось настоящее паломничество. Несли все, что у них было: сок, сигареты, прочую снедь. Принесли даже бритвенные принадлежности. Мы даже не ожидали такой душевности и теплоты». Утром в госпиталь приехал посол Украины в Израиле Игорь Тимофеев и дал морякам мобильный телефон, по которому они позвонили домой. К счастью, практически все близкие моряков о кораблекрушении ничего не знали. Затем всех полностью одели от нижнего белья до спортивных костюмов и курток. До отъезда им выпало еще раз пережить стресс. В воскресение спасатели привезли на опознание поднятого из воды погибшего моряка. Досталось морякам и от журналистов. Корреспондент «Интера» в Израиле не стал писать о том, что пришлось пережить людям, а в погоне за дешевой сенсацией запустил «утку». Якобы сухогруз вез контрабандное топливо! (надо быть полным профэном, чтобы написать подобное. Топливо перевозят нефтеналивные суда — танкеры. Прим. автора). И спецслужбы Израиля готовили уже захват судна, но судно из — за перегруза перевернулось. Можно представить состояние оставшихся в живых моряков, когда они узнали, какой их грязью поливают. Игорь попытался встретиться с автором фальшивки, но журналист трусливо стал уклоняться от встречи. ДОМА Потом был перелет на Родину. Из одесского аэропорта Игоря привез его друг. Первые две недели, по словам матроса, он заснуть не мог. Затем пришлось встретиться с семьей погибшего земляка. Мать и жена скорбную исповедь моряка выслушали молча, но когда уходили, сопровождавший их родственник негромко шепнул Игорю: «Ты же без жилета был! Может, ты его притопил?». «У меня все в душе перевернулось! До сих пор не могу понять, как я сдержался. Аналогичная ситуация была и у стармеха. Тот поехал в семью моториста, а там — ситуация. Парень пошел в море, чтобы денег заработать на свадьбу. Началась истерика у матери. Вы его убили! В общем, после этих событий решил я больше ни с кем не встречаться. Мне кажется, что на меня смотрят с немым укором: почему они погибли, а ты остался жив?» — говорит Игорь. Несмотря на пережитое, Игорь опять собирается в море. Только вот проблема: все документы и сертификаты ушли на морское дно вместе с сухогрузом. А для их восстановления необходима солидная сумма, порядка около полутора тысяч долларов. Но он настроен оптимистично и от задуманного отступать не собирается. Боже, храни моряков! Автор: ОЛЕГ ГРУШКО
|
Пошук:
![]() ![]() ![]() Сергій Токарєв
Інвестиційний фонд Roosh Ventures нещодавно став одним з інвесторів американського стартапу Toothio, який допомагає приватним стоматологічним клінікам та організаціям знаходити кваліфікованих співробітників. Портал надає доступ до бази, в якій є понад 30 000 фахівців.
![]() ![]() ![]() Український гурт «Давня Казка» презентує новий трек «Будьмо» та кліп до нього — історію, яка надихає на віру в краще навіть у найскладніші часи. Пісня стала музичним маніфестом незламності, гумору та оптимізму, який допомагає українцям триматися разом.
![]() Останні моніторинги:
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
![]() 00:00 31.10.2011 / Чорноморець
![]() 00:00 31.10.2011 / Чорноморець
![]() 00:00 27.10.2011 / Акценти
![]() 00:00 27.10.2011 / Акценти
![]() |
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.020 |