ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:
 




ПОПУЛИЗМ БЕЗ ТОРМОЗОВ
18.02.2010 / Газета: Акценти / № 7 / Тираж: 5000

Похоже, это уже четкая тенденция: с каждыми выборами в геометрической прогрессии возрастают различного рода обещания ведущих политиков украинским избирателям, В таких же масштабах увеличивается число невыполненных обязательств наших государственных мужей перед главным носителем власти -народом. И так же закономерно каждый раз после выборов растут цены.

И что самое интересное — этой социальной безответственности политиков сограждане не дают должную оценку. Все как-то свыклись с мыслью, что «уже — счастье, если 10% из обещанного будет выполнено». Но в чем еще больше непредсказуем наш избиратель, так это в последующем своем выборе. Как показывает практика, разочаровавшись в одном популисте, он отдает предпочтение политику с еще более необоснованными обещаниями.

Состязание во лжи

Популизм наших политиков базируется на вере их сторонников в возможность упрощенного пути решения социальных и экономических проблем. Поэтому политикам нет необходимости предлагать обществу внятные национальные программы. А предвыборная борьба превращается в склоку, в очернительство репутации оппонентов.

Все мы помним уже набившую оскомину программу Виктора Ющенко от 2004 года — «Десять шагов навстречу людям». К сожалению, никаких «шагов» за пять лет не наблюдалось. Скорее всего, Виктор Андреевич, уверовавший в свое мессианство, пытался выполнить свой программный слоган по принципу «гора идет к Магомеду». Но этого не произошло.

В 2006-м ситуация была иная: фаворитом предвыборных симпатий стала Партия регионов. «Покращення життя вже сьогодні» — это все же немного круче неосуществившихся «шагов» Виктора Ющенко. Правда, сейчас «регионалы» не любят вспоминать этот лозунг, так как их оппоненты в своё время изрядно отшутились над ним.

«Украинский прорыв» — это уже качественный скачок в развитии популизма. Здесь не просто даются необоснованные обещания и нереальные сроки их выполнения. Юлия Владимировна еще и обещает уйти в отставку в случае невыполнения какого-либо пункта, своей программы. Что уже на грани фантастики! И как ни странно, этим «популизмом без тормозов» она значительно увеличивает число своих сторонников.

Что наобещали Янукович и Тимошенко

Небезынтересно сравнить, что Виктор Янукович и Юлия Тимошенко говорили на предыдущих выборах и что — сейчас.

Обещания Януковича 2004 года: поднять уровень зарплаты минимум в два-три раза, уравнять минимальную зарплату и минимальную пенсию с прожиточным минимумом. Плюс дотации малообеспеченным, помощь детям-сиротам, а также снижение налога на прибыль до 20%, а НДС — до 12%. Стоит вспомнить и «перераспределение компетенции центральных, региональных и местных органов власти, значительное расширение финансово-экономических, социально-культурных полномочий регионов».

Любопытно, но в предвыборной программе Януковича 2004 года нет ничего о статусе русского языка как второго государственного, А есть: «Послідовно утверджуватимемо державний статус української мови. Забезпечимо вільний розвиток російської мови, піднесення мов етносів та самобутніх національних культур». Тезис о русском языке как втором государственном появился у Виктора Януковича 27 сентября 2004 года.

Более подробно рассмотрим его обещания образца 2009 года, ведь теперь это программа нового президента.

Гарантирование, начиная с 2010 года, ежегодного роста ВВП. Рост иностранных инвестиций до $50 млрд в 2014-м. Снижение инфляции с 2010-го. Налоговые каникулы малому бизнесу на 5 лет. Снижение НДС до 17% и налога на прибыль до 19% с 2011 года, с последующим ежегодным снижением последнего на процент до 16%.

Социальная составляющая обязательств Януковича по сравнению с 2004 годом резко возросла. С 2011-го — 25 тыс. грн при рождении первого ребенка, — на второго — 50 тыс., на третьего и следующих — по 100 тыс. грн. Ежемесячные социальные выплаты на каждого ребенка от 3-летнего возраста до 13 лет — по 250 грн, от 13-ти до 18-ти — по 500 грн. Гарантированное место каждому ребенку в детском саду. Увеличение количества бюджетных мест в вузах до 75%. Ипотечное кредитование жилья с фиксированной ставкой не более 7% в год. Отказ от внешнего тестирования для .поступления в вузы. Полмиллиона квартир для молодежи, бюджетников, малообеспеченных, инвалидов. Увеличение финансирования здравоохранения до 10% ВВП. Ключи от служебной квартиры выпускникам военных вузов. И т.д. и т.п.

Как известно, Юлия Тимошенко в 2004 году не была кандидатом, а поддерживала Виктора Ющенко. Впрочем, это не мешало ей делать такие заявления, как если бы она сама была кандидатом в президенты. Вот фрагмент ее интервью журналу «Компаньон» (19.04.04): «Начинать придется с создания системы реального правосудия. Продумать концепцию создания максимально независимых средств массовой информации. Менять налоговую систему, которая не может быть системой насилия и репрессий. Крайне несправедливо сейчас в Украине построена модель распределения ВВП, распределения полученной прибыли между государством, наемными работниками и владельцами капитала».

Социальная составляющая обещаний-обязательств Юлии Тимошенко образца 2009-го выросла в несколько раз. Программа Тимошенко-кандидата — нечто производное от более ранних предвыборных обещаний БЮТ на последних двух парламентских выборах.

Например: «Сразу после завершения кризиса мы восстановим долгосрочное ипотечное кредитование покупки жилья под 2-4% годовых на 10-30 лет». Повторяются и тезисы о контрактной армии и возврате сбережений Ощадбанка. Правда, в предвыборную программу Тимошенко-кандидата не вошло ее заявление от 16 апреля 2007 года о необходимости отмены НДС как налога, «создающего коррупцию и достаточно сложные процедуры, которые не дают нормально работать бизнесу».

Все мы прекрасно помним, что ЮВТ обещала, когда шла на досрочные парламентские выборы в 2007 году, благодаря которым и стала премьером. И тем более помним, что она из этого не выполнила.

Ведь было совершенно очевидно еще до выборов-2007, что не будет контрактной армии с 1 января 2008 года. Но она все равно это обещала. Было понятно, что нет средств, чтобы за два года выплатить вклады Ощадбанка. А ведь тогда Тимошенко в своей предвыборной рекламе не говорила о том, что будет выплачивать только по 1000 грн (и то по итогу далеко не всем досталось). Из ее заявлений следовало, что она вернет вклады Ощадбанка всем вкладчикам. Также всем было ясно, что цены при ее премьерстве будут расти не менее быстро, чем при правительстве Януковича — но она запускала клипы о бензине по 3 грн. и т.д. и т.п.

«Инвестиции» в нового президента

Последнюю предвыборную кампанию Виктора Януковича трудно назвать особенно выдающейся. Ничего не говорящий лозунг «Украина для людей». Невыразительные предвыборные ролики и скучные концерты. Многие ответственные работники его штаба и спонсоры долго не верили в победу и активно наводили мосты с БЮТ, И результат получился не очень убедительным. Лишь экономический кризис, груз невыполненных обещаний Тимошенко, а также жажда у Юго-востока реванша за 2004 год вывели Януковича в победители.

Президентские выборы-2004, по оценкам директора Института политических и социологических исследований Владимира Бондаренко, обошлись спонсорам штабов минимум в $2-3 млрд (в том числе на каждого из двух главных тогдашних претендентов на президентский пост — по $1-1,5 млрд.). Выборы-2010 стоили кандидатам и их спонсорам дешевле — $1 млрд.

Сокращение бюджетов напрямую связано с опустением кошельков отечественных олигархов за период кризиса. Если еще в прошлом году в Украине было 24 долларовых миллиардера, то теперь таковых, по оценкам большинства официальных рейтингов, лишь четверо. Совокупно стоимость активов полусотни самых богатых олигархов страны из-за кризиса «сдулась» на $83,9 млрд, хотя они по-прежнему прямо или косвенно контролируют более половины украинской экономики.

При этом очевидно, что после окончания президентского марафона перед главными инвесторами в президентские выборы встанет вопрос получения «дивидендов». Потраченные деньги нужно будет «отбить». Известно, что в этот раз отечественные олигархи были более осторожны в своих политических предпочтениях, II поэтому раскладывали яйца .в несколько корзин. Практики это лишь означает, что ри любом исходе выборов «дивиденды» от «президентских инвестиций» они в любом случае получат. И получат они эти деньги не с победителя, а с каждого из избирателей через повышение цен и налогов.

Кто оплатит банкет?

В Украине тема повышения цен на продовольственные товары удобна для популизма и спекуляций, поскольку на продукты приходится около 50% в потребительской корзине наших граждан. Это яркая иллюстрация бедности населения, потребительскими настроениями которого легко манипулировать. Для сравнения: в Польше продукты занимают около 30% потребительской корзины, а в Германии расходы на еду составляют всего лишь 10%.

Резкий рост цен на так называемые социальные продукты питания был зафиксирован на внутреннем рынке во время практически всех избирательных кампаний 2000-х годов (в 2004-м, 2006-м, 2007-м и 2009-2010-м). Ценовой мониторинг, проводимый Государственной инспекцией по контролю над ценами, наглядно показывает эту динамику. Выборы президента 2004 года характеризовались ценовым кризисом на рынке мяса — тогда говядина стала дороже на 32%. С парламентскими выборами 2006-го связано подорожание хлеба высшего и первого сортов — на 20-22%. В период внеочередных выборов в ВР в 2007 году взлетели цены на подсолнечное масло (+59%), молоко (+49%), говядину (+20%) и «социальный» хлеб (+16-18%). В 2009 г. подорожали молочные продукты (+22%) и сахар (+99%), а за январь 2010-го они прибавили в цене еще 9,5% и 26% соответственно. Аналогичная ситуация с ГСМ. Только за январь средняя розничная цена на дизтопливо выросла на 16%, на моторные бензины — на 11,5%.

Как отмечает экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь, политическая неопределенность лишь усиливает темпы роста цен, Что касается ключевых причин, то одна из них — увеличение социальных выплат, которое власти проводят с 2004-го. К слову, мясной кризис того же года был во многом спровоцирован как раз появлением дополнительных денежных средств у потребителей.

Увеличение пенсий, стипендий, минимальных зарплат с целью задабривания беднейших слоев населения дает эффект, обратный ожидаемому: получив больший доход, люди сразу же тратят деньги на покупку продуктов питания, А резкое повышение спроса при стабильном предложении неизменно влечет за собой дальнейшее увеличение цен.

Не может не вызывать тревогу и финансовая ситуация в стране. 29 декабря на итоговой пресс-конференции премьер-министр Юлия Тимошенко сообщила, что государственный долг Украины в 2009 г. прогнозируется на уровне 42% ВВП. Ожидаемый в 2010 г. размер госдолга составит 48,4% ВВП. Это значительно превышает так называемый «безопасный уровень» внешних заимствований.

Поэтому сокращение расходов бюджета неотвратимо, и предел возможного чудотворства — не допустить снижения соцвыплат и удержать их хотя бы на уровне 2009 года. Какое там радикальное повышение пенсий, какая выплата сбережений, какое попадание Украины в мировую «двадцатку»?!

Тем более что по оценкам секретариата уходящего президента, остаток средств на счетах правительства на 1.01.10 составил 1,1 млрд грн — это капля бензина для бюджетного мотора, перемалывающего в месяц более 20 млрд грн.

Так что вновь, как и было после каждых выборов, украинцам в ближайшие месяцы следует ждать -очередного повышения цен и потуже затягивать пояса.

Об этом предупреждали коммунисты. Они предлагали реальную экономическую программу. При этом указывали на необходимость восстановления социальной справедливости и подчеркивали, что все предвыборные обещания партий власти — обман. Коммунисты прямо заявляли, что только высокие цены для рядового потребителя обеспечивают сверхдоходы олигархов и, значит, очередного их витка нужно ждать сразу после выборов. Но, к сожалению, избиратели в очередной раз поверили в обещания этих самых олигархов сделать жизнь краше «уже завтра».

Однако «завтра» избиратели будут иметь лишь возможность вновь убедиться в том, что коммунисты, призывавшие не верить этим обещаниям, были правы.

Но исправлять ошибки никогда не поздно. Такой шанс может представиться в недалеком будущем — на выборах в местные органы власти и, возможно, на внеочередных парламентских.

Автор: Виктор Сидорченко

Пошук:
розширений

Сергій Токарєв
Американський стартап Toothio – новий напрям інвестицій Roosh Ventures
Інвестиційний фонд Roosh Ventures нещодавно став одним з інвесторів американського стартапу Toothio, який допомагає приватним стоматологічним клінікам та організаціям знаходити кваліфікованих співробітників. Портал надає доступ до бази, в якій є понад 30 000 фахівців.

Сила духу і оптимізм: «Давня Казка» презентує пісню та кліп «Будьмо» про єдність українців
Український гурт «Давня Казка» презентує новий трек «Будьмо» та кліп до нього — історію, яка надихає на віру в краще навіть у найскладніші часи. Пісня стала музичним маніфестом незламності, гумору та оптимізму, який допомагає українцям триматися разом.

Останні моніторинги:
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 27.10.2011 / Акценти
00:00 27.10.2011 / Акценти


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.017