ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:
 




Вода, вода – кругом вода…
04.03.2010 / Газета: Булава / № 10 / Тираж: 16000

Не успели опубликовать очередное постановления Кабмина за № 151 (17 февраля 2010 г.), как народ ринулся во все инстанции добиваться правды и требовать перерасчета тарифов. Произошло то, чего и следовало ожидать — напечатали одно, а поняли совсем другое. Телефон редакции раскалился от непрерывных звонков недоумевающих потребителей тепла и воды. Уж очень им хотелось понять почему «злобные» поставщики благ цивилизации отказывают им в удовлетворении совершенно законных требований. Корреспондент газеты «Булава» был вынужден разбираться в ситуации в «пожарном режиме».

Удивительный вопрос: «Почему я водовоз»?

Первым с кем пришлось «разбираться» оказался «Горводоканал», как непосредственный «ответчик» по делу о перерасчете тарифов за несвоевременную подачу воды и за ее низкое качество. Все оказалось гораздо хуже, чем мог предположить даже самый, пессимистично настроенный читатель. Как рассказал Андрей Предейн, заместитель начальника ГКП «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства Херсона» («Горводоканал»), пресловутое «свеженькое» постановление Кабмина № 151 практически ничем не отличается от аналогичного постановление № 630, изданного еще в 2005 году. За это время ничего не изменилось, нормативы и требования прежние, изменилось только их графическое выражение. В прежнем варианте была таблица, теперь — формулы. Спешить за перерасчетами некуда и незачем — их не будет. Во всяком случае, в массовом порядке. Как и в 2005 году, так и в 2010 перерасчет возможен только в том случае если вода при круглосуточной подаче дважды в месяц будет отсутствовать в кранах потребителей по 6 часов. У нас вода подается во всем городе по графику. На этот случай предусмотрен такой вид перерасчета — в течение месяца воды не было не енее 30% времени от графика. Проще говоря, если в кране нет воды хотя бы

пять суток — тогда перерасчет. Иначе — платите по полной. Что же касается качества воды, то и здесь не все кристально чисто. По признанию Андрея Константиновича, вода в Херсоне далека от идеальной по своим вкусовым качествам, но она намного безопаснее для наших горожан, чем «вкусная» николаевская. И тому есть масса объяснений. Весьма правдоподобных. Андрей Константинович рассказал, что Херсон полностью обеспечивается питьевой водой только из артезианских источников. Таких скважин насчитывается порядка 140. Не все, к сожалению, сейчас работают. Те же, которые остались «на плаву» так же практически полностью исчерпали свой природный ресурс.

Вода не очень вкусна только потому, что ее добывают из водоносных слоев тысячелетней давности. Нормальная питьевая вода без бензолов, этанолов, нитратов и радионуклидов. Просто она чуть жестче и со значительным превышением уровня природного содержания солей. Несмотря на то, что есть превышение содержания солей прямого запрета на употребление этой воды нет. Она по своим химико-физическим свойствам лишь незначительно отступает от ГОСТа. Зато есть необходимые разрешающие заключения Министерства здравоохранения, Госкомстандарта и Главного санэпидуправления Украины. Все документы в полном порядке, а посему потребителям доказать низкое качество воды в кране и добиться перерасчета не просто сложно, а нереально. В принципе.

У меня сразу возникло с десяток наивных вопросов по этому поводу. Первый: почему сидя на днепровской воде, мы получаем эту самую воду по часам в то время, когда почти половина Украины ее пьет?

На этот вопрос я получила ответ сразу из двух источников. Сначала положение вещей мне обрисовала Татьяна Кузмишкина, заведующая отделом коммунальной гигиены городской СЭС. По ее словам предложение по потреблению поверхностной воды из Днепра — преступный популизм, не имеющий ничего общего с реальностью. Днепровская вода в его нижнем течении крайне загрязнена. Собственно, чтобы понять эту простую истину не надо быть семи пядей во лбу. С верховий Днепра к Херсону стекается практически вся таблица Менделеева, разбавленная бытовыми сточными водами и прочей «прелестью». Вам по-прежнему хочется испить этого коктейльчика? Подозреваю, что большинство херсонцев по здравому размышлению согласятся, что все-таки лучше пусть будет вода из очень глубоких скважин, но с меньшим риском для здоровья. Практически по тем же причинам нежелательно потребление воды из слоев неглубокого залегания (15-30м.). Грунт, несомненно, обладает фильтрующей способностью, но... Береженного, как говорится, Бог бережет.

Пока в сложившейся экономической ситуации говорить об улучшении качества воды не приходится. По твердому убеждению специалистов из городской СЭС прожекты по строительству Днепровского водозабора не более, чем профанация и популизм. Забирать воду из левобережной зоны — погубить цюрупинский и голопристанский лесхозы. Еще в 80-годы прошлого столетия возникала идея по строительству этого водозабора. Народ возмутился и лег грудью на защиту своих из без того небогатых водных ресурсов. Пришлось тогда отказаться. Сейчас эта «гениальная» идея вновь овладела чиновничьими умами. Причем под благовидным предлогом обеспечения питьевой водой областного центра круглосуточно.

«Без воды — и ни туды, и ни сюды».

Андрей Предейн объяснил причины графичной поставки воды. Таковых оказалось немного, но все сводились к одному — полнейшее отсутствие средств. Причем не собственных, а выделяемых из государственного бюджета. «Горводоканал» не ведет никаких строительных работ не только из-за отсутствия средств на капитальные работы, но и в силу своего статуса поставляющей организации, которая только обеспечивает подачу воды населению и ее отвод. Все. Точка. Остальные функции должны вести специальные строительные организации, и финансироваться они должны из государственного бюджета. А бюджета нет. Совсем. Но даже если бы и был -это не спасло бы херсонцев. И в прежние годы и сейчас никто и не собирается вкладывать многомиллионные средства в разработку новых скважин за пределами города, в строительство многокилометровых водоводов и в строительство новых резервуаров для аккумулирования воды.

Лишь из немногих скважин вода напрямую поступает к потребителям. Большая ее часть накапливается в специальных подземных резервуарах, из которых потом распределяется населению по графику. Пока по-другому не получается. И не получится. Как ни старайся. Хуже всего приходится жителям исторического центра, где скважины давно исчерпали свой ресурс. Там водоносный слой почти исчерпан. Срочно нужно искать дополнительные источники воды, а они за пределами города. Получается бесконечное беличье колесо: нет денег — нет воды, нет воды — нет денег. Второй наивный вопрос, мучающий часть херсонцев — влияние паводка на качество воды. Не повлияют ли многочисленные порывы на коллекторах на качество питьевой воды?

Врач-гигиенист отдела коммунальной гигиены Евгений Бут заверил, что неизбежные утечки сточных вод в случае аварий на коллекторах никоим образом не влияют на качество воды в кранах у горожан. Сточные воды могут попадать в грунт, но до водоносных слоев они не доходят -средняя глубина забора воды от 100 метров. Более того, городская СЭС регулярно проверяет качество воды и по бактериологическим и по физико-химическим показателям. Такие проверки проходят по утвержденному графику раз в год (физ-хим. показатели) и дважды в год (бактериология) на всех объектах (и Скважины, и резервуары, и потребительские краны). Кроме того, проходят внеплановые проверки на участках, где зафиксированы течи после их устранения.

Андрей Предейн также подтвердил, что опасности загрязнения воды нет ни малейшей — «Горводоканал» ведет ежедневный контроль качества питьевой воды. По его словам, херсонская вода намного чище, чем в других городах, «страдающих» поверхностным забором воды из близлежащих рек.

«Где деньги, Зин»?

Качество качеством, но больше всего волнует горожан цена. А она кусается. Нашлось и этому объяснение. Правда, откровенно безрадостное. 65% населения города уже установили в своих домах «приборы учета потребления воды». Остальные даже и не думают об установке счетчиков. По разным причинам. С теми, кто оплачивает услуги «Горводоканала» «по счетчику» относительно все понятно. Обоснованность тарифов уже не просто «Притча во языцах» — общее место. Об этом так много и часто писали, на этом так активно строят свои предвыборные программы «любители халявных депутатских мандатов», что и повторяться не хочется. Хуже обстоит с «неучтенцами» — они платят по среднепотолочным показателям. К слову сказать, такие «нормы потребления» придумали не в «Горводоканале» -их постановлением Кабмина утвердили еще «триста лет тому назад». Вот согласно этим нормам и насчитывают, потребителю. Понятно возмущение пожилой семейной пары вынужденной оплачивать 16 кубов ежемесячно, притом, что они реально потребляют не более 3. Но тут уж им' можно только посочувствовать — им приходится платить еще и «за того парня». Как рассказал Андрей Константинович, «Горводоканал» практиковал установку счетчиков воды «на дом». В этом случае потребители со счетчиками платили за потребленное ими, а разницу пропорционально «разбрасывали» на всех оставшихся. И получалась весьма неприглядная картина — кто-то действительно потребляет едва-едва, а у кого-то вода течет круглые' сутки. Домовые счетчики стали громить. Но позицию «Горводоканала» это не поколебало — за свои услуги они хотят получать деньги в полном объеме. Глупый вопрос, конечно: «Куда вам такие деньжищи»? Денег не так и много, особенно если сопоставить их с затратами. И, прежде всего, на электроэнергию. Кроме затрат на подкачку, очистку воды, есть еще немаленькая статья расходов на содержание очистных сооружений. Они строились еще в глубокие советские годы, когда работали промышленные предприятия. Расчетная мощность очистных сооружений — 250 тысяч кубометров в сутки. Сейчас же проходит очистку не более 60-70 тысяч кубов. А ведь, работа очистных сооружений не может вестись в половинную мощность. Расходы идут в полном объеме. Соответственно такое нерациональное расходование мощностей «тянет» за собой удорожание услуг для потребителей. И опять таки «Горводоканал» бессилен, что-либо изменить. Стоящие предприятия — общегосударственная проблема. Им только приходиться выкручиваться в сложившейся ситуации. А с этим сложнее. В нашей «замечательной» стране могут только стратегические объекты распродавать на лево и на право. А инвестировать средства в развитие действительно важных предприятий — руки не доходят.

Вывод из всего этого одни — вода есть, плохая, но вода. И будет она у нас такой еще долго, и будет по графику и дорого. Несмотря ни на какие постановления Кабмина. Потому, что не стой стороны ко рту стакан воды подносят.

Автор: Лариса Васильева

Пошук:
розширений

Сергій Токарєв
Американський стартап Toothio – новий напрям інвестицій Roosh Ventures
Інвестиційний фонд Roosh Ventures нещодавно став одним з інвесторів американського стартапу Toothio, який допомагає приватним стоматологічним клінікам та організаціям знаходити кваліфікованих співробітників. Портал надає доступ до бази, в якій є понад 30 000 фахівців.

Сила духу і оптимізм: «Давня Казка» презентує пісню та кліп «Будьмо» про єдність українців
Український гурт «Давня Казка» презентує новий трек «Будьмо» та кліп до нього — історію, яка надихає на віру в краще навіть у найскладніші часи. Пісня стала музичним маніфестом незламності, гумору та оптимізму, який допомагає українцям триматися разом.

Останні моніторинги:
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 27.10.2011 / Акценти
00:00 27.10.2011 / Акценти


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.019