|
Ирина Королева: «Хотелось бы, чтобы Билл Гейтс был херсонцем…»
01.04.2011 / Газета: Херсон Маркет плюс / № 13 / Тираж: 20000
Кем может быть актер? По большому счету, кем угодно — от бомжа до президента. В фильме или спектакле он проживает разные жизни, может оказаться в любой шкуре. А в жизни? В жизни то же самое. Бомжей считать не будем, но вспомним Шварценеггера — губернатора Калифорнии, Рейгана — президента США или Богдана Ступку на посту министра культуры... Вот и Ирина Королева, хорошо знакомая херсонцам не только как режиссер, но и как заместитель генерального директора Херсонского областного академического музыкально-драматического театра им. М.Кулиша, больше полугода назад стала чиновником высокого ранга. Сегодня она возглавляет управление культуры и туризма Херсонской облгосадминистрации. А ведь когда-то начинала она тоже как актриса — в театре юного зрителя в Новой Каховке, где и сегодня ее считают своей. - Ирина Владимировна, скажите честно, как творческий человек чувствует себя в кресле чиновника? - Не могу сказать, что я вдруг попала «от мольберта» в тиски государственной службы. Творческая работа составляла 50% моей работы в театре, а вторые 50% были как раз связаны с определенной организацией и ответственностью. Как заместитель генерального директора по творческим вопросам и как режиссер я изначально соединяла и то, и другое, всегда жила в определенном режиме. Никогда не могла творить в тот момент, когда мне вздумается, как это делает свободный художник: «ах, я сегодня не пойду на работу, у меня творческие муки». Какие творческие муки, если директор ждет сегодня, если планерка, если завтра мероприятие, а послезавтра выезд? Хотя в моей нынешней работе действительно присутствуют более строгие рамки, которые касаются поведения, дресс-кода, сдержанности в выражении своих мыслей и т.д. - Сомнения «быть или не быть» при принятии столь серьезного решения присутствовали? - Конечно, были тысяча «за» и тысяча «против». Когда тебе 20 лет, менять работу легче. С годами любые изменения в своей жизни ты уже воспринимаешь не так легко. Я человек, с одной стороны, сдержанный, с другой — немножко рисковый. В свое время я переехала в Херсон в возрасте 35 лет — оставила Новую Каховку, хорошую работу (была художественным руководителем дворца культуры), знакомства, связи, друзей. Да и вообще, по странному стечению обстоятельств, все самые важные события в моей жизни происходят каждые 12 лет — видимо, пришло время что-то менять. - И ради чего Вы сели в кресло чиновника? - Не ради материальных благ, не ради таблички на двери — я пришла работать. Может, у людей, которые идут во власть, есть другие мотивы, а мне интересна работа как таковая — с другими объемами, с другими масштабами, с другими размахами. Естественно, как говорил Райкин (я люблю юмористов, да и сама человек с юмором), «сверху, конечно, солнышко сильнее греет, но сверху и дождик сильнее капает». Есть свои радости, есть свои огорчения. А человек, который хочет работать, всегда найдет себе работу. Она может быть более или менее интересная, более или менее сложная — но это работа, которую нужно выполнять. Так что я и работаю, и учусь у старших коллег, которые прошли школу партийной и комсомольской закалки (в советские времена были не только лозунги, тогда давали очень серьезные знания для руководящей работы — то, что сегодня называется менеджментом), и ни одного дня не позволяю себе забывать об обязательствах. Одна моя хорошая подруга, придя буквально через два дня после моего назначения, сказала, развернув меня к креслу: «Ирина, запомни, это кресло — не твои новые привилегии, это твои новые обязанности». Мне эти слова запали в душу. Все наши новые должности направлены на то, чтобы развивать в себе новые грани. Я же, уважая те обстоятельства, в которых сейчас нахожусь, стараюсь не терять себя. Мне приятно, когда мои коллеги или руководители, видя меня, улыбаются — они понимают, что со мной придут не только проблемы, но и хорошее настроение. Интересно ли мне сейчас работать? Да, интересно. Сложно? Да, сложно. Иногда руки начинают опускаться. Но я заставляю себя не терять присутствия духа. - Ирина Владимировна, честно говоря, загадочное словосочетание «управление культуры» у многих иностранцев, да и не только, вызывает недоумение — как культурой можно управлять? Расскажите, что управление культуры реально делает? - Работая в театре, я тоже иногда говорила: «А что делает управление культуры? Зачем они там нужны?» Казалось бы, все мы работаем: театр ставит спектакли, библиотеки выдают книги, музеи собирают картины… Зачем еще какая-то лишняя структура? Но управление — звено в структуре государства. Функционально существует огромный перечень задач, которыми занимается управление: это и сохранение национальной культуры, и обеспечение равного доступа к культурному наследию, и воспитание творческой молодежи… Много всего. Но иногда за этим многословием не так хорошо видны конкретные дела. Да и лично ты порой никак не можешь повлиять на происходящее. Например, закон о местном самоуправлении децентрализовал власть. Начальник областного управления культуры не может позвонить и «заставить» мэра города или главу сельского совета дать деньги на содержание Дворца культуры или библиотеки — законом это запрещено. С одной стороны, это хорошо: из Киева или Херсона не видно, что важнее сделать в конкретном селе: строить коровник или красить клуб. Но не всегда децентрализация есть хорошо. Результат — в нашей области сегодня более 500 учреждений культуры в районах, в селах без капитального ремонта, без отопления, со скудной материальной базой, с людьми, которые работают на 0,5 ставки, на 0,25 ставки. В январе 2011-го вышел наконец-то долгожданный «Закон о культуре»! Все 20 лет независимости у нас не было законодательной базы, мы жили по «Основам законодательства о культуре». Нас можно было замечать — не замечать, уважать — не уважать. И то, что в Херсоне сохранились областные театры, библиотеки, музеи, училища — это, прежде всего, заслуга людей, которые стояли у руководства, и команды, которая работала в этих учреждениях. Иногда они выживали вопреки всему. Но не в каждом селе и даже городе есть такие руководители-«глыбы», не каждый может противостоять административному давлению, материальным проблемам. У нас, к сожалению, во многих городках и селах не только крыши попадали — стен нет, даже воспоминания не осталось о том, что там был дом культуры. Потому что управление не имеет права влиять напрямую. А бывает и наоборот: приезжают руководители с вопросами: как сделать? Где найти недостающие деньги? И вот здесь управление культуры может реально помочь. Я понимаю, что председатель сельсовета из Генического района не в состоянии приезжать в Херсон каждый день. А ведь с документами надо работать. Я же имею возможность написать служебную записку на имя губернатора, председателя областного совета, депутатской комиссии, чтобы обратить внимание на проблему, держать ее на контроле. У нас, к сожалению, все так и осталось: до Бога высоко, до царя далеко. Но если управление может включать какие-то административные рычаги, привлекать финансовые ресурсы, то должно это делать. Мы можем предпринимать реальные шаги на уровне области или государства для решения пусть даже локальных, частных вопросов. - Например, отремонтировать сельский клуб? - Например. У нас есть сельские клубы, которым больше 100 лет. - И без капитального ремонта? - Естественно. Один из них стоит только потому, что это был дом помещика, построенный на совесть, для себя. Но у нас же есть проблемные исторические здания и здесь, в Херсоне. Идет бесконечный разговор по поводу областного дворца культуры (Дома офицеров). Я согласна: как только мы говорим о культуре, можно подвести к этому зданию человека и сказать: «Вот так выглядит культура Херсонщины». Раньше я тоже думала: в чем проблема? Привести в порядок — надо! Но когда у меня на руках оказались документы, я увидела, что за последние годы, после того, как здание оказалось в столь плачевном состоянии, на его реконструкцию государство не выделило ни одной копейки! А ведь это историческое здание, вагонкой его не покроешь, да и работать над восстановлением должны не просто бригада шабашников, а архитекторы и реставраторы. Мы все время с разных сторон пытаемся подойти к этому вопросу, говорим об этом, чтобы сподвигнуть людей, от кого зависит принятие решений. Вот сейчас идет административная реформа. Когда 5 лет назад Министерство культуры и искусств превратилось в Министерство культуры и туризма, мы все вместе смеялись: «министерство культуризма». Сейчас туризм из нашей сферы деятельности может уйти. Но я как раз понимаю, как через развитие туристического сектора, можно поднимать и культуру — реставрировать памятники архитектуры, облагораживать скифские курганы, которые у нас на 50% находятся в частной собственности… Когда распаевывали землю, никто ж не обращался в областную инспекцию по охране памятников истории и культуры, и в чей-то земельный надел попал курган. - А с курганами-то что не так? - Да просто мы можем лишиться их. Я, конечно, понимаю, что мы «слишком богатые», у нас многое сохранилось. Курганом больше — курганом меньше, кто там заметит в степи?! Но за все эти годы у нас не нашлось денег, чтобы хотя бы поставить знаки, что это скифский курган, что он находится под защитой государства (и это тоже моя сегодняшняя головная боль — на эти охранные знаки нужно найти тысяч 30-50). Порой курган неприметен, высотой всего 5 метров, но это не просто холмик — это подтвержденное научными изысканиями захоронение. А кое-где эти курганы уже и распахали… - Что говорить о Херсонщине, если в центре Киева архитектурные находки сохранить не могут? - Можно только позавидовать цивилизованным странам. Как-то в новостях увидела сюжет о том, как в Стокгольме при строительстве подземной парковки для депутатов сейма нашли остатки древней крепости. Так строительство гаража тут же приостановили, начали научные изыскания, и на том месте будет подземный музей. Вот отношение к культуре! Вот позиция государства! Управление культуры и нужно для того, чтобы выражать позицию государства по отношению к культуре во всех ее проявлениях. Понятно, что время сложное, что денег не хватает. Это как тришкин кафтан: не знаешь, куда в первую очередь направить деньги: то ли отремонтировать в литературном музее крышу, которая того и гляди упадет, то ли заказать документацию для реконструкции областного дворца культуры, а это более полумиллиона гривен? - Сколько нужно денег на его полную реставрацию? - Кое-что посчитать можно: ремонт без декора (крыша, стены, коммуникации) обойдется в десятки миллионов. А потом возникает вопрос: что мы будем делать внутри? Если воссоздавать паркет, который там лежал, настоящий паркет ХІХ века, зеркала, люстры, лепнину — добавится еще и еще. Посчитать можно, но найти сегодня деньги нереально. Может область потянуть сейчас такой ремонт? Нет. - А меценаты? - На какой-то локальный объект, и то я сомневаюсь. У нас даже в условиях щедрой на обещания избирательной кампании никто не брался за реставрацию памятников архитектуры. Это громаднейшие деньги. Мне сложно судить о глубине кошельков местных бизнесменов — я не знаю, сколько стоят яхты, машины, вертолеты. Да и одних финансов мало — должно быть у человека и желание что-то сделать. Можно пустить шапку по кругу — на кое-что хватит. Но есть объекты, которые толокой не построишь. Конечно, хотелось бы, чтобы Билл Гейтс был херсонцем… - Но все же на какие-то проекты деньги как находите? - Выкраиваем. В конце прошлого года директор училища культуры Михаил Григорьевич Варгун пришел с просьбой: раз в два года проходит Всеукраинский фестиваль-конкурс коллективов народного хорового пения имени Порфирия Демуцкого, херсонские коллективы приглашены. Есть ли какая-то возможность отправить людей в Киев? Сели, посмотрели по остаткам — нашли немного денег. Поехали фольк-гурт «Свичадо» и чернобаевский народный хор — и взяли два первых места. Председатель жюри, Герой Украины Анатолий Авдиевский, не мог понять, как Херсонщина, которая на уровне сознания Киева «не є оберегом українського автентичного фольклору», вдруг приехала с такими первозданными песнями! В такие моменты начинаешь себя уважать: ведь сделали доброе дело. А каждый день ставит новые задачи, новые проблемы. В прошлом году три наших хореографических коллектива прошли в финал конкурса имени Павла Вирского. Они должны поехать в Киев. Пусть наших знают, пусть о них говорят. Сейчас сидим и думаем, откуда извлечь деньги на поездку для 100 человек… - А собственно говоря, откуда? Из государственной казны? - Любое государство формирует свое отношение к культуре, и оно находится между двумя полюсами: полным игнорированием и 100%-ной поддержкой. Движение в ту или другую сторону как раз и определяет государственную политику в отношении культуры. И финансирование культуры напрямую зависит от позиции, занимаемой государством. Если государство заинтересовано в том, чтобы были сохранены исторические архитектурные объекты, чтобы развивалась национальная элита, сохранялись народные традиции — оно, естественно, для этого должно выделять больше денег. Если государство решает, что есть другие первостепенные задачи, оно может просто не замечать культуру. И тогда те же курганы будут распаханы, и наши дети их уже не увидят. Относительно фестивалей, которые частично финансируются из бюджета: да, дорого! Но нельзя забирать у людей праздник. Настрой делает уникальные вещи. Коммунисты все это хорошо понимали, и их пропагандистская машина работала на полную: когда строили БАМ, сколько песен было сложено! сколько туда отправлялось коллективов! Тогда была идеология (какая — другой вопрос). А кто же виноват нам, что мы за 20 лет даже не сформулировали национальную идею, которая и формирует приоритеты развития государства? - Зная Ваш оптимизм, думаю, что Вы найдете в любых проблемах что-то положительное. - Во время визита в Херсон Президента Украины Виктора Януковича взамен характеристики области как «депрессивный регион» мы услышали другую: «регион неиспользованных возможностей». А это значит, что возможности-то есть! И сколько хватит моих сил, я буду помогать и конкретным людям, и организациям, и коллективам. - Можете сказать, что за полгода удалось что-то сделать? - Полгода — это очень мало. За это время можно лишь показать свой потенциал — умение быстро реагировать на проблемы, решать какие-то вопросы, планировать. Но все это лишь легкий карандашный рисунок на холсте, до масла дело не дошло, еще не время разводить краски. - И напоследок, можете ли поделиться планами, рассказать, какие проблемы прежде всего Вы намерены решать? - Планов много, хочется осуществить все намеченное, чтобы хватило и сил, и энергии, и поддержки людей. А по большому счету, хотелось бы перестать барахтаться в каких-то ежедневных заботах, а попытаться выстроить долгосрочную стратегию и философию работы в области культуры. Автор: Лариса Жарких
|
Пошук:
Автор
Щодня українці стають жертвами шахраїв онлайн, втрачаючи особисті дані та кошти. Разом з Кіберполіцією ми пояснюємо, що таке скам, які схеми найпоширеніші та як захиститися від зловмисників в Інтернеті.
24 листопада о 18.00 у філармонії подарує всім найвеселіший стендап-концерт, дві години нестримного сміху, море імпровізації і сотні усмішок.
«Беріть своїх друзів, близьких і всі приходьте! Бо буде фосо! — у фірмовому закарпатському стилі запрошує Лєра Мандзюк. — Се буде самий чесний стендап із усіх, які я писала і самий смішний з усіх, які ви чули. Нема гарантії, що він буде в ютубі. Тож ваше завдання: купити квитки, покликати друзів, взяти гарний настрій і прийти. Буду рада вас бачити!»
Останні моніторинги:
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 27.10.2011 / Акценти
00:00 27.10.2011 / Акценти
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.022 |