ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Как долго ждать чуда?
09:44 / 05.11.2008
Кризис

Экономический кризис, о котором так долго спорили, которым одни пугали, а другие уверяли, что он счастливо обойдет наши края, стал реальностью. Об этом ярко свидетельствует ситуация, сложившаяся в экономике Николаева и региона.

Прежде всего, следует отметить сложную ситуацию в банковской сфере. Кризис с «Проминвестбанком», начавшийся на Востоке Украины, очень скоро перекинулся и на Николаев. Вкладчики бросились снимать средства с депозитов и текущих счетов, расчетные счета юрлиц с остатками средств были заблокированы, что, по сути, парализовало работу многих серьезных предприятий, например ДП «Николаевский облавтодор» и его районных филиалов – райавтодоров. Привычным явлением стали очереди вкладчиков банка, и даже очереди перед банкоматами, чего раньше не наблюдалось. Вслед за этим вкладчики кинулись снимать депозиты в филиалах других банков, невзирая на запрет Национального банка по досрочному снятию средств с депозитных счетов.

Специалисты банковской сферы утверждают, что всеобъемлющий кризис в отдельно взятом Николаеве будет прочувствован в полной мере в канун Нового года или же сразу по окончании новогодних праздников. Ведь замороженное кредитование ведет к снижению активности потребительского рынка. Снизятся финансовые показатели не только банков и кредитных обществ, но и страховых компаний, автосалонов, станций техобслуживания, супермаркетов, продающих промышленные товары и т. д. Кстати, касательно розничной торговой сети. Пока здесь наблюдается ситуативный ажиотаж, вызванный стремлением граждан вложить свои накопления, снятые с банковских счетов в бытовую технику и электронику, мебель, предметы длительного использования, драгоценности. И хотя автомобили тоже значатся в этом ряду, но их реальные продажи заметно упали – сказывается сворачивание банками программ автокредитования. Более того, нарастает ком проблем в строительной сфере. Ходят слухи о том (официально, разумеется, девелоперские и строительные компании их подтверждать на спешат), что инвесторы уже столкнулись с большими трудностями в реализации жилья на первичном рынке. Причем речь идет не только об элитных жилых домах и комплексах, которые стоят полупустыми, но и об обычном массовом жилье. Зачем, к примеру, строить новый жилой комплекс Лески-2 на Намыве, куда киевская корпорация «Столица» собралась инвестировать 1,5 млрд. долларов, если продать эти тысячи квартир будет невозможно?

Но приближение массовой безработицы, замораживание зарплат, неоплачиваемые отпуска и другие прелести экономического кризиса грозят не только строителям, банковским служащим, риэлтерам и менеджерам по продажам. Катастрофическая ситуация складывается в промышленном секторе. Так на государственном предприятии НПКГ «Зоря – Машпроект» производство по сравнению с прошлым годом уже сократилось примерно в половину, а склады затоварены готовой продукцией. И если принимать во внимание, что на складах лежат не чайники или кастрюли, а высокотехнологичная и наукоемкая продукция – газовые турбины и газоперекачивающие агрегаты, то любому становится понятно, что сбыть ее в условиях разразившегося кризиса удастся не скоро, если вообще удастся. Правда, на заводские трудности наложились и ошибки предыдущего менеджмента, и деятельность менеджмента нынешнего, и бесконечные попытки приватизации недавно еще более чем прибыльного гиганта украинского турбостроения. Но сути это не меняет: снижение реальной заработной платы турбинистов и сокращение количества рабочих и служащих НПКГ будут продолжаться.

В катастрофическом положении оказался Судостроительный завод им. 61 коммунара. Предприятие и так без пяти минут банкрот, и в последнее время выживало, прежде всего, благодаря интересу со стороны «Смарт-групп» Вадима Новинского. «Смарт» планировал приватизировать эту государственную верфь, ввел сюда свой менеджмент, помогал загрузить завод заказами. Однако теперь, в условиях экономического кризиса, эти планы повисли на волоске: «Смарт-групп» необходимо расхлебывать кризисную кашу на собственных предприятиях, и готова ли она теперь протянуть руку помощи «коммунаровцам» – большой вопрос.

По аналогичной причине заморожено строительство судов на Черноморском судостроительном заводе – крупнейшей верфи Украины. Контрольный пакет акций ЧСЗ уже год принадлежит Херсонскому судостроительному заводу, который также контролируется «Смарт». И если раньше ЧСЗ удавалось выводит из глубокого упадка с помощью банковских кредитов и финансовых инвестиций со стороны главного акционера, теперь денег нет ни у банков, ни у хозяев. В итоге на заводе введена неполная рабочая неделя, возможны сокращения. Единственное, что может спасти корабелов – это судоремонт, но и на этом рынке начинается застой в связи с падением объемов перевозок. Кризис ударил и по самой процветающей верфи Николаева – «Океану», которую недавно выкупили россияне. Завод и без того последнее время работал не в полную силу, что было связано с процессом смены собственников, а теперь будущее его более чем туманно.

Наращивает обороты Николаевский морской торговый порт. В этом году портовики намерены впервые с советских времен перевалить 9 млн. тонн грузов. Однако во многом это далеко не самые дорогие, а вдобавок еще и «грязные» грузы – калийные удобрения, уголь и т. д. Непонятно, как сложится ситуация у других николаевских портов. Скорее всего, их ждет сокращение объемов перевалки грузов.

В городе ходят упорные слухи о предстоящей остановке Николаевского глиноземного завода, принадлежащего российской компании «РУСАЛ» Олега Дерипаски. Пока их никто не подтверждает, но и не опровергает. Если это случится, вслед за корабелами и машиностроителями на улице может оказаться немало металлургов.

В такой ситуации логично было бы ожидать проведении комплекса антикризисных мероприятий со стороны городских и региональных властей. Однако этого не происходит. Возможно, в рядах местных чиновников царит растерянность (кто же мог подумать, что придется готовиться к кризису?), но, скорее всего, на местах ждут реакции со стороны Киева. К сожалению, пока все антикризисные законы им указы не дают видимого эффекта. Помимо, разве что, постепенного снижения курса доллара после го грандиозного скачка на прошлой неделе.

Некоторые наблюдатели видят в происходящем и положительную сторону. Кризис является своеобразным актом глобальной санации и оздоровления экономики. За спадом неизбежно следует рост, а бизнесмены, имеющие достаточно средств, смогут в ближайшее время дешево прикупить себе недвижимости, производственных площадей и технологического оборудования. Да и наемный персонал станет посговорчивее, соглашаясь на более низкую зарплату. А с началом нового цикла экономического роста зарплата, вслед за объемами производства, вновь начнет расти.

Но как долго придется ждать очередного «украинского экономического чуда»? На этот вопрос сегодня не ответит никто…


Коментарі

Немає коментарів
Контрольний код: *
 
 
введіть, будь ласка, літери, які ви бачите зліва
Ваше ім'я: *   Ваш e-mail:
Коментар: *
Пошук:
розширений

Сергій Токарєв
Сергій Токарєв розказав про заходи, що покращать стан українського IT-сектору
Втрати контрактів та складнощі із залученням іноземних інвестицій — це ті виклики, з якими сьогодні найчастіше стикаються українські IT-компанії. На цьому наголошує Сергій Токарєв — IT-інвестор та бізнесмен, співзасновник інвестиційної групи Roosh. На його думку, становище вітчизняного сектору може покращити активний міжнародний іміджбілдинг.

SHABO провело серію дегустацій Великих вин України
Одне з провідних українських виноробних підприємств SHABO провело серію дегустацій, присвячену 20-річчю компанії.

Останні новини:
15:48 29.03.2024
15:13 29.03.2024
14:59 29.03.2024
13:20 29.03.2024
13:15 29.03.2024


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.013