Наверное, бессмысленно рассуждать о том, какое значение имеет для Николаева научно-производственный комплекс газотурбостроения «Зоря-Машпроект». Это огромное бюджетообразующее предприятие, где трудятся около 16 тысяч человек, приносит стабильную прибыль государству и региону, содержит разветвленную социальную инфраструктуру. Крупные промышленные гиганты города давно уже передали городским властям свое жилье и соцкультбыт. А НПКГ по-прежнему сохраняет на балансе массу непроизводственных объектов – от детских садов до Дворца культуры и плавательного бассейна.
Современное турбинное производство прославило Николаев далеко за пределами Украины. «Зоря-Машпроект» на мировом рынке котируется наравне с такими фирмами как «Ман», «Дженерал Электрик», «Роллс-Ройс». НПКГ имеет гарантированный рынок сбыта своей продукции в России, странах Азии, Европы и Америки. Неудивительно, что на процветающем предприятии, как, впрочем, и в самом Николаеве к разговорам о возможной приватизации этого объекта всегда относились болезненно.
Первая попытка приватизации НПКГ была предпринята в 2000 году правительством тогдашнего премьера Виктора Ющенко. По имевшимся данным, тогда ПО «Зоря» (старое название предприятия до объединения в единый научно-производственный комплекс с НПП «Машпроект») хотели получить не то некий европейский концерн, не то российский «Газпром» и связанные с ним структуры. Затея породила глухое недовольство среди тысяч работников предприятия и была крайне настороженно воспринята городской общественностью.
Два главных вопроса, будораживших тогда умы николаевцев, остаются актуальными и поныне: зачем приватизировать прибыльное госпредприятие, наполняющее бюджеты всех уровней, и что будет с трудовым коллективом и социальной сферой, ведь любой частный собственник стремится максимально оптимизировать персонал и столь же максимально сократить расходы, тем более, не имеющие отношения к производству?
Конечно, сколько бы нынешняя администрация не рассуждала об эффективности кадровой структуры предприятия, новый собственник всегда может найти кого уволить. И хорошо еще, если по сокращению штатов. Действия менеджмента приватизированных предприятий показывают, что, зачастую, украинское трудовое законодательство писано не для них, и люди оказываются на улице по «собственному желанию» безо всяких пособий и гарантий трудоустройства.
Попытка приватизации 2000 года провалилась. Более того, вскоре ПО «Зоря» и НПП «Машпроект» объединили. Как тогда убеждал преемник В. Ющенко на посту премьера Анатолий Кинах, объединение двух мощных высокотехнологичных предприятий турбостроения в единый комплекс было предпринято с целью сохранения их уникального научно-производственного потенциала. Новосозданный НПКГ с новым гендиректором – Юрием Бондиным внесли в список предприятий, не подлежащих приватизации. Заводчане, переживавшие по поводу своего будущего, на время успокоились.
Казалось, комплекс навсегда останется государственным. В этом горячо убеждал А. Кинах, мол, «не дадим» и «не позволим» его приватизировать. И все бы ничего, но на последних президентских выборах коллектив НПКГ в подавляющем большинстве выступил в поддержку В. Януковича, опасаясь, что Ющенко, став президентом, вернется к старой идее приватизации, причем на этот раз уже всего комплекса – и «Зори», и «Машпроекта».
В то время, как Герой Украины Ю. Бондин делал все возможное для победы Януковича, включая посещение печально известного съезда в Северодонецке, начальник штаба Виктора Ющенко на Николаевщине нардеп Юрий Ширко запугивал николаевцев тем, что как раз Янукович хочет передать акции НПКГ россиянам, не зная, что предприятие даже не акционировано. Ситуацию смягчил все тот же А. Кинах, который, незадолго до третьего тура во время визита в Николаев заверил, что комплекс останется в государственной собственности. Заодно он жестко высказался по поводу Бондина, заявив, что его деятельности будет дана не только политическая, но и правовая оценка.
С тех пор в регионе произошли существенные кадровые перемены. Уволены руководители морпорта, ГП «Дельта-лоцман», госуниверситета (бывший педин). Но ни один из них не проявил себя таким ярым сторонником Януковича, как Ю. Бондин. В то же время гендиректор НПКГ, как ни в чем не бывало, остался при должности.
И вот, подтверждая самые страшные опасения большой части горожан, новый президент подтвердил, что таки собирается приватизировать «Зорю-Машпроект». Общественность в шоке: ведь сказки об эффективном собственнике уже мало на кого действуют. Даже если вспомнить пример Николаевского глиноземного завода, который продолжает динамично развиваться с российскими хозяевами в лице «РусАла», ведь и здесь сократили значительную часть персонала, перевели в другие предприятия. А Черноморский судостроительный завод, который также достался россиянам, также подтверждает предположение, что частный собственник может быть еще более неэффективным менеджером, нежели государство. Правда, в случае с ЧСЗ весьма серьезно рассматривается версия, что россияне сознательно уничтожают конкурента русских верфей на рынке военного кораблестроения.
Что теперь будет с НПКГ? Этот вопрос волнует очень многих. Печально, что позиция областной власти аналогична той, которую занимала областная администрация при приватизации НГЗ и ЧСЗ. Мол, это не наш уровень компетенции, пусть разбирается государство в лице столичных чиновников. Нынешний Николаевский губернатор Александр Садыков предложил трудовому коллективу самостоятельно решать, как защитить свои интересы. Ключевой посыл – это предприятие не коллектива, а государства, и оно решает, как им распорядиться.
Ситуация, в отличие от 2000 г., еще больше усугубилась. Теперь в руки новых собственников может уйти не только серийное производство турбин, но и наука. Деньги от продажи комплекса будут проедены, пущены на социальный популизм. А что дальше? Не исключено, что НПКГ купят конкуренты, которые уничтожат его точно так же, как это вышло в случае с ЧСЗ.