ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Николаевские судостроители надеются на новое правительство
13:51 / 21.08.2006

Всю сложность ситуации, сложившейся в украинском судостроении после фактической ликвидации в прошлом году СЭЗ «Николаев» и прекращения государственной поддержки отрасли, демонстрирует состояние гигантов николаевского судостроения – «Судостроительного завода имени 61 коммунара» и ОАО «Дамен Шипярдс Океан».

По признанию гендиректора Завода им. 61-го коммунара Валерия Агафонова, их проблемы выглядят особенно удивительно, если учесть нынешний бум судостроения во всем мире. Однако непоследовательная политика государства в отношении судостроения привела к тому, что в Украине отрасль испытывает серьезные трудности.

Больше всех в Николаеве не повезло как раз Заводу им. 61-го коммунара. Уж слишком во многом эта верфь зависит от нашего непредсказуемого государства. Еще два года назад предприятие находилось на подъеме, портфель заказов удалось сформировать на период до 2011 года. Успешная работа позволила получить прибыль, модернизировать часть оборудования, провести реструктуризацию, сократить кредиторскую задолженность со 170 млн. грн. до 80 млн. грн. В 2004 году объемы производства здесь выросли в 2 раза, в 2005 – в 2,6 раза.

Однако в прошлом году предприятие оказалось один на один с пучиной проблем. Прежде всего, неритмично финансируется государством достройка рефрижератора для СП «Югрефтрансфлот-Лавиния», который уже седьмой год занимает главный заводской стапель. Как известно, греческий судовладелец г-н Ласкаридис оплатил этот заказ еще в девяностых, однако тогдашняя экономическая нестабильность не позволила заводу вовремя выполнить обязательства перед заказчиком. Государство взяло на себя обязательство профинансировать строительство и «успешно» их не выполняет. В прошлом году из предусмотренных 20 млн. грн. завод получил только 17 млн., да и то в конце декабря. В нынешнем году в госбюджете на достройку рефрижератора забиты 43,5 млн. грн., но пока коммунаровцам перечислили аж 18,6 тыс. грн. На прошлогодние деньги предприятие закупило оборудование для судна, но теперь у него не хватает средств на растаможку, что влечет штрафные санкции. Тем временем Ласкаридис, терпение которого лопнуло, хочет подать на завод иск в сумме 78 млн. долларов с учетом невыполненных обязательств и просроченной выгоды.

Но рефрижератор – не единственная головная боль. Завод так и не получил от Минтранса 29,5 млн. грн. на строительство ледокола, заказанного еще в 2003 году, Минобороны не спешит компенсировать затраты на содержание ракетного крейсера «Украина».

Доля экспорта в объеме производства коммунаровцев составляет 91%, причем контракты, естественно, заключены в инвалюте. Поэтому политика укрепления гривны привела к тому, что за полтора последних года завод потерял 1,5 млн. евро. Отмена льгот, предусмотренных законом о СЭЗ «Николаев» стоила верфи в 2005 году 750 тыс. грн., а в нынешнем году в результате отмены таможенных льгот и 50% оплаты налога на землю предприятие потеряет еще 8 млн. грн.

Администрация выкручивается, как может, но огромная территория и устаревшая инфраструктура гирями висят на шее предприятия. Если в Корее обработка тонны металла на корпус обходится в 30 нормо-часов, в Европе 40, США 50 – 60, На Балтийском заводе Санкт-Петербурга в 80, то Заводе им. 61-го коммунара – 120. Ощущается острая нехватка оборотных средств, по требованию кредиторов продолжается продажа непрофильных активов. Поскольку мировая практика предусматривает оплату судов после завершения строительства, предприятию приходится брать банковские кредиты. И хотя ставка для Украины невысока – 13%, но не хватает ликвидного залогового имущества.

«Дамен Шипярдс Океан» находится в более выгодном финансово-экономическом положении, да и по оборудованию эта молодая верфь намного привлекательнее. К тому же, по словам ее генерального директора Николая Романчука, предприятие забито заказами до 2012 года и сегодня строит только полнокомплектные суда. Заработная плата в среднем по заводу к концу года составит 1,9 тыс. грн, а среди сварщиков, сборщиков и достройщиков – 3,5 тыс. грн.

Но и этому перспективному предприятию отмена «сэзовских» льгот нанесла удар под дых. По планам инвесторов, в 2005 году «Дамен Шипярдс Океан» впервые с момента его приобретения голландцами в 2000 году должен был принести 11 млн. грн. Однако, сразу после отмены режима СЭЗ, с апреля прошлого года ежемесячно предприятие стало нести по 1,5 млн. грн. убытков. Инвесторы поражены непредсказуемым «плюрализмом» украинской власти, ведь закон о СЭЗ гарантировал сохранение режима преференций на 30 лет.

Н. Романчук разъяснил ситуацию с приходом на верфь компании «Акер ярде». Если «Дамен» занимает первое место в мире по строительству судов малого тоннажа (по объемам производства судов – пятое место), то «Акер» специализируется на судах крупнотоннажных. Как известно, сухой док «Океана» спроектирован под крупнотоннажное судостроение, которое тут более уместно и с технологической, и с экономической точек зрения. Поэтому планы компании «Акер» по строительству 16 танкеров-химовозов водоизмещением 50 тыс. тонн для николаевского предприятия как нельзя кстати. Также гендиректор отметил, что число судов, которые должны быть построены для АСК «Укрречфлот» благодаря новым контрактам возрастет до 12 единиц.

Руководитель администрации СЭЗ «Николаев» Александр Шпиль подчеркнул, что изначально николаевская зона была экономически оправдана. Объем платежей в бюджет многократно превышал объемы льгот, но в последних двух составах правительства эта аргументация никого не интересовала. Теперь николаевцы надеются, что на празднование 55-летия «Океана» в город приедет В. Ющенко, и уж тут-то ему объяснят, к чему привела ликвидация специальной экономической зоны «Николаев».

В свою очередь зам. главы облгосадминистрации Сергей Исаков отметил, что губернатор уже запланировал встречу с «новым-старым» премьером Виктором Януковичем, чтобы обсудить ситуацию в судостроении. Касательно Завода им. 61-го коммунара С. Исаков считает, что без крупных инвесторов здесь не обойтись. Не обойтись без них и Черноморскому судостроительному заводу, – уверен вице-губернатор.

Стараясь хоть как-то помочь николаевским судостроителям, депутаты областного совета обратились к парламенту, Президенту и Кабмину с просьбой восстановить статус кво в отношении СЭЗ «Николаев». Депутаты и судостроители надеются, что их голос наконец-то будет услышан в Киеве.


Коментарі

Немає коментарів
Контрольний код: *
 
 
введіть, будь ласка, літери, які ви бачите зліва
Ваше ім'я: *   Ваш e-mail:
Коментар: *
Пошук:
розширений

Автор
Почему до датчика уровня сахара от Apple еще далеко
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию

«Все, що ми пам'ятаємо, – неправда»
Презентація 8-го видання проєкту «Стара Одеса у фотографіях» зібрала повний зал в Одеській національній науковій бібліотеці

Останні новини:
00:22 24.04.2024
20:13 23.04.2024
19:41 23.04.2024
18:52 23.04.2024
17:17 23.04.2024


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012