|
В.ЯРОШЕНКО: «НА НАС РАБОТАЛИ ПРЕДЫДУЩИЕ ГОДЫ, А СЕЙЧАС НАДО НАРАЩИВАТЬ СИЛЫ, ЧТОБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ СПАД, КОТОРЫЙ ГОТОВИТ НАМ 2010 ГОД»
16.01.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 5(2868) / Тираж: 7500
Нынешней осенью человечество отметило своеобразный юбилей — годовщину мирового финансового кризиса, который для Украины, и не только для нее, превратился в затяжной экономический спад. Да и куда было деться этому самому человечеству, ведь такие явления, как банкротство предприятий, рост безработицы, снижение личных доходов, сокращение социальных программ, — коснулись буквально каждого. За исключением, быть может, только китайцев. В то же время, вспоминая о том, как этот «кризисный» год проживал Николаев, диву даешься — неужто страшный монстр под названием «кризис» обошел наш город стороной, не подвергая его масштабным потрясениям? Крупные предприятия, работавшие на момент начала кризиса, не остановились, в нормальном режиме действует инфраструктура, т.е. обеспечиваются транспортные перевозки, в домах есть тепло, работают школы и медучреждения, выполняются социальные программы поддержки медицины, спорта, образования. Можно сказать, что Николаев в свой юбилейный год жил сытно, даже богато. Судите сами! Развивалась транспортная отрасль: за счет горбюджета были приобретены два новых трамвая стоимостью 2 млн. 600 тыс грн. каждый. За счет средств городского бюджета были капитально отремонтированы 125 лифтов, 1 лифт заменен (на общую сумму 2 млн. 650 тыс. грн.). По программе «Чистая вода» в Большой Коренихе построили школьный и детсадовский мини-бюветы (установки для очистки питьевой воды), стоимостью 299 тыс. грн. В Корабельном районе в школе №40 открыли мини-котельную нового поколения. Городской казне она обошлась в 983 тыс. грн., еще 175 тыс. грн. было вложено в реконструкцию старой бойлерной. В БСМП одну из операционных оснастили современным рентгендиагностическим аппаратом AVOR . Из горбюджета для этого в качестве долевого участия выделили 300 тыс. грн. Продолжалась реконструкция городского стадиона — этот проект в целом уже обошелся в 17 млн. грн. Введены в строй 2 детских садика (6 млн. грн.), сдан в эксплуатацию 72-квартирный дом по программе молодежного строительства (общие средства государства, области, города), три дома возводятся по программе «Социальное жилье». Проведены капитальный ремонт роддома №3 и достройка помещения в роддоме №1. 2,5 млн. грн. отведено для строительства городской лаборатории и 3 млн. — на ремонт горбольницы №4. Осуществляется проект по благоустройству, рекультивации и дегазации городской свалки, на который тоже выделяются значительные средства. Но все увенчало празднование 220-го юбилея Николаева. К этой дате были благоустроены три сквера, установлены новые фонтаны, сооружены шесть детских площадок, открыт фитнес-центр в Терновке. Впрочем, нет смысла перечислять — все на виду. И это при миллиардном гривневом бюджете, что, согласитесь, далеко не так уж много для полумиллионного города. Так в чем «Николаевское экономическое чудо»? С этим вопросом мы обратились к начальнику управления экономики и инвестиций горисполкома Вячеславу Ярошенко. НАДЕЖДЫ НА ВОЗРОЖДЕНИЕ СУДОСТРОЕНИЯ В ПРЕЖНЕМ ОБЪЕМЕ — НЕТ - Вячеслав Александрович, мы действительно жили в 2009 году неплохо. В чем секрет? Или у нас кризис проявился не в полном объеме? - Нельзя сказать, что у нас нет кризиса. Мы его ощущаем не в такой мере благодаря тем усилиям, которые были предприняты в предыдущие годы и прежде всего благодаря поддержке малого и среднего предпринимательства. В экономически развитых странах более 60% дохода в бюджет дают средний и малый бизнес, — мы добились таких же показателей. Экономика по своей природе инерционна, — на нас работали предыдущие годы. А сейчас надо наращивать силы, чтобы преодолеть тот спад, который готовит нам 2010 год. В следующем году жить будет сложнее. - Может, не надо бояться этого? Некоторые специалисты — экономисты, финансисты — оценивают кризис, как время естественного отбора. Слабые и неповоротливые предприятия погибают, сильные и гибкие, которые способны реагировать на новые условия, конъюнктуру, — богатеют и развиваются. Вы с этим согласны? - Да, согласен, и могу привести конкретные положительные примеры. Так, ООО СП «НИБУЛОН» работает и развивается, строит свой флот — серию барж. Эти суда для нашего зернотрейдера изготавливает «Вадан Ярдс «Океан», который выполняет также заказы иностранных компаний. Кроме этого, «НИБУЛОН» строит три зерноперевалочных терминала в Черкасской области, на строительстве работают много николаевских строительных и монтажных предприятий: ООО «Универсал», ЗАО СФ «Жилстрой-НИКО», ДП «Промжилстрой-3», ОАО СФ «Николаевстрой», фирма «Электромонтаж-Трейд», ЧСМП «Высотник». Новый проект «Организация производства нетканых материалов» под ТМ «Никотекс» в декабре минувшего года реализовала ПТФ «Велам». Для этого создано новое производство иглопробивных нетканых материалов. Больше всего пострадали от кризиса государственные предприятия — ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара», ГП «Нарп», Казенное Южное производственно-техническое предприятие, ГП «Ремонтно-механический завод». Основная причина этого — отсутствие государственной поддержки и заказов. Повлияли и другие факторы, среди которых можно назвать особенности технологических процессов отдельных предприятий, повышение цен на сырье, энергоресурсы, падение курса гривни, усложнение межгосударственных взаимоотношений и др. - Общая картина понятна, но проанализируйте, пожалуйста, состояние дел в сфере промышленности Николаева по отраслям. Начнем, конечно, с судостроения, ибо эту отрасль, что бы в ней ни происходило, николаевцы по-прежнему считают главной и основной. - В этой отрасли положение у нас, как известно, не очень хорошее. К сожалению, николаевское судостроение, которое раньше содержало весь город, сейчас дает лишь 2%. Но надеяться, что у нас возродится судостроение в том виде, каким оно было при Советском Союзе, без внешних заказов в первую очередь России, нельзя. Украине не нужен такой флот. - А как же все разговоры о том, что необходимо возрождать эту отрасль, обещания политиков этим вплотную заняться? Программа корветов, тендер на строительство которых выиграл Черноморский судостроительный завод, наконец? - Ну, что такое корвет? Корабль обеспечения береговой охраны — ни больше и ни меньше. А другие корабли Украине с ее геополитическим положением и не нужны. Справедливости ради стоит отметить, что конструкторы по старой советской традиции на всякий случай «засунули» в него оружие, которое позволяет выполнять функции фрегата, да и водоизмещение больше типичного «корветовского». До 2026 года планируется построить 10 кораблей, первых четыре — в 2018. Ранее ожидалось, что сдать «головной» удастся в конце 2012. Впрочем, тогда планировалось, что закладка состоится осенью 2009. Соотношение между стоимостью украинской продукции и импортированного вооружения составит 60 на 40 процентов в пользу отечественной промышленности. Учитывая, что на ближайшее десятилетие более длительной, сложной и дорогостоящей программы строительства боевых кораблей не намечается, единственным путем к возрождению военного кораблестроения в Николаеве является размещение заказа на строительство серии корветов проекта 58250. Если вспомнить, что на той же «нитке» в свое время в год сдавалось до двух десятков подводных лодок, а затем — супертраулеров... Словом, эта программа относится к престижным, но не определяющим. - К слову говоря, многие горожане считают, что на ЧСЗ ничего уже нельзя строить, — предприятие, дескать, разрушено. Как думаете вы? - Строить-то можно, но не такие корабли, как раньше. Во-первых, специалистов высокой квалификации для военного кораблестроения уже немного. Во-вторых, воссоздать необходимую инфраструктуру для строительства военных заказов, которая была утрачена с развалом СССР, в кратчайшие сроки невозможно. Чтобы воссоздать все в полном объеме, нужны годы, если не десятилетия. Прежде всего надо иметь государственную программу судостроения или хотя бы портфель заказов на десять лет по каждому судостроительному заводу. Украине, с одной стороны, военное судостроение не нужно: мы ограничены Черным морем и не являемся той державой, которой крайне необходимо выходить в океаны. С другой стороны, и рыболовецкий флот, который был при Союзе, опять-таки Украине не нужен. Воссоздавать Черноморское пароходство? Это проблематично. - А как обстоят дела на остальных двух судостроительных заводах? - «Судостроительный завод им. 61 коммунара» находится в очень сложном положении — у него нет заказов. Если вопрос будет стоять о том, что какой-либо инвестор предложит нашему правительству нормальную программу вывода завода из кризиса, тогда, естественно, будет рассматриваться вопрос о приватизации. Мое личное мнение: я не думаю, что это было бы правильно, потому что мы уже имеем опыт. И, если «Океан», куда пришел инвестор, строит не такие серьезные суда, как раньше, но все-таки работает, то ЧСЗ приватизация на пользу не пошла. - То есть особых надежд на судостроение мы не возлагаем? - К сожалению. Как я уже говорил, у нас нет четкой программы развития судостроительной отрасли с привлечением заказчиков мирового уровня. Очень большую роль для возрождения этой отрасли в Николаеве играют политические отношения с Россией как потенциальным исключительно кредитоспособным заказчиком. Но самое главное — люди разбежались. Много лет уже не готовят судостроителей рабочих специальностей, а были у нас шикарные ПТУ. Кроме того, разрушены династии, традиции, которые существовали в бригадах, связь поколений. Все надо начинать практически «с нуля». «ПЕРЕГРЕВ» ЭКОНОМИКИ ПРОИЗОШЕЛ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ - В январе-сентябре нынешнего года против января-сентября 2008 г. в Николаеве сокращено производство большинства видов пищевых продуктов и напитков. Существенно сократилось производство мясной продукции. Колбасных изделий произвели меньше на 20,4%. На предприятиях машиностроения также отмечено сокращение производства большинства основных видов продукции. Уменьшился выпуск оборудования для фильтрования и очистки других жидкостей — на 90,7%. В металлургическом производстве и в производстве готовых металлических изделий уменьшилось производство большинства видов металлических изделий: других конструкций, частей конструкций из черных металлов и алюминия — на 79,6%, сборных строительных конструкций из чугуна и стали — на 57,8%. Это официальные данные управления экономики и инвестиций горисполкома. Но хотелось бы выяснить, какие отрасли, кроме судостроительной, из представленных в городе — от кризиса пострадали больше всего? - Легкая промышленность, за редким исключением, у нас неконкурентоспособна, и у наших предприятий дела обстоят не лучшим образом. Пищевая и перерабатывающая промышленность работают. Неплохо развивается машиностроение, яркий тому пример ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект», — у них есть портфель заказов, и это здорово, потому что конкуренты не дремлют — россияне построили подобный завод у себя. Продолжается плотная работа с заказчиками дальнего зарубежья. Но думать, что делать и как делать, — необходимо все время. На данный момент это одно из тех предприятий, на которых держится город. Порты у нас зажаты каналом до такой степени, что они, по сравнению с одесскими открытыми портами, являются неконкурентоспособными. Чтобы провести судно типа «панамакс» туда и обратно, надо, как минимум, 90 тыс. долл. Нужно выбирать большие инфраструктурные проекты, такие, которые выведут на конкурентоспособность наши порты и дадут возможность заработать нашим заводам. Но об этом отдельный разговор. Однако больше всего пострадала строительная отрасль. Но я скажу так: даже если бы не было кризиса, она все равно бы пострадала. Это наш менталитет — никто не проводил никакие маркетинговые исследования. Еще далеко до кризиса, лет 5 назад, к чему это приведет, очень хорошо было видно по Киеву, откуда к нам и перекинулось это «квартиростроительство». Так вот, едешь вечером по столице — дом новый стоит, а светится в нем окон 10 всего. Такая и у нас сейчас картина. Я уже не говорю о «недостроях». На самом деле, все логично: строительство не было рассчитано на потребителя. Жилье, причем отличное, за такие цены у нас, в Николаеве, могут приобрести считанные люди. Не был изучен реальный спрос, все надеялись, что будет доступное кредитование под это жилье, но надежды не оправдались. В коммерческом строительстве происходит то же самое: построили офис, и он буквально облеплен предложениями аренды. Многие стройки и вовсе «заморожены». А все просто — произошел «перегрев» экономики в конкретной отрасли. - Кризис начинался с краха финучреждений, но, как утверждают некоторые аналитики, положение в банковском секторе в целом стабилизировалось. Может, жизнь опять «закрутится»? Ваше мнение по этому поводу? - Во-первых, банки сейчас не кредитуют, и этим все сказано. То, что предлагают деньги под 30% — это, извините, не кредит. Если бы была возможность брать кредиты, как принято на «диком Западе» под 3-5%, тогда и стройки были бы закончены, и люди могли бы позволять себе крупные покупки, т.е. механизм нормальной жизнедеятельности был бы запущен. Сейчас у людей денег нет, кредитов нет. Экономику определяет потребитель, спрос, а не предложение. Еще один фактор. По макроэкономическим показателям мы далеки от показателей западных стран. Почему? Мы через западные банки и под гарантии нашего правительства набрали в свое время более чем критическую массу кредитов, а как только в прошлом году на Западе начался кризис, от нас потребовали возврат этих денег. И вот, считайте: у государства было в обороте 170 млрд. «чужих» денег, и их практически одновременно изъяли. Если бы эти деньги работали и приносили прибыль, все было бы иначе. В развитых странах потери активов банков были восполнены из государственных резервов. А Украине — пришлось печатать. Напечатали много, плюс кредиты, государственный долг составляет 18,5 млрд. долларов, еще и кредиты «своих» компаний под государственные гарантии — необеспеченных денег гуляет очень много. Плохо также то, что те, кто имел возможность инвестировать в экономику, называйте их олигархами или как-то еще, неважно, — они свои средства тоже вывели из страны. В оффшорных зонах лежат миллиарды. А деньги нужны, ведь экономика начинает работать, когда есть большой объем капитала, вот тогда стоит задача обеспечить максимальную скорость его оборота. Объем, скорость оборота — тогда все будет нормально. У нас не только объем, но и скорость оборота капитала упала, и надо опять все начинать снова, с конца 90-х. Но экономика государства — это огромная машина с инерцией, которую сразу не запустишь. - Вдобавок ко всему, и это не секрет, «под прикрытием» кризиса идут сокращения, имеет место такое явление, как скрытая безработица. Откуда ж деньги у народа? - В Николаеве пострадали все. Хуже всего, что, как бы мы ни боролись, но идут увольнения, увеличивается скрытая безработица, сокращения рабочего дня и рабочей недели. Мы стараемся убеждать наших руководителей, предпринимателей, чтобы свой штат они держали всеми возможными способами, пусть на четверть ставки, пусть каким-либо другим образом, но — чтобы люди были на работе. Рано или поздно это все закончится. С другой стороны, именно чрезвычайные обстоятельства дают возможность найти те ниши, которые мы еще не рассматривали и даже не догадывались, что там что-то можно делать, т.е. развернуть предпринимательскую деятельность. НАДО ЗАБЫВАТЬ О «НАКАТАННЫХ» ПУТЯХ - Даже в таком случае, если цифры, отражающие состояние промышленного сектора, как «средняя температура по больнице», являются более или менее нормальными, и спад производства в целом нельзя назвать катастрофическим, все равно надо что-то делать. Что? - В первую очередь сейчас, в это кризисное время, надо забыть о «накатанных» путях, пробуксовывающих в кризисное время, и посмотреть, что можно делать, какое направление перспективно. Возьмем, например, энергосбережение. В ближайшей перспективе у нас будет открываться завод по производству биотоплива. Наш инвестор — Украинская биотопливная компания, производящая биотопливо из лузги подсолнуха с добавлением твердой породы дерева. Мы планируем наши бюджетные организации перевести на этот вид топлива, ибо энергоресурсы, хотим мы этого или нет, будут дорожать, и чем дальше, тем больше. Вот такие, пусть «узкие» направления, дают возможность развивать средний и малый бизнес. А дальше тоже пойдет развитие по этому направлению — производство, например, котлов для этого топлива, которые вполне возможно делать у нас, и т.д. и т.п. Еще один проект, который сейчас прорабатывается — комплексная адаптация домов серии 96-К на энергоэффективное потребление ресурсов. В чем смысл? Во-первых, идет термосанация зданий, термоизоляция стен, замена окон, всей системы отопления и водоснабжения, переход на отопление и горячее водоснабжение тепловыми насосами, что позволит исключить потребление природного газа. Проект является пилотным в масштабах Украины и отмечен грамотой на конкурсе проектов по энергосбережению. Почему мы выбрали именно это направление? Потому что в Украине практически 60% домов именно этой серии, и основные проблемы сконцентрированы именно там. Когда были дешевые теплоносители, можно было топить и дома, и воздух — но сейчас времена изменились. Это направление, во-первых, дает социально-экономический эффект, а, во-вторых, меняет в некоторой степени структуру нашей промышленности. - Каким образом? - Кроме прочего, это открывает новые направления деятельности наших предприятий. Например, у нас работает производственное объединение «Экватор». В советское время это было серьезное производство климатических установок для кораблей и подводных лодок. Это предприятие и сейчас поддерживает контакты с россиянами, у него есть заказы, но надо развивать основное направление. Возвращаясь к вышеизложенному пилотному проекту — только для его осуществления нам надо 12 тепловых насосов малой мощности и 1 большой. Их бы мог изготовить наш «Экватор». Предприятие это может сделать, но надо сначала найти инвестора, своими силами не потянут — не хватает оборотных средств. Можно попробовать взять кредит через те коммерческие банки, которые к нам зашли, например, Чешский коммерческий банк, который предлагает проектам стоимостью свыше 30 млн. евро свое финансирование под 5%. Это уже нормально. Если предприятие не проявит заинтересованности, то мы вынуждены будем все эти установки закупать то ли у чехов, то ли у «Данфоса», то ли у японцев, что будет значительно дороже. Возможности есть. Да, мы их ищем с трудом — ну, не хотят к нам в Украину идти инвесторы прежде всего из-за политической ситуации в стране. А должны быть гарантии. Но мы не сидим сложа руки. Будем надеяться, что после выборов ситуация стабилизируется, однако это уже не наша компетенция. С другой стороны, я считаю, что не надо особо заглядываться на государство. Может, все-таки ему хватит мудрости, чтобы эти 30%, что обещают отдать в местные бюджеты, — отдадут, чтобы мы могли пользоваться своими деньгами. 1 млрд. грн. для полумиллионного города — это маленький бюджет, только и хватает, что залатать существующие дыры. Местные власти, и с этим надо согласиться, стараются: мы не первую зиму в тепле, город не загажен, у нас нет порывов, как были когда-то, когда по всему городу текла вода. Малый бизнес не обижен, и, как уже было сказано, в структуре промышленности занимает приблизительно 60%. Это не то, чтобы хороший показатель, это — правильный показатель. - Сегодня, как и в 90-е годы, половина николаевцев торгуют, половина покупают. Это разве бизнес? - Это ж хорошо — даже в кризис идет оборот капитала. Есть страны, которые живут только за счет торговли, у них нет своих ископаемых, никогда не было индустрии. Мы не говорим сейчас о Китае — это пример правильной экономики и, кстати, правильной политической системы. Там присутствуют тоталитарная политическая система и относительно либеральная экономика. Помните, как было у нас: предприятия группы «А» составляли тяжелую промышленность, группу «Б» — легкую. Так вот, китайцы группу «Б» отпустили, плюс — создали инвестиционный климат для прихода западных инвесторов. Группу «А», т.е. стратегические предприятия и отрасли, держит государство, а по «Б» — идет четкий контроль. Там не один предприниматель, нарушивший налоговое законодательство, пострадал по высшей мере, зато есть порядок. Китайская экономика показала, что такая система работает и практически не подвержена кризису. Еще одно — когда китайский товар в связи с финансовым кризисом перестал уходить на экспорт, государство просто-напросто раздало не субвенции банкам, как сделали на Западе, а дотации непосредственно населению. И люди пошли в магазины покупать товары — жизнь не то, что закрутилась, она просто не останавливалась. Таким образом, китайцы обеспечили рынок для своих же предприятий, и сегодня опять предлагают всему миру свой товар, потому что предприятия продолжают работать. У нас же «угробили» и группу «А», и группу «Б». ДЛЯ НАС КРИЗИС ПРОДОЛЖАЕТСЯ - Не очень веселая картина в целом получается. Что же делать? - Надо идти на компромиссы, надо идти на уступки, надо с чего-то начинать. В этой связи вспоминается опять-таки история 90-х годов. В свое время, в 95-м или 96-м году, вместе с директором пивзавода «Янтарь» Валерием Аркадьевичем Бажовым мы в Лондоне занимались продажей контрольного пакета акций завода. С большим трудом договорились продать его за 7,5 млн. долл. Это сумма очень маленькая по нынешним временам, тогда же это были сумасшедшие деньги. Что там говорить — тогда страна вообще лежала в руинах, «шоковой терапией» были вымыты все оборотные средства предприятий. Не за что было купить сырье для производства продукции. Фирмой-инвестором (между прочим, это был английский пенсионный фонд с капиталом 3 млрд фунтов стерлингов) — 680 млн. долларов было выделено для рисковых инвестиций. Они зашли к нам в Украину, в Россию. Первым делом в наш пивзавод плюс к 7,5 млн. долл. они вложили еще около 14 млн. долл. для доведения предприятия до нормального уровня, а затем за 35-45 млн. (точная цифра — коммерческая тайна) продали фирме «СанИнтербрю», которая непосредственно занимается пивным бизнесом. Таким образом, английские пенсионеры заработали добавку «на хлеб с маслом». А помните, как начал развиваться новый ассортимент пива? Появилось «Николаевское», «Адмиральское», «Вечерний Николаев», «Черный принц» — это сразу был совершенно другой уровень качества. Эта же фирма, которая инвестировала в наше предприятие, то же самое пыталась проделать с одесским пивзаводом «Черноморец», но там проиграла. Бизнес — штука рисковая, где есть и победы, и поражения. Но без риска не бывает побед. - И все-таки, что нас ждет в году будущем? - В следующем году жить будет сложнее. Во-первых, предвыборные просчеты, потуги удержать все и вся в угоду избирателям, — вылезут в новом году. Это ведь политические игрища — когда, закупая по европейским ценам (а то и выше) энергоносители, население платит за них по самым низким тарифам, даже по сравнению с Россией. Это неправильно, и мы вынуждены будем переходить на режим жесткой экономии. Я, например, не завидую новому правительству, премьер-министру, президенту, но так расточительно, как мы сегодня живем, жить нельзя. На Западе некоторые экономисты говорят, что у них уже заканчивается кризис в финансовой системе. Скорей всего, так и есть, они вбрасывали в свои экономики дополнительные средства, но я сомневаюсь, что они будут кредитовать нашу экономику и наши оборотные средства. Поэтому для нас кризис продолжается, — я не вижу объективных оснований заявлять, что он закончится, к примеру, 31 декабря 2010 года. БУДЕМ ЖИТЬ! - Однако не хотелось бы разговор заканчивать на пессимистической ноте, — продолжает Вячеслав Ярошенко. — На протяжении 2009 года проведена соответствующая работа по формированию базы данных инвестиционных проектов и предложений относительно решения вопросов улучшения социально-экономического состояния города. Сформирован инвестиционный портфель, в состав которого вошел 31 инвестиционный проект, поступивший от заинтересованных организаций всех форм собственности. Эти проекты касаются наиважнейших сфер жизнедеятельности города и направлены на улучшение условий жизни горожан. В частности к рассмотрению предложены проекты модернизации систем водоснабжения и водоотвода в г. Николаеве, строительство новых очистных сооружений канализации. Эксперты Дунайско-Черноморской целевой группы европейской комиссии (DABLAS), разрабатывая проект «Модернизация систем водоснабжения и водоотвода г. Николаева» при содействии городского головы В.Д.Чайки, депутатского корпуса Николаевского городского совета, специалистов Министерства окружающей среды Украины, на протяжении 2006 года изучили систему водоснабжения и водоотвода города, сформулировав предложения Европейскому инвестиционному банку относительно финансирования проекта. Общая стоимость проекта 27,29 млн. евро. Из них 3,12 млн. евро составляет грант ЕС, 15,54 млн. евро — кредит Европейского инвестиционного банка, 780 тыс. евро — грант ЕС на техническую помощь консультантов, 7,85 млн. евро — собственные средства предприятия. Николаевский городской совет проводит работу по подготовке проекта «Сооружение мостового перехода через р. Южный Буг в г. Николаеве» за счет займа по линии официальной помощи развития правительства Японии. 17 июня 2009 года согласно распоряжению Кабинета Министров Украины № 684-р ответственным исполнителем этого инвестиционного проекта определен «Укравтодор». Данным распоряжением образована также рабочая группа по вопросам проектирования и строительства мостового перехода. Исполкомом Николаевского городского совета направлено письмо к Министерству иностранных дел Украины для подготовки письма Премьер-министра Украины к правительству Японии относительно финансирования проекта «Сооружение мостового перехода через р. Южный Буг в г. Николаеве» (№7589/509-14-17 от 17.07.09). 15 декабря 2009 года в мэрии состоялось совещание по вопросам строительства мостового перехода через р. Южный Буг. В мероприятии приняли участие представители исполкома Николаевского горсовета и облгосадминистрации, представители «Укравтодора» и проектных институтов, которые разрабатывали ТЭО к проекту, а также представители японского агентства по международному сотрудничеству. На данный момент необходимо решить вопрос обновления ТЭО проекта и выбор типа конструкции моста. Жизненно важным условием развития и процветания Николаева является переход от захоронения на городском полигоне твердых бытовых отходов к их экологически чистой переработке. Неоднократно заинтересованными предприятиями проводились презентации разнообразных проектов сооружения в Николаеве мусороперерабатывающего комплекса, на которые приглашались специалисты департамента ЖКХ, депутаты горсовета, представители СМИ. С целью определения наиболее эффективного и экологически безопасного проекта распоряжением городского головы №383р от 23.07.08 была создана рабочая группа в составе ведущих специалистов по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды, экологии и ресурсосбережения, депутатов горсовета, руководителей государственной санитарной службы, руководителей подразделений горисполкома. С начала своей деятельности рабочей группой рассмотрено 18 проектов строительства мусороперерабатывающего комплекса в Николаеве, представленных предприятиями Николаева и других городов Украины. Ключевые условия приемлемости проекта — безопасность процесса переработки ТБО, минимизация отрицательного влияния на окружающую среду и размер тарифа на прием ТБО мусороперерабатывающим комплексом, который не должен превысить действующий в городе тариф на захоронение ТБО. Городская власть заинтересована в реализации проекта, поэтому тщательно изучает эти предложения. Длится активный поиск инвесторов для реализации проекта «Строительство линии скоростного троллейбусного маршрута «Автовокзал — ОАО «Вадан Ярдс «Океан» и др. На 2010 год проект включен в кредитный портфель Чешского коммерческого банка на льготных условиях кредитования. Как видите, городские власти «не ждут милости от природы», не сидят сложа руки и при активной поддержке николаевцев способны обеспечить уверенность в завтрашнем дне. Будем жить! Автор: Беседовала Агита Исайкина.
|
Пошук:
Сергій Токарєв
Інвестиційний фонд Roosh Ventures нещодавно став одним з інвесторів американського стартапу Toothio, який допомагає приватним стоматологічним клінікам та організаціям знаходити кваліфікованих співробітників. Портал надає доступ до бази, в якій є понад 30 000 фахівців.
Український гурт «Давня Казка» презентує новий трек «Будьмо» та кліп до нього — історію, яка надихає на віру в краще навіть у найскладніші часи. Пісня стала музичним маніфестом незламності, гумору та оптимізму, який допомагає українцям триматися разом.
Останні моніторинги:
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
|
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.015 |