|
ПЫЛЬНЫЕ БУРИ НА УЛИЦЕ ЗАВОДСКОЙ
11.02.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 17(2880) / Тираж: 7500
...Ну и газетка у вас, — гремел голос в телефонной трубке. — Все пишете, как хорошо морской порт работает. Прибыль, видите ли, у него за прошлый год большая. А вы знаете, как эта прибыль зарабатывается, как страдаем мы — жители соседних с портом домов? Из-за порта мы не можем спокойно жить. И куда только не обращались... Почему вы об этом не напишете?!» Корреспондент отправился на задание. И, как выяснилось, тем, кто живет на ул. Заводской в районе морпорта, действительно трудно защитить свои интересы. - Посмотрите, от нашего дома до причальной стенки нет и двухсот метров, а до забора порта — вообще метров двадцать, — говорит стоящая на балконе своей квартиры жительница трехэтажки по ул. Заводской, 13 Наталья Грибкова. — Здесь все как на ладони. Вон та куча железорудного концентрата лежит примерно на границе между третьим и четвертым причалом. Но она совсем маленькая. А видели бы вы, как здесь пылило в прошлом году... Дома на ул. Заводской №№ 13-21 были построены в послевоенные годы для расселения самих же портовиков. Но раньше тот факт, что погрузочно-разгрузочные работы ведутся на расстоянии всего 180 — 200 метров от жилья, никого не смущал. Ведь здесь традиционно работали с генеральными (т. е. штучными) грузами. Естественно, пыли от них не было. Часть нынешней территории порта занимали старый элеватор, построенный еще в конце позапрошлого века, морвокзал и лодочная станция. Впоследствии порт решил расширяться: элеватор взорвали, морвокзал закрыли, а лодочную станцию снесли. Освободившуюся территорию определили под стивидорные операции. Поначалу все шло чинно-благородно. Но постепенно жильцы близлежащих домов стали замечать, что номенклатура грузов меняется в неприятную для них сторону. Место генеральных все больше стали занимать навалочные грузы, в том числе доставляющие неприятности жителям соседних домов — угольная шихта и железорудный концентрат (ЖРК). - Я живу здесь всю жизнь, -продолжает Наталья Григорьевна. — Ни в советское время, ни в годы независимости вблизи от домов портовиков навалочных грузов не перерабатывали, и железорудный комплекс был специально построен подальше от жилья. Потом он переориентировался на калийные удобрения, а в прошлом году — на зерно. Но если там погрузка ведется закрытым способом, то у нас, на третьем и четвертом причалах — дедовскими методами: портовый кран ковшом перелопачивает кучу груза, распространяя облако пыли на сотни метров вокруг. С таким портом нас в Евросоюз точно не примут. С апреля прошлого года грузопоток шихты и ЖРК значительно увеличился. По словам жителей этой части ул. Заводской, для них настали «веселые» денечки. Стоило при переработке пылящих навалочных грузов подуть ветру в направлении домов, как сопутствующая переработке пыль стелилась поземкой и покрывала территорию микрорайона: оседала на окнах, балконах, подоконниках, сохнущем белье, на мебели, полах и домашней утвари, во дворах, на детских площадках, зеленых насаждениях и даже на шерсти домашних животных. Жители улицы быстро научились ориентироваться: если пыль черная -это угольная шихта, если рыжая — железорудный концентрат. Надобно сказать, что те, кто живет в этих злополучных домах, — далеко не скандалисты. Повторимся, среди них — нынешние и бывшие портовики. «Понятно, администрация порта хочет зарабатывать деньги, — говорят они. — Пусть работают, но соблюдают технологию и учитывают наши интересы». И правда, ведь не жалуются люди, например, на уровень шума, хотя порт работает и днем и ночью, здесь все постоянно гудит, грохочет, работает громкая связь на судах, стучат стыками рельсов железнодорожные вагоны. А по ночам громко лают и воют собаки, видимо, охраняющие территорию. Люди понимают: такое уж у них соседство, и тут ничего не поделаешь. Но зачем же заставлять их глотать разноцветную завозную пыль? - Эти проблемы начались еще года два назад, но в прошлом году нас поставили вообще в невыносимые условия, -рассказывает 80-летняя жительница злополучного микрорайона Ольга Костарева. — Когда ветер дул в нашу сторону, приходилось закрывать окна и форточки, но пыль все равно проникала в квартиру. На улицу выйти тоже невозможно. У меня сердечная и легочная недостаточность от этой пыли у меня перехватывает дыхание. И таких пенсионеров, как я, здесь много. Сейчас зима, влажность высокая, да и работу с этими грузами вроде бы свернули. Но мы боимся, что с наступлением весны все повторится. Разумеется, в такой ситуации недовольство людей быстро достигло точки кипения. И, как обычно бывает, появились активисты, возглавившие борьбу за право людей дышать чистым воздухом. Коллективные письма жильцов Заводской со многими десятками подписей были направлены в облгосадминистрацию, горисполком, Госэкоинспекцию по охране окружающей среды северо-западного региона Черного моря. Началась длительная переписка с портовой СЭС, Минтранссвязи, Минэкологии, прокуратурой, которую вела Наталья Грибкова Сколько она отправила писем и получила ответов — не счесть. А ведь каждое заказное письмо с уведомлением стоит 6 грн. - Нам отвечали, что в порту якобы все в порядке, были небольшие нарушения, но их устранили, — вспоминает она. — Сообщили и о том, что составлен график решения данного вопроса. Я просила ознакомить нас с ним, но жильцам его так никто и не предоставил, мол, это внутренняя документация порта. Единственный реальный результат заключался в том, что Государственная экологическая инспекция северо-западного региона Черного моря в июле вынесла решение о временном запрете перегрузки железорудных окатышей на причале №3 ГП «Николаевский морской торговый порт». Но пыль как летела, так и продолжила лететь. А все «усовершенствования» технологии свелись к тому, что кучи пылящих навалочных грузов начали эпизодически поливать из шлангов водой. Но это помогало мало. При сильном ветре, бывало, пыль достигала даже улицы Скороходова. Есть смысл процитировать отдельные выдержки из переписки жильцов с инстанциями. Так, в августе начальник Госэкоинспекции С. Лихачев сообщает заявителям, что его структурой была проведена внеплановая проверка стивидорной компании, арендующей причалы у порта. «У ході перевірки були встановлені ряд порушень технологічного процесу перевантаження залізорудних окатишів які і призводили до підвищеного пиління. Винні особи притягнуті до адміністративної відповідальності... винесено рішення про тимчасову заборону діяльності по перевантаженню залізорудних окатишів на причалі №3». (Стилистика и орфография оригинала сохранены. -Авт.). Однако в том же месяце по просьбе жителей представители ряда партий и общественных организаций города, включая депутата горсовета от КПУ Е.Свинарчук, составили «Акт о нарушении требований природоохранного законодательства на территории Николаевского морского торгового порта», в котором отмечено, что в августе на территории порта в районе жилых домов по ул. Заводской,13 и 15 продолжалась разгрузка ЖРК открытым способом. «Завантаження здійснювалось трьома кранами. З грейферів кранів просипався вантаж, що свідчить про їх несправність. При цьому зрошення ЗРК водою в процесі розвантаження проводилося під одним краном... Пил, який утворювався при розвантаженні, підіймався на висоту до 15 м і розносився на відстань до 300 м... пил лягає на балкони, вікна житлових будинків, проникає до житлових помешкань... осідає на дитячих майданчиках, зелених насадженнях та елементах благоустрою двору». Тем не менее в письме замначальника НМТП С. Колтыпина от 1 сентября 2009 г. утверждается, что, хотя ...на причале №3 порт действительно эпизодически в 2009 году перегружал окатыши железорудные» и «груз в соответствии с прилагаемым сертификатом качества отправителя не является опасным», тем не менее на причале №4 перегрузка окатышей не производилась и «более месяца окатыш на причале №3 не перегружается». Если он не перегружался, что же тогда пылило на причале в августе? Окатыши, может, и не перегружались, но рудный концентрат может производиться ГОКами не только в виде окатышей, но и более мелких фракций. «Они-то как раз и пылят. А что касается прилагаемого к письму сертификата качества Лебединского ГОКа (Россия), датирован он февралем, тогда как сами жильцы во всех письмах упоминают, что проблемы с пылью у них начались с апреля. Да и по поводу безопасности -никто не утверждает, что эти грузы радиационно- или взрывопожароопасны. Вовсе нет, речь не об их опасности, а о несовершенной технологии перегрузки, наносящей вред обитателям соседних домов. Ведь и в кастрюле совершенно чистой и полезной питьевой воды можно человека утопить. Бывшим и нынешним портовикам, которые здесь живут, не нужны никакие письма и заверения: они сами видят все своими глазами — кто, работая в порту, а кто просто из окна. Так, несмотря на все опровержения, уже в октябре теплоход «Mexico City», а в ноябре «Atlantic Него» выгрузили на злополучных причалах несколько десятков тысяч тонн угольной шихты. - Я пишу в Киев по всем министерствам о наших проблемах, мне отвечают, что возле наших домов переработка навалочных грузов не ведется, — говорит Наталья Грибкова. — Тогда я из окна фотографирую эти терриконы навалочных грузов и отправляю им фото, но толку все равно никакого. Неужели нам так и не дадут жить по-человечески? Чтобы было понятно, сам порт не выполняет стивидорные работы. По действующему законодательству земля, где расположены причалы №3 и №4, принадлежит городской общине и находится у порта в аренде. А у порта причалы, в свою очередь, арендует ООО «СК «Никмет-терминал». Можно, конечно, порассуждать о социальной ответственности бизнеса и прочих приятных, хотя и малоосязаемых вещах. Но вопрос стоит ребром: нужен ли городской общине такой арендатор, который засыпает представителей той же городской общины угольной и рудной пылью? Кстати, в отношении городского совета у жителей микрорайона по ул. Заводской есть, как говорится, вопросы. И главный из них: почему такое происходит в Николаеве, на городской земле? Депутаты дружно отстаивают интересы жителей города, которым не нравится запах жареного подсолнечника, исходящий из завода «Экотранс» возле речпорта, но когда речь заходит о защите интересов таких же жителей, которые вынуждены дышать рудной и угольной пылью, отстирывать вещи, отмывать собак и котов, аналогичного энтузиазма почему-то не чувствуется. Так, по крайней мере, считают активисты инициативной группы с ул. Заводской. В целом свои проблемы они стараются решать сами. Осенью, к примеру, провели субботник: убирали территорию, высаживали деревья и кустарники. Но есть вопросы, которые самостоятельно им решить не под силу. И проблема перегрузки судовых партий ЖРК и угольной шихты прямо перед окнами домов — из их числа. Сейчас эта деятельность приостановлена. Но разуверившиеся во всём и во всех жильцы микрорайона опасаются, что с наступлением весны ситуация может повториться. И снова их дома и дворы будет затягивать рыжая и черная поземка — в зависимости от того, что в этот момент грузят в порту. Автор: С. Радишевский.
|
Пошук:
Сергій Токарєв
Інвестиційний фонд Roosh Ventures нещодавно став одним з інвесторів американського стартапу Toothio, який допомагає приватним стоматологічним клінікам та організаціям знаходити кваліфікованих співробітників. Портал надає доступ до бази, в якій є понад 30 000 фахівців.
Український гурт «Давня Казка» презентує новий трек «Будьмо» та кліп до нього — історію, яка надихає на віру в краще навіть у найскладніші часи. Пісня стала музичним маніфестом незламності, гумору та оптимізму, який допомагає українцям триматися разом.
Останні моніторинги:
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
|
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.017 |