|
Жизнь, посвященная хору
25.02.2010 / Газета: Южная правда / № 22(22612) / Тираж: 24600
Невосполнимой утратой для николаевской музыкальной общественности стала трагическая гибель выдающегося хормейстера и дирижера, талантливого педагога-новатора Светланы Григорьевны Фоминых. За весомый вклад в развитие современного хорового искусства Она посмертно награждена орденом «За заслуги» І степ ени. Николаевщина по праву гордится своими талантами. В их числе — один из ведущих хоровых коллективов Украины и Европейского хорового содружества — лауреат престижных национальных и международных конкурсов и фестивалей женский академический хор Николаевского государственного высшего училища культуры. Его создателем и бессменным руководителем на протяжении почти 35 лет была лауреат Национальной премии имени Т. Г. Шевченко и премии имени Н. Н. Аркаса, заслуженный работник культуры Украины, доцент, теперь уже полный кавалер ордена «За заслуги» Светлана Григорьевна Фоминых. В основе творческих достижений коллектива — профессиональное мастерство, индивидуальность, целенаправленность и настойчивый труд его руководителя. Жизненный и творческий путь хормейстера начался в России. Она родилась 11 марта 1940 года в городе Калинине (в настоящее время г. Тверь). Талант Светланы Григорьевны проявился рано. Подростком она пела в Доме культуры железнодорожников родного города, удивляя слушателей широтой вокального диапазона. Результатом этого увлечения стало поступление (в 1959 г.) на вокальное отделение Калининского музыкального училища. Впоследствии, почувствовав призвание хормейстера, она переходит на дирижерское отделение и возглавляет самодеятельный хоровой коллектив Калининской академии противовоздушной обороны. В начале 70-х по окончании дирижерско-хорового факультета Московского государственного института культуры начинает творческую деятельность в Николаеве, в частности, возглавляет детский хор Дома культуры имени 40-летия Октября, преподает хоровые дисциплины в культурно-просветительном училище. С 1974 по 2003 год С. Г. Фоминых возглавляет цикловую комиссию академических хоровых дисциплин. Созданный в 1975 году учебный академический хор дирижерско-хорового отдела училища под ее руководством становится очагом пропаганды музыки и активно содействует развитию современного хорового искусства на Николаевщине. Первые шаги хора достаточно сдержанны. По мере накопления опыта и навыков постепенно совершенствуется исполнительское мастерство коллектива. Хор начал выступать на николаевских сценах, радио и телевидении. Впоследствии он становится дипломантом Республиканского музыкального конкурса высших и средних специальных учебных заведений, призером Республиканского праздника народного творчества в Тернополе, лауреатом Всесоюзного фестиваля, посвященного 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Творческие достижения коллектива отмечены Грамотами Министерства культуры и Музыкального общества УССР. Международные творческие контакты С. Г. Фоминых (в составе Академической хоровой капеллы Николаевского государственного высшего музыкального училища «Сонячний струм») на XI Международном конкурсе современной хоровой музыки имени Б. Бартока (г. Дебрецен, Венгрия, 1984 г.) стали стимулирующим фактором творческого сознания дирижера и изменения творческого направления коллектива. По мнению С. Г. Фоминых, «с этого момента началась новая эпоха хоровой музыки в Николаеве». Уже в конце 80-х прогрессивный хормейстер уверенно утверждается в общенациональном пространстве. Академический женский хор под ее руководством получил ряд побед на престижных хоровых ассамблеях мирового уровня. Как известно, эти конкурсы — одно из самых сложных творческих соревнований хоровых коллективов мира. В частности, по условиям вышеуказанного Международного конкурса им. Бела Бартока (Дебрецен) запрещалось исполнение хоровой классики, программа состояла исключительно из хорового наследия второй половины XX века. Это ставило перед исполнителями ряд серьезных творческих заданий в выборе репертуара, трактовке, использовании художественных средств. Хор под руководством С. Г. Фоминых успешно выступил в номинации академических хоров, где опередил 33 коллектива из 26 стран мира (Венгрия, Япония, Голландия, Норвегия, Италия, ЮАР) и пять украинских хоров-конкурсантов. Удачное использование средств театрализации произвело яркое впечатление на слушателей и жюри. Николаевцы награждены дипломом за исполнение фольклорного произведения и призом дирижеру за лучшую интерпретацию обязательного произведения венгерского композитора Золтана Кодая «Ночь в горах». Еще один пример — состязание с лучшими хорами восемнадцати стран на XXIII Международном конкурсе в г. Туре (Франция, 1995 г.). В престижном мероприятии приняли участие 28 коллективов. Достаточно жесткие условия конкурса — ежедневные выступления обязательно с новой программой, единые требования для хоров всех типов, неполный состав коллектива (из 50 хористок выступало только 30) — не помешали победам в двух номинациях — женских хоров и произвольных программ (II и III место). В числе четырех финалистов николаевский женский хор вышел в заключительный тур, где завоевал Гран-при и денежную премию. Художественный руководитель и дирижер считала, что секрет успеха ее коллектива в постоянной работе над новыми произведениями, в поисках новых выразительных средств. Хор принимал участие в многочисленных концертах и фестивалях: «Славянском базаре» (Беларусь), «Музыкальных премьерах сезона», «Киев-мюзик-фест» и других. Об одном из таких выступлений искусствовед Г. Конькова писала: «Настоящим подарком многочисленным поклонникам хорового искусства стало выступление лауреата многих международных конкурсов, широко известного женского хора из Николаева под управлением Светланы Фоминых. Изысканно театральным, вдумчивым исполнением отмечалась премьера нового произведения Л. Дичко «Місячне сяйво» на тексты японской поэзии. С. Фоминых удачно использовала при этом новейшие средства выразительности — интонационно-ладовые, сонорные и ритмические. Прекрасно прозвучали также произведения Мераба Гагнидзе (Грузия), Красимира Кюрчински (Болгария) и фрагмент «Всенощного бдения» С. Рахманинова. Без преувеличения можно сказать, что такой украинской хоровой музыки мы еще не слышали, как и такой искусной интерпретации». Традиционно, хор под руководством Светланы Фоминых давал ежегодные открытые концерты в Николаеве. Эти выступления демонстрировали «виртуозное владение современными приемами техники исполнения, взвешенность тембровых красок хора, идеальную чистоту звучания» (О. Петренко). «Капелла настолько своеобразна творческой манерой и мастерством, что о ней можно говорить, считают специалисты, как об уникальном явлении в истории украинского хорового музыкального искусства, — писала местная пресса, — Именно Николаев благодаря «хору Фоминых» можно назвать сейчас одним из первых и наиболее реальных центров хорового исполнительства, по крайней мере — на юге Украины». За высокие творческие достижения коллектив получил звание народного (1988 г.), а его руководитель — доцент, заслуженный работник культуры Украины С. Г. Фоминых стала лауреатом Национальной премии имени Т. Г. Шевченко (1993 г.). Профессиональное мастерство дирижера неоднократно отмечено на престижных национальных и международных конкурсах, в частности, премией за дирижерское мастерство (г. Целье, Югославия, 1987 г.), дипломом Союза композиторов Болгарии «Лучшему дирижеру конкурса» (г. Силистра, Болгария, 1988 г.), дипломом за высокий уровень профессионального мастерства (г. Киев, Украина, 1989 г.), призом лучшему дирижеру конкурса (г. Варна, Болгария, 1989 г.), дипломом Союза композиторов Украины за творческий вклад в развитие национального хорового искусства (г. Киев, Украина, 1993 г.). Светлана Фоминых удостоена звания «Человек года-1997». Многочисленные награды стали стимулирующим фактором для последующей плодотворной работы дирижера. В 1998 году ее коллектив активно концертирует по Украине, в частности, принимает участие в праздничном концерте к 80-летию Академии наук, в Украинском музыкальном фестивале, в фестивале «Прем'єри сезону» (за сольный концерт получили благодарность Союза композиторов), в праздновании 50-летия украинского композитора В. С. Мужчиля (г. Днепропетровск), в хоровом фестивале «Золотоверхий Київ». В этом же году Светлана Григорьевна возглавила жюри Международного хорового фестиваля «Южная Пальмира» (г. Одесса), удостоена высокой награды Президента Украины — ордена «За заслуги» III степени, получила звание доцента. В основе этих успехов — творческий стиль хормейстера. Светлана Фоминых — это, во-первых, утонченный музыкант и профессионал высокого уровня. Она экономно использовала дирижерские жесты и приемы руководства хоровым коллективом, весь многочисленный фонд дирижерского искусства. Ее жесты конкретны, правильны, эмоционально наполнены. В них ощущалась воля интерпретатора, музыкальная чувственность, в целом высокая дирижерская культура. Это помогало донести до слушателя вроде бы «легкость» исполняемых хоровых партий, их ансамблевую согласованность, четкую фразировку, разноцветность тембров в условиях однородного состава. Ее хор — словно единый многоголосый музыкальный инструмент, полностью подвластный воле дирижера, чутко реагирующий на пластичные жесты рук и выразительную мимику. Отдельным направлением работы коллектива была обработка украинского классического хорового наследия, в частности, украинских народных песен Н. Лысенко, Н. Леонтовича, Б. Лятошинского, а также фольклорных песен других народов мира. С. Г. Фоминых — это одновременно и аккумулятор традиций, и смелый новатор. В творческой исполнительской интерпретации она склонялась к воплощению глубинной философской тематики онтологического содержания. Особое значение хор придавал исполнению культовой, духовной музыки как канонического, так и неканонического назначения. В его репертуаре получили индивидуальное исполнительское прочтение произведения Д. Бортнянского, в частности, «Достойно есть» и «Херувимская песня № 7», современная церковно-каноническая музыка (1-я Литургия Святого Иоанна Златоуста для женского хора Л. Дычко). Большое значение в репертуаре приобретают духовные произведения западноевропейских классиков И.-С. Баха, А. Вивальди, хоровые циклы Д. Верди («Четыре духовных произведения»), российская классическая музыка (Н. Римский-Корсаков, П. Чесноков), итальянские духовные произведения XVII — XVIII веков, музыка духовного содержания современных украинских авангардных композиторов (В. Рунчак, цикл «На смерть Иисуса»). Относительно исполнения последнего музыкальная пресса отмечала: «Огромный успех у публики имели церковные распевы «На смерть Иисуса», что их как рассказ очевидца о смерти, захоронении и воскресении Иисуса Христа донесли нашему восприятию девушки из Николаева. Их совершенное пение и взволнованные лица произвели впечатление тревоги и сопереживания». В прессе отмечалось, что в ходе VI фестиваля «Золотоверхий Київ» некоторые хоры отказались исполнять «слишком сложную» хоровую музыку В. Рунчака. «В то же время для николаевского женского хора Высшего государственного училища культуры (даже не музыкального) она не была «слишком сложна», эти молодые девушки пели 18 минут «На смерть Иисуса» прекрасно, убедительно! Их педагог и дирижер Светлана Фоминых неоднократно доказывала высокое мастерство ее непрофессионального хора там, где профессионалы не могли справиться». Интерпретация хоровых произведений разных стилей и направлений характеризуется тяготением к использованию синтетических средств исполнения. Важным в этом направлении выступает фактор театрализации: пластика, звуковые эффекты, игровые моменты, использование пространства сцены для мизансцен и движений. Фактически хор вышел на уровень обработки жанра хорового театра. Работа в этом жанре обогатила палитру выразительных возможностей современного хорового искусства, которое требует от хористов сценического мастерства, артистической слаженности. Обозначенные особенности художественного мастерства коллектива сформировали его особенный эстетичный имидж, в котором совмещается безукоризненность хорового пения с комплексом театральных световых и акустических эффектов. В начале XXI века николаевский женский хор во главе со Светланой Фоминых становится неотъемлемой частью общей культуры региона и всей Украины. Ведущий николаевский хормейстер и дирижер С. Г. Фоминых — это целостная художественная личность, в которой совмещались необходимые для хорового дела профессиональные, психологические, эмоциональные, энергетические черты. В работе с коллективом использовала модерн и авангардные передовые методики хорового исполнительства, была аккумулятором традиций и смелым новатором, талантливым интерпретатором и утонченным музыкантом. Ее хор — один из ведущих популяризаторов современной украинской хоровой музыки, стал первым исполнителем ряда произведений современных украинских композиторов и ввел их в художественно-культурное обращение региона, Украины и мира. Дирижер создала собственную систему хорового искусства как синтетического театра хормейстера-актера. Хоровое творчество стало центром ее философии жизни. Творческий стиль и дирижерское искусство Светланы Григорьевны Фоминых признаны на уровне современной мировой культуры. Автор: Наталья КРИЖАНОВСКАЯ, кандидат исторических наук, воспитанница хора
|
Пошук:
Сергій Токарєв
Інвестиційний фонд Roosh Ventures нещодавно став одним з інвесторів американського стартапу Toothio, який допомагає приватним стоматологічним клінікам та організаціям знаходити кваліфікованих співробітників. Портал надає доступ до бази, в якій є понад 30 000 фахівців.
Український гурт «Давня Казка» презентує новий трек «Будьмо» та кліп до нього — історію, яка надихає на віру в краще навіть у найскладніші часи. Пісня стала музичним маніфестом незламності, гумору та оптимізму, який допомагає українцям триматися разом.
Останні моніторинги:
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
|
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.016 |