|
Утекающая проблема
20.04.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 45(2908) / Тираж: 7500
Скоро исполнится 4 года, как в мае 2006-го исполком городского совета принял решение №1081 «Про визначення виконавця послуги з централізованого постачання холодної води і водовідведення для споживачів м.Миколаєва», в соответствии с которым исполнителями услуг по водоснабжению и водоотведению должны стать балансодержатели жилых домов — ОСМД и ЖЭКи. Но данное решение так и не начало исполняться. И вопрос об этом, как 4 года назад, так и сейчас, столь же остро и горячо воспринимается как руководством водоканала, ратующим за жизнь по решению исполкома, как жилищниками, говорящими о несвоевременности данного решения, так и жильцами ОСМД. Это в полной мере продемонстрировал «круглый стол», организованный 9 апреля общественной организацией «Наш город», с привлечением к рассмотрению данной проблемы всех заинтересованных сторон. Позиция водоканала: решение правильное Руководство ГКП «Николаевводоканал» в лице директора предприятия Василия Тельписа и заместителя директора по экономике Николая Петрова уверены: решение было принято правильное. Во-первых, внедрение этого решения в жизнь наконец-то позволит водоканалу получать полную плату за отпущенную потребителям воду. Как говорил В.Тельпис, если определенный дом потребил 5 тыс. кубометров воды, то водоканал должен получить плату за 5 тыс. кубометров воды, а не за, допустим, 4 тысячи кубов или 4,5 тысячи. И заплатить полную плату должен балансодержатель — ЖЭК или ОСМД. «Нас не интересует, промыли ли вы батареи, помыли ли вы лестничные клетки, полили ли газон — вы потратили на это воду. Вода должна быть оплачена», — сказал жилищникам директор ГКП «Николаевводоканал» Василий Тельпис. На сегодняшний момент полная оплата за поставленную воду — это действительно проблема: как сообщил другой участник дискуссии — руководитель областного отделения Всеукраинской ассоциации «Укржилэксплуатация» Сергей Клименко, приблизительно 20% поставленной водоканалом воды так и остается неоплаченной — эта вода «теряется». И страховкой, стимулом для отсутствия этих потерь, воспитанием эффективного собственника жилья, считают в «Николаеводоканале», как раз и является данное решение — мол, теперь ЖЭКи и ОСМД в случае прорыва в подвале водопровода не будут давать воде течь сутками, а мигом помчатся устранять аварию. Просто потому, что вместе с водой будут утекать и их денежки. Во-вторых, это решение правильное потому, что на сегодняшний момент внутридомовые сети находятся на балансе жилищно-эксплуатационных предприятий — ЖЭКов, ОСМД или ЖСК. Средства на содержание внутридомовых сетей заложены в тарифе квартирной платы, а не в тарифе на воду. Посему, как говорили В.Тельпис и Н.Петров, у водоканала просто нет финансового ресурса для содержания этих самых сетей и нет повода ими заниматься. Появиться финансовый ресурс на это у водоканала никак не может: даже в том случае, если ОСМД или ЖЭК захочет передать на баланс водоканалу внутридомовые сети, сделать это будет просто невозможно по законодательству — инженерные сети являются неотъемлемой частью дома и собственностью всех проживающих в нем. И третья причина, о которой было сказано только вскользь, — подписание инвестиционного договора с Европейским Инвестиционным банком о реконструкции водоканала. Как сообщил заместитель директора департамента ЖКХ — начальник управления коммунального хозяйства Валентин Гайдаржи, водоканал — убыточное предприятие, потому что не может в полном объеме получить средства за поставленную воду, поскольку Госинспекция по ценам не принимает расчеты водоканала по тарифам. На сегодняшний момент, по словам В.Гайдаржи, у водоканала более 60 млн. грн. убытков (не считая 20 млн. грн. задолженности населения за потребленные услуги). Однако убыточным предприятиям кредиты вроде бы не дают? Как пояснил Н.Петров, кредит водоканалу ЕИБ дал только потому, что Кабмин принял постановление, предусматривающее другой подход к формированию тарифов на услуги водоснабжения для предприятий, на которые идут инвестиции. Но кредит в любом случае надо отдавать, так что данное решение исполкома, которому вот уже 4 года, — очень кстати и вполне объяснимо. Оно не только защищает интересы коммунального предприятия, но и избавляет его от головной боли «выбивать» каждый месяц полную плату за оказанные услуги. Решение несвоевременное, — говорят жилищники Представители жилищно-эксплуатацонных предприятий и общественных организаций, защищающих интересы жилищников, прекрасно понимают, почему было принято именно такое, а не иное решение. Хотя, как показывает практика, из сложившейся ситуации может быть и иной выход — к примеру, исполнителем услуг по теплоснабжению по решению исполкома горсовета стали теплогенерирующие компании, хотя, наверно, они тоже могли бы вспомнить о том, что внутридомовые сети находятся не у них на балансе, и о том, что полную плату за оказанные услуги они тоже не получают. Но жилищники не говорят о том, что решение исполкома №1081 неправильное — просто оно несвоевременное: момент для увеличения расходов (читай: проплат другим организациям) и, как следствие, тарифов во время финансового кризиса выбран крайне неудачно. По словам руководителя ЖКП «Мрія» Татьяны Кириенко, разница между показателями общедомового и внутриквартирных счетчиков возникает не потому, что трубы в подвалах текут. Т.Кириенко уверена в том, что в водоканале знают о низкой чувствительности внутриквартирных водомеров, которые-то и дают расхождения, именуемые «утечками». Поэтому никогда количество кубометров, зафиксированное на входе в дом, не сойдется с количеством воды, которое использовали жители дома в соответствии с показателями внутриквартирных приборов учета. К примеру, по ЖКП «Мрія» за год таких «расхождений» «набегает» на 133 тыс. кубометров. Откуда жилищной организации взять средства на погашение этой разницы? У заместителя директора департамента ЖКХ Валентина Гайдаржи и заместителя директора ГКП «Николаевводоканал» Николая Петрова есть ответ на этот вопрос — эти средства должны быть заложены в тарифе на квартплату. Академия жилищно-коммунального хозяйства по заказу департамента ЖКХ разработала расчеты технологических расходов для 10 жилищно-эксплутационных предприятий г.Николаева (в этом году эта работа должна быть продолжена, потому что ЖЭКов в Николаеве — около 30) — посчитала, сколько копеек в тариф на квартплату должно быть добавлено, чтобы у балансодержателя появились средства рассчитаться с водоканалом за разницу в показателях общедомового и внутриквартирных счетчиков (сейчас это в среднем 16 копеек на 1 кв. м). Но проблема-то в том, что ни одно постановление КМУ, которым утверждены методики расчета тарифов на квартирную плату (их было несколько), не учитывает этих технологических расходов. А коль в тарифах технологические расчеты не заложены, ЖЭКу неоткуда их взять. Следовательно, нет финансового ресурса оплачивать разницу в показателях счетчиков.6 Кроме этого, жилищников беспокоит и дряхлость внутридомовых сетей, на капитальные ремонты которых средства уже давно в нужном объеме не выделялись. А жилой фонд с каждым годом моложе не становится, значит, порывов будет больше. И денег ЖЭКи потратят больше... Еще один момент: расходы на абонирование, которые с внедрением решения исполкома №1081 должны будут взять на себя балансодержатели. Ведь, по идее, именно с ними жилец должен заключать договор на поставку воды, с ними же рассчитываться за потребленную воду. Таким образом, ЖЭКам и ОСМД надо будет подумать над тем, где взять средства на то, чтобы хотя бы напечатать абонентские книжки, не говоря уже о найме сотрудников абонентской службы, инспекторов-контролеров и т.д. В общем, создать такую же структуру, которая на сегодняшний момент уже есть в водоканале. И тогда не водоканал должен будет принимать решение об отключении должника, а именно ЖЭК или ОСМД. Сейчас же «работа» водоканала с должниками (блокирование канализации) идет вразрез с этим же решением исполкома. ОСМД: решение архинеправильное Объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) самыми первыми воспротивились решению исполкома №1081 и самыми первыми начали предпринимать меры, чтобы оно так и не вступило в законную силу. Сложно сказать, почему водоканал не форсировал внедрение данного решения в первые два года после его принятия, но с сентября 2008 ОСМД «Белый дом» начало судебную тяжбу с исполкомом горсовета по отмене данного решения. В октябре того же года Центральный районный суд г.Николаева вынес решение — решение исполкома признать незаконным и отменить. Разумеется, «Николаевводоканал» и исполком не могли оставить это без внимания и подали апелляцию в Одесский апелляционный суд, о решении которого сообщили на «круглом столе». Как сообщил директор ГКП «Николаевводоканал» В.Тельпис, Одесский апелляционный суд отменил решение Центрального районного суда. Однако у представителей ОСМД позиция не изменилась. Исполнительный директор Ассоциации ОСМД г.Николаева Михаил Антоненко еще раз подтвердил, что предлагаемая модель сотрудничества между ОСМД и водоканалом неприемлема: ОСМД создаются для содействия жильцам в получении услуг (так говорит законодательство), а получается, что жильцов этим решением исполкома обязывают самим себе оказывать услуги. Поддерживает ОСМД и начальник Государственной жилищно-коммунальной инспекции в Николаевской области Эдуард Волошинович. По его словам, исполнителем услуг может быть субъект хозяйствования, предметом деятельности которого является оказание соответствующих услуг и который может обеспечить должное качество этих услуг в соответствии со ст. 21 Закона Украины о жилищно-коммунальных услугах. А услуги по водоснабжению и водоотведению ОСМД или ЖЭКи не оказывают. Но в том, что любая оказанная услуга должна быть оплачена, Э.Волошинович не сомневается и открыто говорит о том, что, если услуга оказывается для населения (к примеру, промывка систем), то за нее население и должно заплатить. Сложно сказать, готово ли население заплатить еще и за это (хотя промывка систем проводится действительно для населения), но за воду оно платить готово. Правда, не всегда может это сделать. По словам представителя общественной организации «Наш город» Сергея Исакова, жильцам ОСМД «Айланд» с 2007 года в водоканале отказываются менять абонентские книжки, мотивируя это тем, что ОСМД не заключило с водоканалом договор на водоснабжение. Людей это не останавливает — они выклянчивают, как говорит С.Исаков, каждый месяц по одному листочку-вкладышу в абонентскую книжку, чтобы заплатить за воду. Но на этом их мытарства не заканчиваются: ежемесячно на дверях подъездов появляются объявления от имени администрации ГКП «Николаевводоканал» с предупреждением об отключении воды — в связи с тем, что ОСМД «Айланд» не заключило договор с водоканалом. Как долго это продлится, неизвестно, но, судя по словам Н.Петрова, в «Николаевводоканале» настроены решительно: в соответствии со ст. 19 Закона Украины о питьевой воде и питьевом водоснабжении ОСМД должно заключать договор с водоканалом на поставку воды. Будем думать дальше Наивно полагать, что в более чем двухчасовом споре могла родиться истина. Но результат у «круглого стола» все же был, кроме выпуска пара и сброса негативных эмоций. Во-первых, на нем с очевидностью и неприкрытостью были продемонстрированы позиции всех сторон. А во-вторых, городская власть, «родившая» столь неоднозначное (и до сих пор не работающее) решение, в лице заместителя городского головы — директора департамента ЖКХ Владимира Новожилова уже готова к диалогу и совершенствованию ранее принятого решения №1081 — на благо общины и жителей Николаева. И, как пообещали общественники, свои предложения они дадут. Так что есть надежда, что «утекающая» проблема наконец-то будет решена с учетом интересов всех участников взаимоотношений. Конечно, нас, бытовых потребителей, которым, на первый взгляд, не очень нужны все эти споры, это тоже коснется. Хотим мы или не хотим, а платить мы будем больше. Когда — это только вопрос времени. Автор: Виктория Тонковид.
|
Пошук:
Сергій Токарєв
Інвестиційний фонд Roosh Ventures нещодавно став одним з інвесторів американського стартапу Toothio, який допомагає приватним стоматологічним клінікам та організаціям знаходити кваліфікованих співробітників. Портал надає доступ до бази, в якій є понад 30 000 фахівців.
Український гурт «Давня Казка» презентує новий трек «Будьмо» та кліп до нього — історію, яка надихає на віру в краще навіть у найскладніші часи. Пісня стала музичним маніфестом незламності, гумору та оптимізму, який допомагає українцям триматися разом.
Останні моніторинги:
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
|
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.049 |