|
Эх, дороги...
01.07.2010 / Газета: Южная правда / № 69(22659) / Тираж: 24600
Качество отечественных автомобильных дорог традиционно оставляло желать лучшего. А после минувшей зимы многие участки дорог Николаевщины стали напоминать танковый полигон после маневров в условиях максимально приближенных к боевым. Так, на трассе Николаев — Одесса водители объезжали дорожное полотно по обочине или проселком, вспоминая при этом «крепким словцом» всех руководителей области и страны. Не намного лучше обстояли дела и на других направлениях. В принципе такая картина типична для многих областей Украины, хотя некоторые водители утверждают, что у соседей — взять ту же Одесскую область — дорожное покрытие сохранилось намного лучше. И в этом легко убедиться, как только покидаешь пределы Николаевщины по одесской трассе. Асфальт треснул от безденежья Главная причина подобного состояния наших магистралей, как уже неоднократно отмечалось, в недостаточном финансировании. В Николаевской области насчитывается почти 5000 км автомобильных дорог общего пользования. Из них около 600 км государственного значения, остальные — местного. Пик финансирования строительства автодорог пришелся на 80-е годы прошлого века — тогда была построена или капитально отремонтирована значительная часть наших автомагистралей. С тех пор дороги эксплуатируются практически без капремонтов. В то же время нагрузки на них значительно выросли. Тогда, четверть века тому назад, дороги проектировались из расчета, что грузоподъемность автомобиля составляет не более 6 — 10 тонн. При этих условиях качественное асфальтобетонное покрытие, по словам начальника «Кривоозерского автодора» Ивана Бондаренко, должно прослужить без ремонта порядка 10 лет. С тех пор ситуация изменилась — сейчас не редкость грузовик, перевозящий 60 тонн груза, выросли и скорости движения автомашин. Финансирование строительства дорог в 90-е годы можно назвать таковым только по сравнению с полным безденежьем. И только начиная с 2003 года выделение средств для строительства и ремонта дорог несколько увеличилось. В 2007 году, по данным Службы автомобильных дорог Николаевской области, общий объем финансирования дорожных работ составил более 233 миллионов гривень. Тем не менее этот период характеризуется повышенным вниманием (по украинским меркам, конечно) к автомобильным дорогам: строится магистраль Киев — Одесса (часть которой проходит по территории Николаевщины), идет проектирование дорог, активно проводятся ремонтные работы. Однако период возрождения автодорожного строительства в Украине длился недолго. Вскоре грянул финансовый кризис, и многие программы были урезаны или заморожены. В 2008 году объем финансирования дорожных работ на Николаевщине упал на 40 процентов и составил 146 миллионов грн., а в прошлом году он едва превысил цифру в 100 миллионов, что более чем в два раза ниже уровня 2007 года. Для сравнения: в США строительство 1 км магистрали обходится в среднем в 6 миллионов долларов (примерно 48 миллионов гривень). Финансирование отрасли сравнивается с 2007 годом, потому что тогда оно было наибольшим, однако даже в ту пору его явно не хватало. Как результат — катастрофическое состояние автодорог весной нынешнего года. Сегодня, по словам начальника службы автомобильных дорог Николаевской области Вячеслава Гетуна, основная сеть автодорог Николаевщины требует капремонта. Мы не такие богатые, чтобы использовать дешевые материалы Столкнувшись с разрухой на автомагистралях, новое руководство Укравтодора сделало ряд кардинальных шагов, в том числе оно смогло добиться от правительства значительного увеличения финансирования отрасли. В Николаевской области средства в первую очередь были выделены для трассы Николаев — Одесса. Оно и понятно, шестидесятикилометровый отрезок этой дороги превратился в «направление» и его необходимо восстанавливать почти с нуля. На этом участке трассы проводились обследования, в результате которых было установлено следующее. После нескольких лет службы асфальт утратил водостойкость, вода просочилась в середину и под действием циклов замерзания-размерзания произошло растрескивание. Этот процесс быстро привел к практически полному уничтожению асфальтобетонного покрытия. Однако, по информации Вячеслава Гетуна, несущую способность дорога не потеряла — абсолютно большая часть дорожного основания сохранилась. В связи с этим проектный институт выдал свои рекомендации по приведению этого участка в нормальное состояние, в соответствии с требованиями к дорогам 2 категории, к которой относится эта магистраль. Это дало возможность проводить восстановление в рамках текущего ремонта. Работы, окончание которых намечено на 1 сентября, предусматривают несколько этапов. Первый — очистка и битумная грунтовка дорожного основания, укладка нижнего выравнивающего слоя — уже выполнен. Кстати, выполнение этого этапа работ дало возможность восстановить автомобильное сообщение на участке Николаев (Половинки) — Коблево. Сейчас укладывается средний выравнивающий слой, при этом дорога окончательно выравнивается и ей придается серповидный профиль. Далее будет уложен верхний слой. При его нанесении, по словам Вячеслава Гетуна, предполагается применение асфальтоукладчиков с лазерным устройством — для получения максимально ровной поверхности дорожного полотна. Однако наибольшим новшеством, примененным при ремонте этой магистрали, будет не эта техника, а новые материалы — планируется уложить так называемый щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА). Именно этому материалу покрытие европейских дорог обязано своим долголетием. ЩМА был разработан в 60-х годах в Германии и в настоящее время широко применяется во многих странах при устройстве верхних слоев дорожных покрытий. Однако в Украине этот материал нашел свое применение сравнительно недавно. Даже при строительстве магистрали Киев — Одесса использовались старые, хотя и модифицированные асфальтобетоны. По словам заместителя председателя правления ЗАО «Асфальтобетон» Григория Ткачука, в Украине ЩМА применялся только на киевской объездной дороге и на небольших участках под Харьковом и Житомиром. Почему? Дорого? Да, этот материал, с использованием полимерных добавок, не из дешевых. Зарубежные стандарты предусматривают более 10 марок горячих смесей ЩМА, тот, который планируется использовать у нас, дороже старого асфальтобетона в 1,5 раза. Но радует то, что наконец-то пришло понимание — мы не такие богатые, чтобы использовать дешевые материалы. Окончание работ предусматривает также укрепление обочин вдоль всего ремонтируемого участка и нанесение дорожной разметки. По словам Вячеслава Гетуна, на восстановление шестидесятикилометрового участка трассы Николаев — Одесса будет выделено около 200 миллионов гривень, т. е. примерно 85 процентов от финансирования автодорожной отрасли области в 2007 году. Напомним, что тогда оно было наибольшим за последние годы. Кроме того, Вячеслав Николаевич отметил, что возвращение в «Укравтодор» Владимира Демишкана и его команды усилило веру всех дорожников в возрождение отрасли. Постоянное внимание дорогам уделяет и председатель облгосадминистрации Николай Круглов. От слаженности работы тандема этих руководителей во многом зависят перспективы развития дорог Николаевщины. Наведение косметики или попытка изменить стратегию? Заметим, что, с одной стороны, проведение работ в рамках текущего ремонта позволяет экономить средства. Так, стоимость нынешнего ремонта 1 км трассы Николаев — Одесса составляет менее 3,5 миллиона гривень. Тогда как капитальный ремонт 1 км подобной автомагистрали, по информации главного финансиста службы автодорог Николаевской области Елены Марковой, обошелся бы в сумму до 10 миллионов гривень. Но, с другой стороны, необходимо учесть, что самое лучшее дорожное покрытие прослужит достаточно долго только при условии, что оно будет уложено на качественное основание. А ремонт этого основания, его укрепление и расширение относятся уже к категории капремонтов. Поэтому, по мнению экспертов, сейчас мы вынуждены находить «золотую середину» между экономией и качеством. Кстати, толщина дорожного основания (на недостаточную величину которого часто намекают в СМИ) не является фиксированной величиной, а зависит от свойств почвы на конкретных участках. Этот параметр указывается в проекте, составление которого для капремонта обязательно. Помимо масштабного ремонта магистрали Николаев — Одесса в планах этого года, по информации Вячеслава Гетуна, проведение капремонтов на 11 километрах Кировоградской трассы и окончание ремонта участка на Херсонском шоссе. Кроме того, проводятся текущие ремонты дорожной сети с целью восстановления на них нормального автомобильного сообщения. Что же касается дорог местного значения, то дела здесь обстоят еще хуже. В нынешнем году на их ремонт из областного бюджета выделено 15 миллионов гривень, и неизвестно перепадет ли им еще что-нибудь в ближайшем будущем. А между тем сеть автодорог общего пользования, которые после нынешней зимы требуют реконструкции, капитального и текущего ремонта, составляет около 2 тысяч километров. Конечно же, местные бюджеты с таким объемом работ не справятся. Нужна государственная поддержка. Пока в верхах думают, как быть дальше, в городе Николаеве решили обходиться своими возможностями. Горсовет дал добро на получение банковского кредита на 25 миллионов гривень, который будет направлен именно на эти цели. Работы уже идут. Все прекрасно знают, что наши автомагистрали не дотягивают до европейского уровня. И объяснение этому простое — Украина пока что не может направлять на строительство дорог такие суммы, какие выделяют страны ЕС. Однако, по мнению аналитиков, при соответствующем внимании правительства (читай, финансировании) Украине под силу подтянуть и качество дорог, и темпы их строительства. Ведь, например, та же Турция в последние годы регулярно вводит в эксплуатацию качественные участки дорог. Причем построены они, как правило, на скалистом грунте и к тому же с большим количеством тоннелей. Хотелось бы, чтобы сбылись нынешние планы «Укравтодора» — построить, капитально отремонтировать, реконструировать и сдать в эксплуатацию в Украине 1000 км магистральных шоссе. В этой тысяче, помимо тех 60 км на трассе Одесса-Николаев, о которых речь шла выше, есть, как минимум, еще 12 км дорог в Николаевской области. Автор: Александр МИРОШНИЧЕНКО
|
Пошук:
Автор
Щодня українці стають жертвами шахраїв онлайн, втрачаючи особисті дані та кошти. Разом з Кіберполіцією ми пояснюємо, що таке скам, які схеми найпоширеніші та як захиститися від зловмисників в Інтернеті.
10 листопада о 14:00 Одеська національна наукова бібліотека та громадська організація «Десяте квітня» запрошують на форум «Ярмаркова культура: сучасність завдяки традиціям». Форум проводиться за підтримки Агентства ООН у справах біженців і Першого міжрегіонального відділу Інституту національної пам'яті. Його мета – дослідження багатства культур українського степу, що став місцем єдності різноманітних етносів, які його населяють.
Останні моніторинги:
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.013 |