ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Игорь Катвалюк: «Судостроительной отрасли Украины нужно внимание государства»
07.08.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 90(2953) / Тираж: 7500

Игорь Анатольевич Катвалюк в 2006 году стал депутатом Николаевского городского совета от Партии регионов. А в марте этого года он был назначен заместителем председателя Николаевской облгосадминистрации по вопросам экономики. Город Николаев на карте области является, безусловно, наиболее мощной экономической единицей, здесь расположены крупнейшие бюджетообразующие предприятия. В то же время на этих предприятиях накопились проблемы, которые не решались многие годы, то ли из-за недостатка политической воли, то ли из-за недостатка понимания со стороны руководителей не только области, но и нашего государства в целом.

И.А. Катвалюк, являясь в одном лице заместителем председателя облгосадминистрации и депутатом горсовета, рассматривает эти проблемы комплексно, используя рычаги влияния регионального органа исполнительной власти в интересах своих избирателей.

- Игорь Анатольевич, самыми проблемными предприятиями в народнохозяйственном комплексе города Николаева остаются судостроительные заводы. Тем не менее, именно Николаев обладает самой мощной судостроительной базой в Украине. Судостроение — это та отрасль, которая сейчас в мире активно развивается, и Украине крайне важно не упустить свой шанс.

- Вопросы возрождения судостроения являются для Николаевской облгосадминистрации приоритетными, и решать их надо комплексно. Прежде всего необходимо усовершенствовать законодательную базу. Мы считаем, что подходить с одной системой взимания налогов к предприятиям по производству пиво-безалкогольных напитков и к предприятиям судостроительным недопустимо. Мы не говорим о каких-то преференциях, уменьшении налоговых обязательств, а говорим о порядке, методике и сроках взимания налогов.

Судостроение и авиастроение во все времена были самыми сложными отраслями народного хозяйства. Им присущ длительный производственный цикл. За рубежом для них, например, существуют так называемые «долгие» кредиты, различные льготы, государственные гарантии. И мы тоже должны предложить такую законодательную базу, такие условия игры, которые будут интересны потенциальным инвесторам и партнерам.

Мы должны понимать, что у нас недостаточно внутренних заказчиков. Судостроительным предприятиям приходится выходить на внешний рынок, работать в условиях мировой конъюнктуры судостроения и мировой конкуренции. Не принимать во внимание эти факторы и не оказывать судостроению институционную поддержку было бы со стороны государства ошибочным.

- Около 10 лет тому назад по инициативе Н.П. Круглова были разработаны и приняты Верховной Радой Закон Украины «О поддержке развития судостроения» и Закон Украины «О специальной экономической зоне «Николаев». В 2005 году с приходом к власти правительства Ю.В. Тимошенко действие этих законов было приостановлено.

- Сейчас эти законодательные акты нами перерабатываются с учетом современных реалий, и мы хотим в ближайшее время вынести их на рассмотрение Верховной Рады Украины. Дело в том, что с момента их принятия произошли определенные изменения и в системе налогообложения, и в таможенном законодательстве. Кроме того, анализ ситуации в судостроении подсказал необходимость внесения некоторых дополнений. Надеюсь, что уже в Законе о бюджете на 2011 год будут учтены нормы этих законодательных актов с учетом изменений и дополнений, и мы возродим специальную экономическую зону «Николаев» и подведем законодательную базу под политику государственной поддержки судостроительной отрасли.

- Центр судостроения в мире постепенно смещается на Восток.

- Да, активно развивается судостроение в Китае, Японии, Южной Корее, Вьетнаме и даже в Индии. В этих условиях оставить наше судостроение без государственной поддержки было бы неправильно.

Учитывая реалии сегодняшнего дня, государству, пока не поздно, нужно менять свое отношение к судостроению. Если подход к отрасли не изменится, то, по оценкам ассоциации «Укрсудпром», через 5 — 10 лет в Украине останется в лучшем случае 2 или 3 судостроительных предприятия с несколькими тысячами работающих, которым придется столкнуться с растущей конкуренцией, в первую очередь со стороны российских заводов.

Ведущие «кораблестроительные» страны поддерживают свои верфи.

- А каково сегодня положение дел на николаевских судостроительных предприятиях?

- Ситуация в судостроении области продолжает оставаться критической. По-прежнему нет эффективной загрузки.

Заводом «Wadan Yards Okean» по контракту с ООО СП «НИБУЛОН» за 6 месяцев 2010 года построено и передано заказчику 8 барж. Недавно заключен новый договор на постройку 6 буксиров, однако существующего портфеля заказов недостаточно для нормальной загрузки предприятия. Сегодня на этом заводе работают около 2000 человек.

Крайне сложной остается и ситуация на ГП «Судостроительный завод имени 61 коммунара». С весны прошлого года завод простаивает. Задолженность по зарплате составляет около 15 миллионов гривен. Сегодня на заводе проходит реструктуризация, которая предусматривает разделение предприятия на два объекта. Один будет и в дальнейшем выполнять госзаказы, а второй будет выставлен Фондом госимущества Украины на приватизацию.

Крупнейшее в Украине судостроительное предприятие ГАХК «Черноморский судостроительный завод» в прошлом году смогло добиться уменьшения убытков — они сократились по сравнению с 2008 годом на 92 процента — до 3,2 миллиона гривен. Завод в прошлом году занимался судоремонтом, объем работ по которому составил 32 миллиона гривен. Была также построена несамоходная баржа для англичан.

Ближайшие перспективы этого предприятия — реализация программы по созданию украинского корвета. Тендер на строительство серии этих кораблей завод выиграл в декабре прошлого года. На строительство корветов Минобороны планирует выделить около 200 млн. грн., однако до сегодняшнего дня эти средства на предприятие не поступили. Всего на ЧСЗ планируется построить 10 кораблей класса корвет для ВМС Украины. Первую очередь проекта — 4 корабля — запланировано сдать до 2018 года.

Черноморский судостроительный завод заключил контракт на строительство второго корпуса контейнеровоза для голландской компании Damen Shipyards Bergum. Согласно условиям контракта, судно планируется передать заказчику в июне 2011 года. В ходе переговоров стороны обсудили возможность заключения контракта на строительство ещё двух судов данного типа до конца года. Первое судно этой серии было спущено на воду в марте 2010 года.

Кроме того, предприятие продолжает заниматься судоремонтом. С начала года отремонтированы и модернизированы 4 судна, 8 судов находятся в ремонте. Заказчиками являются украинские компании, а также судовладельцы России и Нидерландов.

На заводе работают около 1900 человек. Задолженность по зарплате полностью погашена.

- Отдельная тема — привлечение инвесторов в судостроительную отрасль.

- Вопрос крайне сложный и требует особого внимания. Как показал анализ ситуации, у нас вопросами привлечения инвесторов занимаются порядка семи организаций, но реального результата их деятельности пока не видно. Необходимо создать условия «единого окна» для инвестора. Человек, который хочет вложить средства в производство, создать новые рабочие места, должен четко знать, куда ему обращаться и с кем работать.

Для этих целей мы открываем у нас в области представительство Национального агентства инвестиций и развития. По вертикали это представительство будет замыкаться на Киев и первого вице-премьер-министра, а по горизонтали — на Николаевскую облгосадминистрацию. Одной из приоритетных задач этого представительства будет разработка проектов документов, касающихся вопросов государственной поддержки судостроения. В начале августа представительство Национального агентства инвестиций и развития будет официально зарегистрировано в Николаеве и первые его шаги будут, в частности, направлены на доработку изменений и дополнений в Законы Украины «О поддержке развития судостроения» и «О специальной экономической зоне «Николаев», о которых мы уже упоминали.

Обсуждение этих документов мы проводим на заседаниях комитета экономических реформ, выслушиваем мнения представителей судостроительных предприятий, налоговиков, таможенников. Ведь мы понимаем, что для нас принятие этих законов не является самоцелью, главное — дать конкретный импульс к развитию судостроения, обеспечить работу судостроительных предприятий, создать новые рабочие места.

- Увеличение объемов производства и создание новых рабочих мест предполагает наличие соответствующих кадров, как инженерно-технического персонала, так и рабочих.

- Это очень сложный вопрос. Еще в 90-е годы прошлого века начался отток квалифицированных кадров с судостроительных предприятий в страны Прибалтики, Восточной и Северной Европы. Там совершенно иные условия труда, достойная оплата, но при этом и более жесткая организация производственного процесса. Чтобы вернуть людей в Украину, необходимо создать конкурентоспособные условия на наших предприятиях, и тогда многие специалисты вернутся, потому что все-таки человеку всегда комфортнее дома.

Но это — только часть проблемы. Необходимо возрождать систему профессионально-технического образования, пересматривать уровень среднего специального технического образования. Да и перед высшей школой жизнь ставит новые задачи. Уже далеко вперед шагнули современные технологии, и это необходимо учитывать при подготовке молодых инженерных кадров.

Не нужно забывать и о том, что судостроительная промышленность имеет множество смежных отраслей — поставщиков материалов и комплектующих. Это высокоинтеллектуальные электроника и приборостроение, высокотехнологичные цветная металлургия и моторостроение. В результате одно дополнительное рабочее место в судостроении создает не менее 10-ти рабочих мест в смежных сферах деятельности.

Роль судостроения в плане занятости и увеличения доли наукоемкого производства огромна. Однако экономические и технологические особенности этой отрасли делают ее фактически убыточной без поддержки государства.

Судостроительной отрасли Украины нужно такое же внимание государства, какое сегодня уделяется авиастроению. Причем времени на «раскачку» очень мало. Не поддержав отрасль сейчас, мы рискуем утратить оставшийся потенциал.

Автор: Беседовала Алина Кокошко.

Пошук:
розширений

Автор
Кіберполіціїя: що таке скам, як його розпізнати та захиститись
Щодня українці стають жертвами шахраїв онлайн, втрачаючи особисті дані та кошти. Разом з Кіберполіцією ми пояснюємо, що таке скам, які схеми найпоширеніші та як захиститися від зловмисників в Інтернеті.

Форум «Ярмаркова культура: сучасність завдяки традиціям»
10 листопада о 14:00 Одеська національна наукова бібліотека та громадська організація «Десяте квітня» запрошують на форум «Ярмаркова культура: сучасність завдяки традиціям». Форум проводиться за підтримки Агентства ООН у справах біженців і Першого міжрегіонального відділу Інституту національної пам'яті. Його мета – дослідження багатства культур українського степу, що став місцем єдності різноманітних етносів, які його населяють.

Останні моніторинги:
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.024