|
После вуза — в школу: сумасбродство или призвание?
02.10.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 113(2976) / Тираж: 7500
Скажите, ну кто в наше смутное время пойдет работать учителем?! Трудно себе представить! Маленькая зарплата, непослушные дети, родители с вечными претензиями да еще и горы тетрадей, которые приходится проверять дома... И тем не менее все идет своим чередом. Пожилые педагоги уходят на пенсию, а их место занимают выпускники педагогических вузов. В канун Дня учителя мы решили побеседовать с педагогами, которые совсем недавно пришли работать в школу, и расспросить их о том, как живется сегодня молодому учителю. Андрей Ермачков, учитель английского языка, стаж 5 лет, школа № 20 - Почему вы решили поступать в педагогический вуз? - В моем случае это семейное. Моя старшая сестра училась в НГУ им. В. Сухомлинского, и я решил последовать ее примеру. Еще в детстве, когда я учился в школе, мне нравилась работа учителя: он задает домашние задания, ставит оценки — это интересно. Кроме того, в финансовом отношении в конце 90-х годов образование в НГУ им. В. Сухомлинского было наиболее доступным. - Сразу пошли в школу? - Да, нужно было зарабатывать. Два года я отработал в школе №7, и вот уже три года работаю в школе №20. Мой общий «школьный» стаж — пять лет. - За это время не пожалели о своем выборе? - Нет. Хотя я знаю, что многие удивляются, когда узнают, что мужчина работает учителем. Насколько мне известно, с нашего потока только три человека сегодня работают в школе. Остальные, если и пошли в школу, то продержались три-четыре месяца. Собственно, для меня школа — это второй университет. Уже работая учителем, я многому научился. Школа мне все показала на практике. С каждым годом чувствую, что у меня получается все лучше и лучше и, в то же время, понимаю, что еще есть куда расти. Я научился общаться и с детьми, и с родителями. Причем эти навыки общения не сугубо школьные, они пригодятся в любой сфере. - Получается выстраивать отношения с детьми? - Да, хотя тут постоянно есть чему учиться. Учитель — это еще и психолог. В школе психология идет на одном уровне с педагогикой, если не выше. Как ни странно, знания украинского, английского языков, литературы в работе учителя стоят на втором месте. Потому что если ты зайдешь в класс и не сможешь вызвать у детей интерес к предмету, сделать так, чтобы они учили его не по принуждению, а по собственному желанию, ничего не получится. Кроме того, поначалу, когда только начинаешь работать с детьми, нужно все-таки дать им понять, что ты учитель (ни в коем случае не в грубой форме). Конечно, дети все разные. Но со всеми можно найти общий язык. Главное — не создавать из этого проблему. Важно, чтобы ребенок видел в учителе не врага, а помощника. Если ученик плохо себя ведет на уроке, я использую такой прием: даю ему почувствовать, что учитель тоже человек. Например, говорю: «Знаешь, я мог бы прожить 80 лет, а из-за того, что ты себя плохо ведешь, наверное, проживу только 79». Ребенку становится неловко, и он успокаивается. - А материальная сторона вас устраивает? - Как сказать... Все относительно. Конечно, зарплата небольшая, но для меня важно, что платят регулярно. Мы и кризис пережили лучше, чем другие, поскольку выплаты были стабильными, без задержек. - Что самое трудное в вашей работе? - Для молодого учителя трудность состоит в организации процесса, в работе в системе. Когда я только пришел, я не знал, когда лучше задавать домашнее задание, нужно ли его объяснять. Сейчас все работает, как часы. - Что бы вы изменили в школьном процессе? Что вы считает неразумным? - Есть программа. Подстраивать ее к каждой школе никто не будет. А хотелось бы, чтобы можно было кое-какие темы варьировать. Давать больше, чем записано в программе. Кроме того, часто нужен дифференцированный подход. Ведь кто-то из детей занимается с репетитором, а кто-то нет. Неплохо было бы пересмотреть учебники, сделать их дифференцированными (с заданиями разного уровня), чтобы всем было интересно. - Планируете ли вы и в дальнейшем работать учителем? - Пока нет никаких причин, по которым мне бы хотелось бросить школу. То есть какие-то причины, возможно, и есть, но я не делаю из них проблему. - А что это за причины? - Не относящиеся к учебному процессу виды деятельности, которыми нагружают учителей. Например, так называемый «Микрорайон». Каждый год учителя должны ходить по домам и собирать сведения о детях школьного возраста и их родителях. Это отнимает много времени, которое можно было бы потратить на самообразование, подготовку каких-то материалов для школы. Валентина Клубачук, учитель химии, стаж 8 лет, юридический лицей - Что побудило вас выбрать профессию учителя? - Я приняла решение еще в школе. К этому частично меня подтолкнули сами учителя. Я училась в сельской школе, училась хорошо. И была такая практика — ставить старшеклассников на замены в младшие классы. Мне это нравилось. Но в жизни не сразу все сложилось так, как хотелось бы. После школы я несколько лет работала секретарем. Но потом решила, что профессия учителя — мое призвание. Я окончила Винницкий пединститут, получив специальность «учитель химии». За восемь лет я сменила три школы. Последних три года работаю в юридическом лицее. - Когда выбирали эту профессию, вас не пугало то, что у учителей маленькие зарплаты, а работа трудная? - Это как посмотреть. Во-первых, это стабильная работа. Во-вторых, у учителей большой отпуск летом. Для человека это важно. В-третьих, ты постоянно общаешься с детьми, и этот поток энергии подпитывает тебя, хочется жить, творить. Постоянно приходят новые дети, и ты чувствуешь, что живешь, и не замечаешь своего возраста. - За восемь лет не пожалели, что стали учителем? - Нет. Конечно, хотелось бы больше внимания от государства, материального стимула, меньше бумажной работы, отчетов. - Как находите ключик к детям? Что вам помогает? - Я по природе такой человек, которому хочется, чтобы мир был добрее. Когда дети взрослеют, им нужно прививать чувство доброты. Они должны знать, что в жизни не всегда ценится материальная сторона. Иногда важнее моральный аспект. Я вспоминаю себя, что мне нравилось в учителях, что располагало к ним. Мне легко находить общий язык с детьми. Хотя, возможно, у меня слишком мягкий характер, иногда с ребятами нужно быть жестче. Но я тоже добиваюсь результата своим мягким характером, пусть и несколько позже, чем жесткий учитель. - Что для вас самое трудное в работе? - Такого нет. Есть что-то не знакомое, с чем раньше не сталкивался. Трудно, когда приходишь в новый коллектив, нужно изучить требования, правила. Это трудности больше психологического характера. - Что бы вы изменили в учебном процессе? Что бы вам хотелось исправить? - Я считаю, что в младших классах должно быть больше практики по математике и языкам. Чтобы, придя в старшие классы, дети имели навыки работы. А в старших классах нужно ввести предмет наподобие «Этики и психологии семейной жизни». Нужно рассказывать детям о том, как вести себя в коллективе, чтобы они умели общаться, искать выход из трудных ситуаций. Сейчас для них это очень важно. Они больше работают с компьютерами, а общение отходит на второй план. - Собираетесь ли вы работать в школе и в дальнейшем? - Да, собираюсь. Конечно, учителю нужно разнообразие, чтобы не устареть. Нужно заниматься саморазвитием. Но для этого не обязательно менять профессию. Оксана Бойченко, учитель физики, стаж 4 года, школа №11 - Как случилось, что вы стали учителем? - Когда я училась в школе, мне очень нравилась учительница биологии. Тогда я поняла, что хочу быть такой учительницей, как она. Она у нас практически танцевала возле доски. Мне было интересно. А почему физика? Тоже была хорошая учительница, мне нравился этот предмет, и вообще, я считаю, что это наша жизнь. Эта наука изучает все, что нас окружает. Я окончила НГУ им. В. Сухомлинского. - Сколько школ вы поменяли? - Это моя первая школа и думаю, что последняя. - Что вас привлекает в профессии учителя? - Я считаю, что важна не только любовь к профессии, но и коллектив, в который ты попадаешь. Ведь он тебя окружает каждый день. Я проходила практику и в других школах, мне там не очень нравилось. А здесь, в школе №11, коллектив очень творческий, он всегда идет на помощь во всех вопросах. У нас есть «Школа молодого учителя». Там нам помогают в организации учебного процесса, мы принимаем участие в различных конкурсах. И директор нам всегда помогает. Когда я только пришла в школу, мой кабинет не был оборудован как следует. А директор купил новый телевизор, компьютер. С современной техникой работать очень легко. Мои дети часто побеждают на олимпиадах. Это тоже побуждает работать. - Как у вас складываются отношения с детьми? - Поначалу мне было страшно. Когда я только пришла, мне дали девятый класс, и было довольно сложно. Но я стараюсь быть с детьми на одном уровне, а не так, что я, мол, руковожу, а вы работайте и подчиняйтесь мне. У нас четыре стены в классе и хочется разрушить пятую — между учителем и учениками. Хочется, чтобы они меня понимали, а я их. - Получается? - Да. Без лишней скромности скажу, что у меня на уроке всегда порядок и дисциплина. - А как вы этого добиваетесь? - Главное — заинтересовать учеников. Сделать так, чтобы им было интересно находиться на уроке. - Когда выбирали профессию, вас не пугала материальная сторона? - Я об этом и не думала. Я рано вышла замуж, и меня обеспечивает муж. Моя зарплата не играет особой роли в нашем семейном бюджете. - Что для вас самое трудное в работе учителя? - Налаживание связи с детьми. Создание нужной атмосферы на уроке. Чтобы дети воспринимали меня как учителя, любили, уважали и были благодарными. У меня уже четыре года свой класс. Мы вместе ходим в музеи, в театры, в кино, ездим на экскурсии, на природу. Такое общение после уроков сближает. Я всегда говорю, что у меня 31 ребенок: один свой, и 30 — в школе. - То есть вы не жалеете, что пришли работать в школу? - Ни в коем случае. Мне предлагали учиться дальше, идти преподавать в институт. Но я отказалась, поскольку без детей не представляю своей жизни. - Что бы вы изменили в учебном процессе? - Всех моих коллег-учителей физики не устраивает программа по физике для седьмых классов. Она слишком сложная. Всего один час в неделю. Дети еще умственно не готовы. С документами в нашей школе легко работать. Завучи нам всё готовят, поэтому учителям не надо делать много бумажной работы. - Планируете ли вы оставаться учителем и в дальнейшем? - Да. Иногда, конечно, устаешь на работе. Но с другой стороны, летом, когда длинные каникулы, я вечерами, бывает, не знаю, что делать. Сажусь за компьютер и готовлю себе наперед конспекты, планирование. Школа — это мое призвание и моя жизнь. Автор: Беседовала Ольга Сквирская.
|
Пошук:
Автор
Щодня українці стають жертвами шахраїв онлайн, втрачаючи особисті дані та кошти. Разом з Кіберполіцією ми пояснюємо, що таке скам, які схеми найпоширеніші та як захиститися від зловмисників в Інтернеті.
10 листопада о 14:00 Одеська національна наукова бібліотека та громадська організація «Десяте квітня» запрошують на форум «Ярмаркова культура: сучасність завдяки традиціям». Форум проводиться за підтримки Агентства ООН у справах біженців і Першого міжрегіонального відділу Інституту національної пам'яті. Його мета – дослідження багатства культур українського степу, що став місцем єдності різноманітних етносів, які його населяють.
Останні моніторинги:
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.019 |