ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Под парусами «Homo ludens»
23.10.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 123(2986) / Тираж: 7500

Десять дней, с 6 по 15 октября, театральный Николаев спешил в академический художественный русский драматический театр вопреки предвыборным страстям, ползущим вверх тарифам на жилищно-коммунальные услуги, ценам на гречку, прогнозам синоптиков о предстоящей, якобы небывало холодной, зиме и даже проливному дождю, который 9 октября в буквальном смысле залил город. В Николаеве проходил IV театральный фестиваль «HOMO LUDENS» — «Человек играющий» Международного черноморского клуба (МЧК), активным членом которого является наш город. Инициатор и организатор «Человека играющего» академический русский драматический театр, его директор и художественный руководитель, заслуженный деятель искусств Украины и России Николай Кравченко. Театральный подъезд призывно сверкал огнями. В фойе было особенно многолюдно. Одни спешили занять места «согласно купленным билетам», другие найти — свободное. Словом, десять фестивальных дней мир хоть и не потрясли, но радость николаевцам доставили. Хочется надеяться, что и гостям нашего города, непосредственным участникам фестивального действа из других городов и стран — тоже. Впечатления, как известно, — самое большое и нетленное богатство, которое всегда с тобой. Да и возможность себя показать, коллег посмотреть во время затянувшегося экономического кризиса, гастрольного невыездного периода для служителей Мельпомены — сродни счастью.

Предпочтение — классике

Третий театральный фестиваль «Человек играющий» проходил у нас в 2008 году под девизом с въедливым подтекстом — «Власть комедии — вместо комедии власти», в репертуаре его были преимущественно комедии. В нынешнем, Четвёртом фестивале жанровых ограничений не было. Девизом его стало изречение Виктора Гюго: «Свобода начинается с иронии». Весёлый, озорной театральный капустник хозяев способствовал воцарению с первых фестивальных дней доброжелательной, непринуждённой атмосферы, благоприятствующей творческому самовыражению. Флагманом фестивального действа стала классика. Комедии присутствовали, но каких авторов! Из десяти представленных на смотр спектаклей добрая половина — по пьесам Н. В. Гоголя, А.П.Чехова, М.А. Булгакова. Не столь важно — под влиянием ли недавних юбилеев великих писателей или вне юбилейного активного обращения репертуарных театров к всегда современной классике. Главное, что зрители их посмотрели.

Разные по жанрам, стилистике, временному фактору, статусу, творческому потенциалу участников смотра, спектакли Четвёртого фестиваля «Человек играющий» в большинстве были психологичными, приглашали зрителей к раздумью, инициировали сопереживание судьбе персонажей, стремились раскрыть замысел драматургов и авторов сценических произведений, пробуждали добрые чувства. С некоторыми участниками фестиваля «Человек играющий» николаевские зрители знакомы по предыдущим фестивалям. С другими — встретились впервые. География «HOMO LUDENS» расширяется, вовлекая в свою орбиту не только театральные коллективы городов МЧК.

Таганрогский ордена Почёта драматический театр им. А.П. Чехова (Россия) третий раз участвовал в фестивале «Человек играющий». Нынче — с весёлой и умной комедией «Женитьба» по одноимённой пьесе Н.В. Гоголя. Мытищинский театр кукол «Огниво» (Россия) впервые в наших краях. Несмотря на специфику и своеобразие театра кукол, неплохо вписался в канву «взрослого» фестиваля. Как трагифарс представил другую умную комедию великого комедиографа — «Ревизор», продемонстрировав недюжинные возможности театра кукол в раскрытии глубинных мыслей автора пьесы, приобщении зрителей к образному мышлению. Драма «Стоянка в Нагасаки» по пьесе В.Пикуля Драматического театра Черноморского флота Российской Федерации им. Б.А. Лавренёва (г. Севастополь) — эмоционально повествовала о красивой трагической любви и долге Отечеству. Зрителей нашего, в недалёком прошлом, города кораблестроителей и моряков, тронула эта страница про любовь и верность долгу. Донецкий областной театр юного зрителя (г.Макеевка) показал спектакль «Чайка», как трагикомедию о любви и равнодушии. Спектакль «Маленькие супружеские преступления» по пьесе Эрик-Эммануэля Шмитта Харьковского государственного академического драматического театра им. Т.Г.Шевченко — явил изящный, чувственный, красивый дуэт с элементом детектива, но отнюдь не детектив.

Артисты Приднестровского государственного театра драмы и комедии им. Н.С. Аронецкой (г. Тирасполь) в четвёртый раз участвуют в фестивале «Человек играющий». Теперь они познакомили жюри фестиваля и николаевских зрителей с комедией «Журден, Журден!» по мотивам произведения М.А. Булгакова «Жизнь господина де Мольера» и «Мещанин во дворянстве» Мольера. Ростовский академический театр драмы им. М. Горького (Россия) привёз на фестиваль «Вишнёвый сад» по одноимённой пьесе А.П. Чехова, в которой гармонично соединились грустное и смешное, прошлый век и угадываемые современные тенденции. Луганский академический областной русский драматический театр (Украина) показал спектакль-кроссворд «Урок» по пьесе Э. Ионеско. Завершил IV театральный фестиваль «Человек играющий» спектакль «Ночь святого Валентина» по одноимённой пьесе А. Е. Марданя, который Криворожский городской театр драмы и музыкальной комедии им. Т. Шевченко поставил в жанре ситуации. Короче, спектакли разные, на любой вкус и цвет. Но предпочтение «Человек играющий» отдал классике.

Аншлаг, аншлаг !

Приятным сюрпризом и для непосредственных участников фестивального действа, и для зрителей стал «Блиц-турнир» молодых режиссёров. Цель его — выявление молодых талантов, выпускников специальных высших театральных учебных заведений, избравших профессии театрального режиссёра и театрального художника. Фестиваль негосударственных театров «Курбалесия» предложил для «Блиц-турнира» на фестивале «Человек играющий» две команды: режиссёр Екатерина Никифорова, сценограф Светлана Короткова и режиссёр Владимир Снегурченко, сценограф Алёна Самойленко. Под патронатом организаторов фестиваля «HOMO LUDENS» и при участии артистов Николаевского академического художественного русского драматического театра в течение десяти фестивальных дней участники «Блиц-турнира» подготовили два разных, но одинаково сложных отрывка из трагедии А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» и показали их зрителям и жюри. Победителю «Блиц-турнира» молодой режиссуры обещана возможность поставить самостоятельный спектакль на сцене Николаевского академического художественного русского драматического театра.

В фестивале «Человек играющий» приняли участие четыре академических театра из разных городов Украины и России, что свидетельствует о его растущем авторитете в театральном мире постсоветского пространства. Отрадно, что все фестивальные спектакли в Николаеве прошли с полным аншлагом, были тепло встречены зрителями. После каждого спектакля художественный руководитель Николаевского академического художественного театра Николай Кравченко вручал гостям статуэтку — символ «Человека играющего» и памятные сувениры. Фестивальные спектакли посмотрели более 4,5 тысячи человек, причём четвёртая часть их приобрели билеты в кассе театра. Цветы артистам были не только «организованные», а нередко и непосредственно зрительские — от души. Члены жюри выступили на разных каналах местного телевидения.

Жюри «HOMO LUDENS» пожелало фестивалю дальнейшего процветания, ежегодных встреч и не только на стационарной сцене театра-организатора, а на разных сценических площадках Николаева. Больше зрителей на спектаклях, меньше приводов в милиции. Более яркой, впечатляющей рекламы. Некоторые пожелания жюри совпали с пожеланиями театралов Николаева: в рамках фестиваля увидеть спектакли-потрясения, спектакли-события, спектакли-праздники, оригинальные режиссёрские, актёрские работы, сценографию. Значительная часть участников нынешнего фестиваля при всех сложностях «выездных» спектаклей старалась по возможности показать свою работу в надлежащем художественном оформлении. Ростовский академический театр драмы, например, свой «Вишнёвый сад» играл в максимально возможных на выезде декорациях. А театр соседнего города счёл позволительным показать спектакль вообще без оформления. Гостеприимный николаевский зритель, «такого надо поискать», как заметила театральный критик из Москвы Ольга Галахова, сама благородная идея фестиваля заслуживают большего уважения. Международному черноморскому клубу, духовным, культурным подразделением которого является «Человек играющий», тоже неплохо бы проявить больше внимания и реальной заботы о своём детище. Пока финансирование фестиваля весьма скромно. На одном энтузиазме в наше меркантильное время далеко не уедешь.

Жюри Четвёртого театрального фестиваля МЧК «HOMO LUDENS»: председатель Василий Неволов, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат государственной премии Украины им. И.П. Котляревского, профессор, проректор Института экранных искусств им. И. Миколайчука; Селим Гюрата, художественный руководитель Государственного театра г. Анталия (Турция); Давид Бахтадзе, режиссёр (Грузия); Бий-Мурза Мантаев, режиссёр-постановщик Государственного театра г. Анталия (Турция); Владимир Гориславец, режиссёр, преподаватель кафедры режиссуры Харьковской государственной академии культуры, соучредитель фестиваля негосударственных театров «Курбалесия» (г.Харьков); Наталья Кривуца, искусствовед (г.Киев); Александр Мардань, драматург, член Национального союза писателей и Национального союза театральных деятелей Украины, лауреат премии имени Н.В.Гоголя.(г.Одесса) определило победителей IY театрального фестиваля «Человек играющий».

В номинации «Лучший спектакль фестиваля». «Гран-при» — спектаклю «Ревизор» по одноимённой пьесе Н.В. Гоголя Мытищинского театра кукол «Огниво» (Россия). Специальный приз жюри «За высокую театральную культуру» присуждается художественному руководителю Мытищинского театра кукол «Огниво» народному артисту России Станиславу Железкину.

В номинации «Лучший спектакль фестиваля» — приз «Золотой дельфин» — спектаклю «Вишнёвый сад» Ростовского академического театра драмы им. М. Горького.

В номинации «Лучший молодой артист» приз — Роману Гайдамаке за роль Яши в спектакле «Вишнёвый сад».

Специальный приз жюри фестиваля — народному артисту СССР Михаилу Бушнову за роль Фирса в спектакле «Вишнёвый сад» Ростовского академического театра драмы им. М.Горького

Специальный приз жюри «За высокую театральную культуру» — Сергею Герт — художественному руководителю — директору Таганрогского ордена Почёта драматического театра им. А.Чехова (Россия).

В номинации «Лучшая женская роль» — приз «Золотой дельфин» — Татьяне Шабалдас за роль Агафьи Тихоновны в спектакле «Женитьба» по одноимённой пьесе Н.В.Гоголя Таганрогского ордена Почёта драматического театра им. А.Чехова.

В номинации «Лучшая молодая актриса» — Диана Кугаевская за роль Окини-сан в спектакле «Стоянка в Нагасаки» Драматического театра Черноморского флота Россиской Федерации им. Б.А.Лавренёва.

В номинации «Лучшая режиссура» Диплома удостоен Олег Александров — режиссёр — постановщик спектакля «Чайка» по одноимённой пьесе А.П.Чехова в Донецком областном русском театре юного зрителя (г.Макеевка) и за постановку и музыкальное оформление спектакля «Урок» в Луганском академическом областном русском драматическом театре.

В номинации «Лучшая женская роль» — «Гран-при» — Гелена Сергутина за роль Нины Заречной в спектакле «Чайка» Донецкого областного русского театра юного зрителя.

Специальный приз жюри фестиваля — Вячеславу Слухаенко директору Донецкого областного русского театра юного зрителя.

В номинации «Лучшая мужская роль» — «Гран-при» — Сергею Бережко за роль Жиля в спектакле «Маленькие супружеские преступления» Харьковского государственного академического драматического театра им. Т.Г.Шевченко.

В номинации «Лучшая мужская роль» — Игорь Таран, нар. арт. ПМР, засл. арт. МССР за роль Журдена в спектакле «Журден, Журден!» Приднестровского государственного театра драмы и комедии им. Н.С.Аронецкой (г.Тирасполь)

В номинации «Лучшая женская роль второго плана» — Алла Равло, нар. арт ПМР за роль Госпожи Журден в вышеназванном театре.

Специальный приз жюри фестиваля — Марии Кырмыз, директору Приднестровского государственного театра драмы и музыкальной комедии им. Н.С.Аронецкой (г. Тирасполь), заслуженному работнику культуры ПМР.

Поздравляем всех победителей и участников Четвёртого театрального фестиваля «Человек играющий» Международного черноморского клуба! Здоровья, новых творческих успехов и встреч на земле гостеприимной Николаевщины! Счастливого плавания в океане Творчества и Свершений, «HOMO LUDENS»!

Автор: Агнесса Виноградова.

Пошук:
розширений

Автор
Кіберполіціїя: що таке скам, як його розпізнати та захиститись
Щодня українці стають жертвами шахраїв онлайн, втрачаючи особисті дані та кошти. Разом з Кіберполіцією ми пояснюємо, що таке скам, які схеми найпоширеніші та як захиститися від зловмисників в Інтернеті.

Форум «Ярмаркова культура: сучасність завдяки традиціям»
10 листопада о 14:00 Одеська національна наукова бібліотека та громадська організація «Десяте квітня» запрошують на форум «Ярмаркова культура: сучасність завдяки традиціям». Форум проводиться за підтримки Агентства ООН у справах біженців і Першого міжрегіонального відділу Інституту національної пам'яті. Його мета – дослідження багатства культур українського степу, що став місцем єдності різноманітних етносів, які його населяють.

Останні моніторинги:
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.016