ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Еще раз к вопросу о тарифах
12.01.2011 / Газета: Взгляд / № 1(442) / Тираж: 5000

С момента распада СССР нас все время убеждают, что население оплачивает услуги ЖКХ не в полном объеме.

По утверждению МВФ, в 90-х годах население по тарифам оплачивало только 60% реальной стоимости услуг, остальное государство взыскивало с предприятий страны. Для перехода к рыночной экономике МВФ требовал пересмотреть тарифы, чтобы население и предприятия оплачивали каждый свою часть в полном объеме.

На протяжении ряда лет тарифы для населения увеличивались. Наконец, в СМИ проскользнуло сообщение, что население оплачивает уже 90%.

Но нашему ЖКХ, по-видимому, понравилась такая практика, когда без всяких усилий, без мероприятий по снижению себестоимости услуг, не внедряя энергосберегающих технологий, только за счет повышения тарифов можно было обеспечить себе безбедную и беззаботную жизнь.

Департаменты ЖКХ в областях дружно стали говорить о том, что оборудование на 70-80% изношено и требует замены, что модернизация возможна только за счет дальнейшего повышения тарифов. При этом скромно умалчивая о том, что в тарифах уже заложены амортизационные отчисления на ремонт и модернизацию существующего оборудования, которые неэффективно расходовались на латание дыр и другие цели.

В результате в этом году в СМИ появился ряд интервью руководителей министерства ЖКХ, из которых мы узнали, что оплата по тарифам покрывает только 70% стоимости услуг.

То есть, получается, что за 18 лет, несмотря на требования МВФ и выделяемые ими средства, а также неоднократные повышения тарифов, мы смогли увеличить оплату услуг ЖКХ только на 10% — с 60% в 1992-м до 70% в 2010 году.

Не будем пока затрагивать структуру и статьи расходов, формирующих тарифы на услуги ЖКХ. Возможно, там все правильно рассчитано, и МВФ справедливо считает, что, по сравнению с западным населением, мы настроены потребительски и требуем, чтобы государство дотировало наши затраты на услуги ЖКХ.

Но давайте рассмотрим, как мы все-таки оплачиваем услуги ЖКХ, и насколько справедливы наши тарифы.

Холодная вода и канализация

В Николаеве с 1 апреля 2009 года тариф «Вода и водоотведение» МКП «Николаевводоканал» составляет 3,72 гривны: вода — 1,98 гривен за кубометр, стоки — 1,74 гривен за кубометр. Норма на 1 жителя принята (при отсутствии средств учета) по воде — 9 кубометров, по стокам — 8,85 кубометров.

В «Строительных нормах и правилах (СНиП) 2.04.0185*, в разделе «Внутренний водопровод и канализация зданий» приведены следующие нормы расхода воды потребителями: «Жилые дома квартирного типа с ваннами длиной от 1500 до 1700 миллиметров, оборудованными душами — норма расхода воды на 1 жителя составляет 145 литров в средние сутки». То есть, за 30 суток водопотребление составит 4,35 кубометров.

Откуда же взялась норма 9 кубометров?

Откроем СНиП 2.04.0284* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»: «Застройка зданиями, оборудованными внутренним водопроводом и канализацией с централизованным горячим водоснабжением — водопотребление в населенных пунктах на 1 жителя среднесуточное (за год) составляет 230-350 литров в сутки». То есть, произвольно взяв норму водопотребления в 300 литров, МКП «Николаевводоканал» за 30 суток получил цифру 9 кубометров/1 житель, которую и принял как норму водопотребления каждым жителем Николаева.

Однако данный СНиП и его нормы служат для перспективного планирования городского водопровода с учетом дальнейшего роста города.

Как мы видим, норма водопотребления превышена более чем вдвое. Это позволяет монополисту не только покрывать убытки от тех рек, которые текут по нашим улицам, но и получать сверхприбыль, которую тщательно скрывают и направляют на собственные нужды через различные схемы оптимизации налогообложения.

Наглядным подтверждением завышения норм водопотребления является факт: как только потребитель устанавливает прибор учета расхода, сумма его платежей за воду уменьшается в 2 раза, а у большинства — почти в 3 раза.

Таким образом, на самом деле, благодаря завышенным нормам водопотребления, реальный тариф на «Воду и водоотведение», по которому мы оплачиваем услугу «Водоканала», в 2-3 раза выше, декларируемого монополистом.

Отметим еще один нюанс оплаты услуг «Водоканала» теми потребителями, которые установили приборы учета расхода.

За воду они платят по показаниям прибора учета. Но объем стоков — те самые завышенные 8,85 кубометров — «Водоканал» потребителю не корректирует, хотя водопотребление стало меньше. И получается, что реальный тариф на воду и водоотведение для потребителя все равно остается завышенным.

Горячая вода

В СНиП 2.04.0185* «Внутренний водопровод и канализация зданий» приведены следующие нормы расхода горячей воды потребителями: «Жилые дома квартирного типа с ваннами длиной от 1500 до 1700 миллиметров, оборудованными душами — норма расхода горячей воды на 1 жителя составляет 105 литров в средние сутки». За 30 суток водопотребление составит 3,15 кубометров.

В этом же СНиПе для тех же потребителей есть другая норма — 120 литров. Но не в средние сутки, а в сутки наибольшего водопотребления.

Естественно, ТЭЦ выбирает большую норму, по-видимому, предполагая, что мы все дни напролет только и заняты тем, что моем посуду, занимаемся стиркой и принимаем неоднократно ванну или душ.

Но, Бог с ними, разница относительно невелика — 0,45 кубометров в месяц, или 5,43 гривны в месяц при тарифе 12,07 гривен за кубометр. Хотя для иного пенсионера годовая сумма переплаты в 65 гривен не такая уж и маленькая сумма.

Однако договоре с ТЭЦ указано, что горячая вода с температурой не менее 50 градусов подается по графику, утвержденному горисполкомом.

В моем случае, в горячем кране вода появляется утром в течение 3,5 часов, днем — 2,5 часа, вечером — 4 часа. То есть в сутки горячая вода подается в течение 10 часов. Но, когда я открываю кран горячей воды в 6 часов утра на полную мощность, чтобы спустить холодную воду, то, уходя на работу в 8 часов, из крана вода поступает в лучшем случае с температурой 14-16 градусов, вместо положенных 50-и.

То же самое происходит в обед и вечером. И только примерно с 20 часов вечера до 22:30 с перерывами из крана горячей воды поступает вода с температурой 36-40 градусов. Аналогичная картина с незначительными вариациями и у других потребителей, которые завязаны на других поставщиков горячей воды.

Таким образом, ТЭЦ обеспечивает объем услуги только на 20%, а оплату требует в полном размере. Получается, что реальный тариф, по которому мы платим за горячую воду, завышен в 5 раз.

Вдумайтесь только, какая прекрасная жизнь у монополиста, какие у него сверхприбыли без всяких усилий — продать холодную воду, полученную от «Водоканала», потребителю в значительных объемах и по цене горячей воды! И, чем выше тариф, тем больше прибыль.

Так почему бы и не побороться за повышение тарифа, ссылаясь и на повышение цены на газ, и на еще тысячу и одну причину?!

И не надо в домах устраивать системы рециркуляции горячей воды, не надо модернизировать существующие системы горячего водоснабжения, устанавливая прямо в домах дешевые высокоэффективные малогабаритные современные теплообменники, взамен устаревших районных бойлеров.

Отопление

Не будем вдаваться в структуру и статьи расходов, формирующих тариф на отопление. Обратим только внимание на следующие моменты.

Проходя по городу, мы видим в общей сумме километры плохо утепленных воздушных теплотрасс. Если во время ремонта теплотрасс, проложенных в подземных каналах, мы заглянет сверху на вскрытое место ремонта, то увидим, что и там теплоизоляция трубопроводов оставляет желать лучшего.

А это все теплопотери, которые вынуждены оплачивать мы, потребители тепла, через навязанный нам тариф.

В нашем доме во время избирательной компании бесплатно установили тепловой счетчик. Жильцы выбрали доверенное лицо, которое, в зависимости от погодных условий, регулирует расход теплоносителя в домовой системе теплоснабжения. В результате реальный тариф на отопление для нашего дома уменьшился ровно в два раза.

Оплачивая в коммунальные платежи, в разговоре с соседкой по очереди я выяснил, что в их доме теплосчетчики установлены в каждом подъезде. И, несмотря на то, что у них нет ответственного лица, и погодозависимая регулировка расхода теплоносителя производится крайне нерегулярно, при одинаковой общей площади квартиры она оплачивает за отопление в среднем на 100 гривен меньше.

Тут возможны различные факторы — и то, что их дом лучше теплоизолирован, и подъезд, возможно, не крайний, а расположен в середине дома. Не это главное.

Важен результат — реальный тариф может быть уменьшен, в грубом приближении, в 2-4 раза.

Для этого, необходимо только одно, чтобы теплопоставляющая организация за счет средств, полученных за оплату тепла, установила в каждом доме погодозависимый регулятор и регулирующий клапан типа RTL, либо другую систему автоматики, призванную регулировать расход теплоносителя в зависимости от погодных условий. Видов этой автоматики в настоящее время на рынке хватает — любой комплектации и различной стоимости.

Только тех процентов за кредит, который берется на оплату газа за отопление в начале сезона, хватит городским властям на внедрение этих энергосберегающих технологий.

Неутешительные выводы

1. Предприятиям — монополистам невыгодно показывать реальные тарифы на оплату услуг ЖКХ, поэтому они их маскируют, вводя завышенные нормы потребления.

2. Внедрять какие-либо энергосберегающие технологии хлопотно и лишняя головная боль. Гораздо проще решать все проблемы за счет регулярного повышения тарифов.

Эти два нехитрых пункта позволяют и получать незаработанную высокую зарплату, и обеспечивают монополистам беспроблемную, спокойную жизнь до самой пенсии.

Но терпению населения может прийти конец, особенно сейчас, когда рост зарплат не соответствует росту тарифов.

И в результате властные структуры могут получить ситуацию, когда на смену предпринимателям на Майдан выйдут разгневанные потребители услуг ЖКХ.

Автор: Владимир Андреев, Николаевский экспертный общественный совет ЗаЛП

Пошук:
розширений

Автор
Кіберполіціїя: що таке скам, як його розпізнати та захиститись
Щодня українці стають жертвами шахраїв онлайн, втрачаючи особисті дані та кошти. Разом з Кіберполіцією ми пояснюємо, що таке скам, які схеми найпоширеніші та як захиститися від зловмисників в Інтернеті.

Форум «Ярмаркова культура: сучасність завдяки традиціям»
10 листопада о 14:00 Одеська національна наукова бібліотека та громадська організація «Десяте квітня» запрошують на форум «Ярмаркова культура: сучасність завдяки традиціям». Форум проводиться за підтримки Агентства ООН у справах біженців і Першого міжрегіонального відділу Інституту національної пам'яті. Його мета – дослідження багатства культур українського степу, що став місцем єдності різноманітних етносів, які його населяють.

Останні моніторинги:
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.016