ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Двадцать пять лет с новой экспозицией
29.03.2011 / Газета: Вечерний Николаев / № 35(3051) / Тираж: 7500

За свою почти столетнюю историю художественный музей им. В.В. Верещагина несколько раз менял прописку. И вот уже прошло почти 25 лет, как музей прочно обосновался в доме №47 по улице Б. Морской. Чтобы отпраздновать здесь новоселье музея 28 марта 1986 г., была проведена громадная многоплановая работа. Это и создание проектной документации для переоборудования здания, и сами ремонтно-строительные работы, и, естественно, работа над новой постоянной экспозицией. В ремонте здания активное участие принимали крупнейшие предприятия города. А вот над проектированием и построением новой экспозиции трудились научные сотрудники музея. Своими воспоминаниями о создании новой экспозиции Николаевского художественного музея им. В.В. Верещагина (так музей назывался в 1986 г.) с нами поделился Сергей Николаевич Росляков, кандидат искусствоведения, нынешний директор музея. В период подготовки к новоселью и самого переезда он был заместителем директора музея по научной работе. А кто лучше всего расскажет о событиях, как не их непосредственный участник?

- Сергей Николаевич, мы знаем, что экспозиционно-выставочная работа — одно из основных направлений деятельности музея. Расскажите, с чего начиналась работа по созданию новой экспозиции?

- Еще в 1983 г. лучшие сотрудники музея начали работать над созданием тематико-экспозиционного плана (ТЕП) постоянной экспозиции. Экспозиционный план состоял из нескольких разделов: отечественное искусство до 1917 г. (автор — Сафонова Н.Д.), отечественное искусство после 1917 г. (Сапак Н.В.) и западноевропейское искусство (Шубина О.П.).

В результате двух с половиной лет работы получился, я считаю, на тот момент хороший ТЕП. Он воплотил основные идеи научных сотрудников музея — отражал конкретный состав экспозиционных материалов в соответствии с тематической структурой экспозиции. Интересно, что из заложенных в нем резервных произведений мы могли выстроить фактически вторую экспозицию, хотя, может, и не такую яркую, но полноценную.

- Были ли принципиальные отличия между старой и новой экспозициями? С чем связано их появление?

- Естественно, что переселение в новое здание в 1986 г., ставшее знаковым событием для всего музея, не могло не отразиться на экспозиции. В этом трехэтажном здании площадь экспозиционных залов составляет 1200 м2. А если взять параметры старого здания, где я проработал 4 года, то площадь залов была чуть больше 200 м2 (восемь залов примерно по 25 м2). Как видим, только площадь экспозиции увеличилась в 6 раз! Плюс увеличилось и количество произведений постоянной экспозиции. Я специально перед переездом прошел по залам старого здания и пересчитал экспонаты — там было не больше 130 работ (живопись и скульптура). А в нынешней экспозиции представлено около 700 произведений.

Принципиальным отличием было и наличие зала древнерусского искусства (иконописи), с которого зрители начинают обзорную экскурсию и сейчас. Для 1980-х гг. обращение к иконописному искусству было достаточно смелым решением. Еще одним новым объемом, появившимся в экспозиции, была выставка западноевропейского искусства. То есть видим, что в новом здании появилось два принципиально новых экспозиционных раздела: древнерусское искусство и западноевропейское искусство.

Важным изменением новой экспозиции было и то, что уже в 1985 г. у нас в ТЕПе впервые было вычленено блоками украинское искусство. В старом музее произведения художников национальной украинской школы фактически не выделялись.

- Что подвигло сотрудников музея на выделение в экспозиции блоков национальной украинской школы?

- Мало кто знает о том, что такую идею предложил Владимир Феодосиевич Яценко, известный художник, директор Государственного музея украинского художественного искусства УССР. Он несколько раз приезжал в Николаев, общался с нашими сотрудниками, в том числе с экспозиционным отделом. И он подсказал вычленить украинскую национальную школу сначала в советском искусстве. А потом предложил выделить ее и в искусстве XVIII-XIX вв. Потом Яценко приезжал на открытие музея и сказал добрые, хорошие слова о проделанной работе.

- Торжественному открытию предшествовали перевозка экспонатов из старого здания, развеска новой экспозиции. Расскажите несколько интересных событий, связанных с переездом, открытием музея?

- С переездом экспозиции связано много интересных событий. Большинство экспонатов перевозили в крытых машинах в сопровождении сотрудников музея и представителей милиции. Проблемы возникали с большими полотнами. Так, например, картина В.В. Верещагина «Орлы. (Забытый солдат) по размеру (455х298) не проходила ни в двери, ни в окна. Потому пришлось снимать картину с подрамника, намотать ее на бобину и в таком виде перевозить. На руках с помощью ремней переносили студенты пединститута произведение И.К. Айвазовского «Пушкин на берегу Черного моря». Причем холст на подрамнике несли отдельно от тяжеловесной рамы. Движение транспорта в этот момент было перекрыто и хотя расстояние от старого здания до нового небольшое, но переволновались все.

Перед коллективом музея было поставлено задание: провести торжественное открытие в день освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Развеска экспозиции происходила в скоростном темпе — все было сделано почти за неделю. Еще 27 марта сотрудники до поздней ночи приводили экспозицию в порядок, а уже в 11 утра 28 марта состоялось открытие музея. Вечером того же дня по Центральному телевидению (г. Москва) в программе «Время» был четырехминутный репортаж о нашем празднике.

После открытия с традиционными приветственными речами и разрезанием красной ленты была первая экскурсия по новой экспозиции. Её проводил я для директоров предприятий Николаева, которые участвовали в ремонте здания музея. Так началось знакомство жителей города с новой экспозицией художественного музея.

- На протяжении 25 лет экспозиция оставалась неизменной в основных своих направлениях. Планируется ли в будущем её изменение?

- Да, была и остается в силе идея отдельно выделить украинское искусство, но пока её сложно воплотить. Ведь нет четкой классификации, кого из художников считать украинскими, особенно это касается искусства 18-19 вв. Этот вопрос требует глубокого исследования.

- Сергей Николаевич, спасибо за содержательную беседу. Думаю, что в преддверии 25-летия со дня новоселья музея горожане с интересом познакомятся с некоторыми подробностями тех памятных событий. И поспешат познакомиться или продолжить знакомство с экспозицией нашего музея.

Автор: Ирина Загреба, методист НОХМ им. В.В. Верещагина.

Пошук:
розширений

Автор
Кіберполіціїя: що таке скам, як його розпізнати та захиститись
Щодня українці стають жертвами шахраїв онлайн, втрачаючи особисті дані та кошти. Разом з Кіберполіцією ми пояснюємо, що таке скам, які схеми найпоширеніші та як захиститися від зловмисників в Інтернеті.

Форум «Ярмаркова культура: сучасність завдяки традиціям»
10 листопада о 14:00 Одеська національна наукова бібліотека та громадська організація «Десяте квітня» запрошують на форум «Ярмаркова культура: сучасність завдяки традиціям». Форум проводиться за підтримки Агентства ООН у справах біженців і Першого міжрегіонального відділу Інституту національної пам'яті. Його мета – дослідження багатства культур українського степу, що став місцем єдності різноманітних етносів, які його населяють.

Останні моніторинги:
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.015