ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Уроки судовождения — первому космонавту
09.04.2011 / Газета: Южная правда / № 39(22774) / Тираж: 24600

О незабываемом факте своей биографии рассказал ветеран Черноморского судостроительного завода Василий Александрович Лобач

Нашему земляку посчастливилось познакомиться и не раз общаться с первым покорителем космоса Юрием Алексеевичем Гагариным. Хотя, как человек очень скромный, он неохотно согласился на беседу, объясняя так: «Я ничего выдающегося не совершил, чтобы обо мне писали в газету...» Но все же нашему корреспонденту удалось его разговорить.

- Василий Александрович, расскажите, пожалуйста, при каких обстоятельствах состоялось ваше знакомство с Ю. А. Гагариным?

- В 1961 году я проходил обучение в г. Пинске (Белоруссия), в школе подготовки специалистов моряков для службы на кораблях Военно-Морского Флота СССР. После окончания учебы, в июле того года, меня направили в Москву для дальнейшего прохождения службы на водную базу ЦВСК ВМФ (Центральный водноспортивный клуб Военно-Морского Флота), расположенную на Химкинском водохранилище. Эта база была предназначена для проведения тренировок мастеров водных видов спорта, участвовавших в союзных и международных соревнованиях.

Весной 1962 года на базу был доставлен новый, очень красивый катер, изготовленный из пластмассы, с подвесной и поворотной колонкой. Это был подарок датского летчика Ю. А. Гагарину. Катер поставили в бокс, где стояли другие катера. И мы, узнав об этом, бегали смотреть на него, как на диковинку. В то время таких катеров в Союзе еще не было.

Перед началом навигационного сезона на базе проводилось обучение персонала водителей катеров для судоходства в Московском водном бассейне. После проверки теоретических знаний обучающихся предстояли практические занятия и сдача экзаменов.

Однажды меня вызывает к себе начальник базы капитан-лейтенант А. П. Данильченко и говорит, что мне доверено пойти на катере с Ю. А. Гагариным для ознакомления и изучения им правил судоходства и последующего получения удостоверения судоводителя.

- Какие чувства вы при этом испытали?

- Мне и моим сослуживцам не раз приходилось встречаться со многими высокопоставленными людьми. Поэтому чувство ответственности было для нас обычным состоянием. Как, впрочем, оно было присуще, наверное, всему поколению того времени. Мы жили тогда, находясь все время в приподнятом настроении, верили в светлое будущее, радовались любым достижениям в стране. И, конечно, успехам в покорении космоса. Я помню то ликование народа, когда сообщили по радио о полете человека в космос. Ведь телевизоры тогда были далеко не везде. Конечно, многие ребята мне завидовали, говорили: «Везет тебе, Василий, будешь общаться с первым космонавтом...»

- А вам чем-то запомнился тот день, когда сообщили о полете человека в космос?

- Помню, в этот апрельский день был очень красивый утренний рассвет с приморозком. И тут экстренное сообщение по радио: «Человек в космосе!» Конечно, у меня тогда и мысли не возникало, что когда-нибудь я встречусь с первым космонавтом.

- Как именно произошла эта встреча?

- В один из дней июня 1962 года меня вызывают по селекторной связи к начальнику базы, в каюту дебаркатера, установленного на воде в двадцати метрах от берега. Когда я шел на дебаркатер, заметил на берегу черную «Волгу» люксовского исполнения. Это был автомобиль Ю. А. Гагарина.

Войдя в каюту, я увидел сидящих на диване Гагарина и капитана 3-го ранга Андриясова. Рядом за столом сидел начальник базы А. П. Данильченко. Андриясов представил меня космонавту как своего помощника, и мы пожали друг другу руки. При этом Юрий Алексеевич, улыбаясь, сказал, что у нас будет время познакомиться поближе. Затем мы все вместе обсудили хозяйственные вопросы по обслуживанию катера и на этом первая встреча закончилась.

Потом на протяжении лета мне не раз приходилось общаться с Юрием Алексеевичем и его женой Валентиной, путешествуя на катере по Клязьменскому водохранилищу — любимому месту отдыха москвичей в то время. Мы старались выбрать в прибрежной зоне безлюдные места, чтобы расположиться или побродить по лесу. Но стоило только Юрию Гагарину показаться на берегу, как сразу откуда-то вокруг него собиралась группа туристов. Его узнавали, хотели побеседовать, и нам приходилось искать другое место. Ежедневный напряженный режим работы космонавта требовал отдыха. Поэтому ему приходилось соблюдать и режим сна. У Юрия Алексеевича была удивительная способность контролировать режим сна. К примеру, он заходил в каюту катера, ложился и говорил: «Все, через 5 минут буду уже спать». Действительно, так и было. А еще у него была мгновенная реакция. Во время практических занятий по судовождению он молниеносно выполнял команды, нажимая на кнопки.

- Каким он был в общении?

- Мне он показался простым, добродушным человеком, очень общительным и открытым, не скрывающим своего настроения и мыслей. Любил пошутить...

Как-то шли с ним на катере. А в Тушино с самолета прыгали парашютисты. Он спрашивает: «Видишь тех парашютистов?» — «Вижу», — отвечаю я. — «Знаешь, Василий, сколько раз моя жизнь на такой тряпочке висела?!»

А еще он занимался в Военной академии им. Жуковского и после занятий часто заезжал на базу отдохнуть (база была расположена недалеко от учебного корпуса академии). Приезжает как-то веселый такой и говорит: «Сегодня сдавал высшую математику профессору. Четыре примера правильно решил, а остальные профессор сказал: не надо и похвалил меня». Он по-детски радовался успехам в академии.

Привозил на базу и других космонавтов — Титова, Николаева, Терешкову... Они говорили: «Ну что, Юра, мы знаем, как ты водишь автомобиль, а теперь покажи, как умеешь управлять катером...»

- Случались ли какие-нибудь курьезы?

- Да, был один курьезный случай. Уже в конце обучения Юрию Алексеевичу нужно было выйти на катере и сдать комиссии Правила судовождения в Московском водном бассейне. Это был четверг, и у нас был банный день. Дежурный никак не мог найти ключи в сейфе (я их прятал в крышке футляра от бинокля). И ему пришлось ехать в баню, чтобы узнать, где ключи. Ведь тогда мобильной связи не было...

Ребята надо мной долго подшучивали: «К Василию в баню сам Юрий Гагарин приезжал!»

Вот такие, конечно, незабываемые воспоминания я храню и редко кому о них рассказываю.

- Спасибо, Василий Александрович, что поделились с нами своими воспоминаниями. А как же сложилась ваша дальнейшая жизнь?

- После службы вернулся домой, в Николаев, и всю жизнь проработал на Черноморском судостроительном заводе. Прошел путь от слесаря до начальника бюро. Сейчас — пенсионер, но продолжаю работать на заводе директором по охране труда.

- Что ж, еще раз спасибо за интересную беседу. Здоровья вам и активного долголетия.

Автор: Беседу вела Людмила ФУГА.

Пошук:
розширений

Автор
Кіберполіціїя: що таке скам, як його розпізнати та захиститись
Щодня українці стають жертвами шахраїв онлайн, втрачаючи особисті дані та кошти. Разом з Кіберполіцією ми пояснюємо, що таке скам, які схеми найпоширеніші та як захиститися від зловмисників в Інтернеті.

Форум «Ярмаркова культура: сучасність завдяки традиціям»
10 листопада о 14:00 Одеська національна наукова бібліотека та громадська організація «Десяте квітня» запрошують на форум «Ярмаркова культура: сучасність завдяки традиціям». Форум проводиться за підтримки Агентства ООН у справах біженців і Першого міжрегіонального відділу Інституту національної пам'яті. Його мета – дослідження багатства культур українського степу, що став місцем єдності різноманітних етносів, які його населяють.

Останні моніторинги:
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.018