Дмитрий Шимкив, генеральный директор «Майкрософт Украина», в эксклюзивном интервью ИА «Контекст-Причерноморье».
Как вы оцениваете потенциал украинских специалистов-разработчиков ПО?
Украинские разработчики ― отличный пример того, что Украина поистине является колыбелью инноваций. Сегодня в стране работают более 200 тысяч разработчиков и ИТ-специалистов, тысячи из них задействованы в разработках для крупнейших компаний в мире, в том числе, и для Microsoft. Во время недавнего визита в Украину генеральный директор корпорации Microsoft Стив Балмер встречался с украинскими ИТ-стартапами и студентами, и отметил их инновационность и системность мышления.
Главной проблемой отрасли сегодня является тот факт, что Украина практически не получает преимуществ от работы наших разработчиков: большинство из них работают по модели оффшорного аутсорсинга, так что Украина не получает ни интеллектуальной собственности, ни налогов. Чтобы отрасль развивалась, необходимо создать действенный механизм защиты ее основных активов ―интеллектуальной собственности.
Буквально вчера в Баку Глобальный директор программ государственно-частного партнерства корпорации Microsoft Джойс Фернандес заявил о том, что ваша компания становится стратегическим партнером украинского национального проекта «Открытый мир: создание информационно-коммуникационной образовательной сети национального уровня 4G». Не могли бы вы рассказать подробнее об этом проекте и об интересе вашей компании в нем?
Microsoft выразила свою готовность принять участие в национальном проекте информатизации школ, предоставив не только специальные условия приобретения программного обеспечения, но и наш опыт внедрения подобных программ в других странах. Мы считаем, что доступность современных информационных технологий всем школьникам ― это предпосылка их конкурентоспособности на рынках труда в будущем и развития украинской экономики в целом.
Ваша компания уделяет много внимания своему представительству в социальных сетях и современных медиа-порталах — Facebook, Twitter, Youtube. С какой целью это делается: вы видите в них будущее коммуникативного развития человечества, или это просто попытка расширить возможности взаимной и обратной связи с потребителем?
И то, и другое. Мы видим, что в Украине происходит бум социальных сетей, в них уже собралась критическая масса людей, так что практически каждый может найти там собеседника по душе. И мы считаем, что компания Microsoft не должна оставаться в стороне от этого общения. В социальных сетях мы вступаем в общение с нашими пользователями и партнерами, симпатиками и критиками. Для Microsoft обратная связь с пользователями ― жизненно важный элемент разработки продуктов. Все наши новые продукты ― Windows 7, Office 2010, Internet Explorer 9 ― учитывают огромное количество отзывов на предыдущие продукты и на тестовые версии. Такие функции, как XP Mode в Windows 7, опция «Почистить» в бесплатной почте Hotmail и единая строка ввода в 9-й версии нашего браузера ― ответ на конкретные пожелания пользователей.
Опасается ли Microsoft в Украине конкуренции со стороны других разработчиков ПО (в том числе, бесплатного)?
В Украине наш основной конкурент ― это пиратство. Мы всегда рады честной конкуренции: она стимулирует инновации, развивает и двигает рынок. Отличный пример ― поисковые системы: появление нашего очень прогрессивного поисковика Bing привело к всплеску инноваций и заставило доминирующую на рынке компанию Google активнее предлагать пользователям новые возможности. В некоторых сферах, таких, как поиск, мы воюем за долю рынка, в других ― таких, как операционные системы или офисные продукты, ― мы более успешно конкурируем с другими продуктами, в том числе, и с бесплатными.
Но пиратство ― это не просто воровство созданного нашими разработчиками интеллектуального продукта. Это ― организованный бизнес, на котором сегодня зарабатывают преступники, продающие некачественный пиратский продукт прямо в магазинах, прикрываясь сфальсифицированными наклейками, и, таким образом, обманывая покупателей.
По вашим оценкам, какой ущерб наносит вашей компании выпуск, продажа и другие способы распространения нелицензионного ПО в Украине? Какую роль играет в этом Одесса?
Наша компания теряет много, но не меньше теряет и экономика Украины в целом. По данным недавнего исследования международной компании IDC, снижение пиратства в Украине на 10% на протяжении 4 лет добавит к нашему ВВП 586 миллионов долларов и создаст тысячи высокооплачиваемых рабочих мест.
Я рад отметить, что украинское правительство наконец-то вступило в конструктивные переговоры с Microsoft по поводу решения этой проблемы в Украине. Но уже сегодня наша компания заняла жесткую позицию по отношению к предложению пиратского ПО в розничных точках. Приведу пример: на этих выходных я зашел в крупный магазин техники, принадлежащий известной сети. Там я увидел огромные стойки с пиратскими дисками для игровой консоли Xbox, демо-зону, где детям предлагали поиграть в эти игры. Упаковка некачественная, к тому же, эти диски не станут работать на обычной, не «взломанной» консоли, и поддерживать игры по интернету. Но покупатель даже не подозревает о том, что приобретает незаконный и некачественный продукт ― ведь все происходит официально, с чеком, и под крышей уважаемого магазина.
К сожалению, по данным нашего исследования, Одесса, наряду с Винницей и Николаевом, ― один из «чемпионов» по продаже нелицензионного ПО в рознице: в этом городе почти в каждом втором магазине нашим тестерам предложили установить пиратский софт.
Существует ли общая статистика пиратских использований программного обеспечения Microsoft по регионам Украины? Не могли бы вы поделиться особенностями Юга Украины — Одесской, Николаевской и Херсонской областей?
Всего уровень использования пиратского ПО в Украине IDC оценивает в 85%. Для сравнения, в России этот показатель ― 68%, и продолжает снижаться. В настоящее время мы не располагаем данным по регионам Украины, но уровень пиратства традиционно высок в малом и среднем бизнесе, который активно развивается в Одессе и Южном регионе в целом.
Какие меры предпринимает и намерена предпринять корпорация для борьбы с интеллектуальным пиратством? Планируется ли какое-то изменение санкций или методов в сторону ужесточения или ослабления?
Мы рассчитываем на то, что украинское государство, понимая негативное влияние этого явления на страну, ее имидж и инвестиционную привлекательность, будет принимать более активные меры по борьбе с пиратством. Американское правительство также неоднократно поднимало тему защиты авторских прав в диалоге с Украиной. Наша страна уже фигурировала в приоритетном Списке 301, который формируется на основании отчетов международных организаций и включает в себя страны с наихудшим состоянием защиты интеллектуальной собственности. Мы до сих пор находимся под наблюдением и рискуем вернуться в этот список, если государство не выполнит ряда рекомендаций международного сообщества, а это чревато и экономическими санкциями для нашей страны.
Какие способы предпочитает ваша компания в пропаганде и популяризации использования лицензионного ПО? Планируются ли какие-то нововведения или акции в этой области?
Со своей стороны, корпорация Microsoft активно информирует пользователей о рисках, связанных с использованием пиратского ПО ― как технических (потеря данных, поломки компьютера, заражение вирусами), так и юридических. Ведь установка и использование нелицензионного ПО предусматривает уголовную ответственность. Сейчас идет национальная рекламная кампания, призванная информировать людей о том, почему не стоит выбирать пиратскую операционную систему.
Помимо этого, мы ведем активную работу с правоохранительными органами, обучая их сотрудников отличать лицензионные программы от пиратских в ходе проверок, которые регулярно проводятся по всей Украине.
Кроме этого, мы стремимся создавать дополнительные преимущества для пользователей лицензионных программ. Например, все, у кого на компьютере установлена лицензионная операционная система Windows, могут бесплатно установить отличный антивирус Microsoft Security Essentials ― один из лучших в мире для малого бизнеса и для дома.
Будут ли отличия в стоимости новых версий продукции Microsoft для Украины и развитых стран Запада? Будут ли какие-либо отличия в самих продуктах, кроме ценовых?
Нет, кроме доступных языковых версий ― а мы инвестируем в локализацию самых популярных продуктов и на русский, и на украинский языки, ― никаких отличий нет.
Планирует ли Microsoft оказывать поддержку старых версий продукции, и до какого срока (Windows XP и др., старые версии Microsoft Office etc.)?
Windows XP SP3 будет поддерживаться до 2014 года, но новые продукты под эту ОС мы уже не разрабатываем. Это была отличнейшая система для своего времени ― 10 лет назад, ― но сегодня она уже устарела. То же касается Office 2003. Мы рекомендуем пользоваться новейшими версиями ― они не только предлагают несравненно более широкую функциональность, но и обладают более высокой степенью защиты. По той же причине мы рекомендуем всем частным пользователям не выключать опцию автоматических обновлений ― это фундамент безопасности компьютера и хранящихся на нем данных.
В каком направлении компания Microsoft ведет свои новые разработки ― и как представляет себе ПО будущего (голосовое управление, виртуальная (совмещенная) реальность и т.п.)?
У Microsoft есть четкое видение того, куда двигаются технологии, и уже сегодня мы реализуем вещи, которые еще вчера казались фантастикой. Например, Kinect ― устройство, которое позволяет человеку взаимодействовать с игровой приставкой или компьютером без помощи мышки, клавиатуры или другого контролера, а используя лишь жесты и голос. Этот прорывной продукт вобрал в себя различные инновационные решения, которые мы разрабатывали на протяжении 15 лет ― распознавание речи и мимики, пространственная ориентация, социальные вычисления и многое другое. Например, естественный пользовательский интерфейс (голос, речь, жесты, осязание) уже сегодня делает первые шаги и начинает активно использоваться в компьютерах и телефонах, но уже через несколько лет он будет основным способом взаимодействия человека и машины. В свою очередь, это откроет невиданные новые возможности для работы, общения и развлечений. Будущее ― это не то, куда мы идем, а то, что мы творим.