ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




МИФЫ ОБОРОНЫ ОДЕССЫ: «НА ИСПУГ» ПРОТИВ R-35 ИЛИ СКОЛЬКО ТАНКОВ БЫЛО У ПРИМОРСКОЙ АРМИИ
13:25 / 25.10.2018
МИФЫ ОБОРОНЫ ОДЕССЫ

На тему о применении танков в битве за Одессу в 1941 году написано немало. Здесь есть все – и легенды советской пропаганды и разоблачения этих мифов. Можно даже сказать, что стремление развенчать прежний миф, о том, что полчищам грозных немецких и румынских танков противостояли танки «НИ» породило новый миф – о том, что танков в Приморской армии было чуть ли не завались, со стороны румын были только танки времен первой мировой. Истина, как и положено, посередине.

Во всяком случае, есть смысл с привлечением новых, в том числе румынских документов ответить на вопрос, почему, обладая изначально многократным превосходством в танках, к концу битвы за Одессу румынская армия фактически решала задачи силами одной пехоты. Тем более, что румынские документы дают нам такую возможность.

К моменту вступления в войну с СССР румынская армия располагала двумя танковыми полками и танковыми разведывательными эскадронами, находившимся в составе кавалерийских дивизий. Материальная часть включала 35 танкеток R-1 и 126 легких танков R-2 (LT-35), закупленных в Чехословакии (до оккупации этой страны Германией), 75 французских R-35 (41 закуплен во Франции, 31 – бывшие польские, интернированные в 1939 г.) и 60 — 75 — старых «Рено» FT-17. В 1940 г. 1-й танковый полк, укомплектованный танками R-2 был объединен с 3-м и 4-м полками «вынэторь» четырьмя моторизованными батальонами и 1-м моторизованным полком в 1-ю бронетанковую дивизию.

Всего румынская армия имела 480 бронированных транспортных средств. В это число входили и транспортеры «Малакса», как закупленные во Франции (как «Рено» UE), так и собранные по лицензии на местных заводах. Единственным танком румынской армии, отвечавшим условиям современного боя был R-2 (относился к тому же классу боевых машин, что и советский танк Т-26), которым был вооружен 1-й танковый полк. 2-й танковый полк был вооружен R-35 (Renault) (тихоходный легкий танк). И тот и другой были вооружены 37-мм пушкой. В июне 1939 г. танк R-35 прошел испытания. В информационной записке, подготовленной по итогам данных испытаний, говорилось:

«а) Боевая машина R35 в ходе испытаний в условиях движения по равнинной и горной местности оценена неудовлетворительно.

в) Неудовлетворительная оценка обусловлена:

- Частыми неисправностями и преждевременным износом резиновой оболочки поддерживающих катков.

- Поломками ленточных тормозов механизмов поворота.

- Охлаждение двигателя непригодно для использования в летних условиях нашей страны. При температуре воздуха около 26 градусов Цельсия, даже при движении по равнине или пологим склонам двигатель достигает температуры кипения».

Учебный танковый батальон, находившийся в период боев под Одессой в Румынии, где нес охрану стратегических объектов (в частности, месторождений в Плоешть) имел на вооружении танки времен Первой мировой — Renault FT.

После битвы под Карпово 18 августа 1941 г., которая закончилась для 1-й бронетанковой дивизии катастрофой, ее бывший командующий генерал Иоан Сион пишет пояснительную записку на имя генерала Иона Антонеску, в которой описывает как собственные мытарства, так и состояние в котором пребывала сама дивизия накануне войны. Предоставим слово румынскому генералу:

«16 мая 1941 года я был назначен заместителем командира 1-ой бронетанковой дивизии.

Должность Командира занимал Господин Генерал Стоенеску Н. (Stoenescu N), который, в связи с исполнением обязанностей министра финансов, постоянно отсутствовал.

На тот момент 1-я бронетанковая дивизия имела в своем составе:

- 1-й полк боевых машин на танках R-2; из которых около 85 в строю, остальные – до 115 единиц находятся в Плоештах на ремонте, 10 танков – в Резиденции Совета Министров и четыре танка — в Учебном Центре Мотомеханизированных подразделений.

Все 85 танков находящихся в строю превысили установленные лимиты эксплуатации (около 5000 километров) и нуждаются в направлении в специализированные мастерские для всестороннего осмотра и обслуживания.

- 2-й танковый полк в полном составе находится в Бухаресте в постоянной готовности к противодействию легионерам.

- 3-й и 4-й стрелковые полки находятся в Тырговиште, имея каждый в своем составе по два стрелковых батальона, однако техникой каждый батальон укомплектован не более чем на 70%.

- 1-й артиллерийский полк из трех дивизионов (два гаубичных и один дальнобойных орудий) располагает транспортной техникой только для части орудий.

- Одна зенитная рота сформированная недавно в Плоештах оснащена вооружением и частично транспортной техникой.

— Материальная часть противотанковой роты без транспорта и вне процесса боевой подготовки.

Прочих частей и подразделений, которые должны входить в состав Дивизии попросту не существует, а именно:

- саперного батальона с мостостроительным отрядом;

- роты связи;

- группы разведки с:

- управлением группы;

- двумя мотоциклетными ротами;

- мобильной ротой;

- противотанковым подразделением;

- транспортным парком.

- взводов регулирования дорожного движения (в дивизии и в полках);

- служб обеспечения: топливом, боеприпасами, запасными частями, продовольствием, медицинской помощью, автосанитарной, технического обслуживания, ремонтной и т.д.

- Ни одна из частей дивизии не располагает материалами и транспортной техникой для формирования маршевых колонн, в том числе транспортом для подвоза боеприпасов и продовольствия в полках, батальонах (дивизионах), ротах (батареях).

- Мотоциклы, в количестве около 800 единиц, которые при отмобилизовании, должны были быть предоставлены частям Дивизии найдены не были, поступило всего около 100 единиц, большей частью – без покрышек, некоторые сильно изношены и даже – в нерабочем состоянии.

- Отсутствуют около 800 покрышек для колес автомобилей состоящих на оснащении частей дивизии, запасных же шин нет ни на одном автомобиле или мотоцикле;

- Полностью отсутствует ремонтная база частей и подразделений (полков, батальонов, дивизионов);

- Полностью отсутствует специальный технический персонал, способный производить обслуживание, контроль и мелкий ремонт техники.

- Полностью отсутствуют мастера-специалисты по двигателям, электрике и т.д.; на все части дивизии в наличии всего 3-4 мастера подготовка которых – недостаточна.

- Водителей специализированных военных автомобилей (Татра, Шкода) в наличие только около 25% от необходимого количества.

- Подготовленных мотоциклистов только 10%.

- Совершенно отсутствуют аппараты радиосвязи.

- Бортовая радиоаппаратура боевых машин – в нерабочем состоянии.

- Обеспеченность комплектующими – низкая.

- Подготовленность личного состава, особенно специалистов очень низкая, по причине того, что до последнего времени техника для обучения выделялась в крайне низком количестве (всего по нескольку танков, единиц автотракторной техники или мотоциклов на полк), также мало выделялось горюче-смазочных материалов.

- Специалисты: связисты, саперы, понтонеры, механики, телефонисты и радисты отсутствуют.

- Отсутствует до 80% материальной части, входящей в комплект специальных машин: ящики для транспортировки боеприпасов, минометы, топливные бочки и канистры, саперное оснащение и т.д..

- Полностью отсутствует материальная база понтонной техники и транпсортные средства для ее перевозки.

- Отсутствуют тактические наставления, а частично и технические.

Результатом титанических усилий, которые в течение месяца, днем и ночью прилагали нижеподписавшийся, совместно со Штабом Дивизии, Командирами частей, офицерами германской военной миссии, и при постоянной поддержке Господина Генерала Иоанициу (GeneralIoaniţiu) – Начальника Главного Штаба, — стала возможность совершения марша в район боевых действий румынской бронетанковой дивизией, в которой, на момент выхода, все-таки оставались значительные недостатки количественные и качественные.

В частности:

- около 80% мобилизованных водителей не знакомы со специализированными военными машинами;

- около 90% мотоциклистов проходили подготовку всего 10 – 15 дней;

- отсутствует примерно 70% от необходимого количества радиостанций;

- полностью отсутствуют запасные резиновые покрышки, а около 30% колесных пар (на транспортных средствах у которых предусмотрены сдвоенные колеса) имеют только одну покрышку;

- отсутствует до 80%, предусмотренных боевым расчетом, командирских машин (мотоциклов);

- вследствие отсутствия транспортных средств, водителей и мотоциклистов не смогли перейти к маршу:

— одна противотанковая рота;

— мотоциклетная рота из состава группы разведки;

— до 75% подразделений связи;

— мостостроительный отряд;

— саперная рота;

— часть служб;

— ремонтные мастерские (в основном из-за отсутствия личного состава: техников и ремонтников)».

Обратим внимание на последний фактор: дивизия начала боевые действия без ремонтных мастерских. Это в компьютерных играх танчики не ломаются, имеют практически неисчерпаемый запас хода и гибнут только в результате попадания вражеского снаряда, да и то не одного. А в жизни все гораздо банальнее. Тем более, как мы видим, румынские танки превысили установление лимиты эксплуатации. Поэтому неудивительно, что в первые полтора месяца войны 1-я румынская бронетанковая дивизия потеряла лишь 10% танков в бою, а 50% вышли из строя из-за поломок, вызванных износом, перегрузками, плохими дорогами. Многие машины удалось вернуть в строй в Кишиневе, где были организованы ремонтные мастерские. Но даже после этого из 105 танков R-2 в бой готовы были вступить только 70. Прибавим к этому еще 44 танка R-35 из 2-го танкового полка, которые временно вернули в состав дивизии.

Вскоре после начала наступления на Одессу 1-ю бронетанковую начинают преследовать неудачи. Вначале из дивизии изъяли 2-й танковый полк и передали 3-му корпусу (вел наступление вдоль железнодорожной линии Раздельная-Одесса), затем попытались забрать пехотный батальон в 1-ю кавалерийскую дивизию. И хотя пехотный батальон удалось отстоять, в распоряжение командующего 1-й кавдивизией Марина Манафу была передана рота танков (10 единиц из которых вскоре было потеряно 7) и дивизион 105-мм пушек. В итоге 1-ю бронетанковую дивизию, которая должна была стать «броневым кулаком» наступающей 4-й армии растащили по частям, чем существенно снизили ее боеспособность.

С 17 августа дивизия перешла в оперативное подчинение 11-ой пехотной дивизии, с тем, чтобы на следующий день — 18 августа перейти в наступление на населенный пункт Карпово. В соответствии с утвержденным планом, утром 18 августа 1941 года, 1-ый танковый полк перешел в наступление совместно с 11-ой пехотной дивизией. Вскоре после начала боя погиб командир 1-го батальона майор ГеоргеСпиреску, он руководил боем, высунувшись из люка танка (еще раз к вопросу о техническом совершенстве румынской армией). Итогом боя стала потеря 32 машин, 13 погибших и 39 раненых Причиной этой кровавой развязки, по оценкам румынских историков, стало отсутствие должной координации между танковыми и пехотными подразделениями. Можно добавить, что немалую роль сыграло и эффективное управление советской артиллерией.

После боя под Карпово 1-я бронетанковая дивизия больше не действовала как самостоятельное соединение. По состоянию на 20 августа под командованием полковника Ефтимиу действовал моторизованный отряд (группа), который месяц спустя был переименован в штурмовой. 31 августа 1941 года это подразделение поступило в распоряжение 7-ой кавалерийской бригады.

В условиях возобновления штурма Одессы начиная с 15 сентября, Моторизованный отряд действовал в районе населенных пунктов: Маяки, Фриденталь. За два месяца до эвакуации Одессы, согласно рапорту, направленному командиром дивизии в Штаб-квартиру, только 23 из 134 танков находились в работоспособном состоянии, остальные требовали капитального ремонта.

И вот здесь впору вспомнить об отсутствии в 1-й бронетанковой дивизии ремонтных мастерских.

А вот у защитников Одессы ремонтная база была. Что и позволило уже к 6 августа из поврежденных танков, обнаруженных в эшелонах, которые не успели прорваться из Одессы, собрать первые шесть машин БТ-7. И в дальнейшем потери восполнялись за счет ремонта. Так, один из эшелонов с подбитой техникой был захвачен в результате налета на станцию Карпово. В рейде приняли участие бронепоезд №21 под командованием лейтенанта Кирпина и танковый взвод под командованием политрука И. Кривули.

В результате к 15 августа в Приморской армии было уже 10 исправных танков, и еще 10 готовились к выходу из ремонта. К 3 сентября 1941 г. количество отремонтированных танков позволило командованию Приморской армии сформировать танковый батальон, которым командовал старший лейтенант Н. И. Юдин. В составе батальона насчитывалось 39 боевых машин БТ-7, Т-26, Т-20, бронеавтомобили БА-10, БА-20 и 18 одесских танков «НИ» (в целом 57 боевых единиц).

В сведениях о боевом составе танковых войск Приморской армии по состоянию на 1 октября 1941 г. в составе отдельного танкового батальона числится 31 бронеавтомобиль, 13 БТ, 4 Т-26, 9 XT (химических танков, так называли в то время огнеметные танки) и 1 Т-37, а на 10 октября — 10 БТ, 2 Т-26, 9 XT, 31 бронеавтомобиль. При этом танки «НИ» не учитываются.

Всего за период обороны было отремонтировано и поставлено в строй 42 танка, причем некоторые поступали в ремонт по несколько раз.

В этом и кроется секрет. Из-за банального отсутствия ремонтной базы в румынской армии относительно незначительная поломка или повреждение превращало румынский танк в бесполезную груду металла, в то время, как советский танк, получив незначительное повреждение, после ремонта возвращался в строй. У Приморской армии благодаря наличию ремонтной базы была выше оборачиваемость техники, что давало серьезные преимущества.

Кроме того, танки прибывали и с большой земли. Вместе с 157-й стрелковой дивизией в сентябре 1941 г. Одессу прибыло и танковое пополнение – 15 танков.

Упоминавшаяся ранее докладная записка, подготовленная 2-м (разведывательным) управлением румынской 4-й армииговоритследующее: «Как во время боевых действий в Бессарабии, так и во время боевых действий в Транснистрии, советские войска использовали боевые машины (по-румынски caredelupta), в основном небольшими подразделениями, до батальона максимум (20 — 30 машин). Единственный случай массированного применения бронеавтомобилей отмечен во время контратаки на румынские части 157-й и 25-й дивизий в районе н.п. Дальник 2 и 3 октября, когда было задействовано 42 бронированных машины на фронте до 4-х километров. Во время остальных контратак противник применял небольшие группы боевых машин 3 — 5, 8 — 16 единиц. Контратаки боевых машин, как правило, отбивались нашей пехотой при помощи противотанкового вооружения. В большинстве случаев, контратакующие группы боевых машин рассеивались огнем нашей артиллерии. При ведении огня прямой наводкой было подбито большое количество вражеских боевых машин.

В основном, советские войска использовали боевые машины не как средство прорыва нашего фронта. А как средство поддержки действий стрелковых частей. Причем, вес бронированных машин не превышал 20 тонн. На Одесском фронте отмечены случаи использования советскими войсками блиндированных тракторов, вооруженных пулеметами и огнеметами. Блиндирование тракторов проводилось на Одесских заводах».

Из Одессы были эвакуированы 14 танков и 16 бронемашин, а бронетрактора «НИ» были оставлены в городе, некоторые из них использовались румынами в качестве учебных машин.

Если верить советским источникам, то только летчики авиации Черноморского флота уничтожили под Одессой 168 танков противника (в некоторых сводках есть данные, что в ходе налета советские летчики уничтожали по 30 машин за раз (!), что является откровенной ложью. Столь же неправдоподобными выглядят и потери от огня наземных частей. В одной из книжек красочно расписывался бой советского бронепоезда с танками противника, по итогам которого на поле остались пылать 20 (!) танков). Если еще добавить цифру в 35 танков, подбитых наземными частями, то в общей сложности получается, что советские войска уничтожили (и не раз) все румынские боевые машины.

По румынским источникам потери выглядят гораздо скромнее: в целом за период боев в Бессарабии и под Одессой 1-я румынская бронетанковая дивизия потеряла 162 человека погибшими, 575 раненными, 43 – пропавшими без вести, а также 86 танков поломанными и уничтоженными, причем безвозвратные потери в бронетехнике были гораздо скромнее.

Есть точный отчет, датированный 17 октября о потерях 2-го танкового полка, на вооружении которого находились французские танки R-35:

«В настоящее время вооружение полка находится в следующем состоянии:

- 11 танков R-35 — с пробитием брони и сгоревшие,

- 11 танков R-35 — только с пробитием брони,

- 53 танка R-35 — нуждаются в обширном ремонте вследствие функционального износа».

Красноречивый факт. Как тут не вспомнить вновь о ремонтных мастерских.

Артем Филипенко


Коментарі

Немає коментарів
Контрольний код: *
 
 
введіть, будь ласка, літери, які ви бачите зліва
Ваше ім'я: *   Ваш e-mail:
Коментар: *
Пошук:
розширений

Микола Саранча
Роль міді та марганцю для озимої пшениці
У сучасному сільському господарстві все більшу роль для отримання щедрих та якісних врожаїв озимої пшениці відіграють мікроелементи, зокрема мідь та марганець. Вони мають вагомий вплив на проходження фізіологічних процесів під час росту та розвитку рослин та формування врожаю. Значення мікроелементів для сільськогосподарських рослин зросло із підвищенням врожайності, яку стимулюють, застосовуючи NPK добрива. Проте забезпечення мікроелементами з ґрунту не завжди задовольняє потребу рослин, що і призводить до прояву дефіциту.

Шоста Велика Одеська Бібліоніч надихала любити, читати, творити, радіти талантам і донатити
Вже шостий рік поспіль чимало одеситів 14 лютого відмічають в Одеській національній науковій бібліотеці як подвійне свято: День святого Валентина і Міжнародний День книгодарування, бо добре знаються на тому, як книга, слово і кохання доповнюють і наповнюють одне одного.

Останні новини:
21:59 24.02.2024
19:35 24.02.2024
15:47 24.02.2024
14:54 24.02.2024
12:12 24.02.2024


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.013