ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




ВЕК УЧИСЬ…
09:45 / 13.09.2016
1209

Прозвенел первый звонок в школах и вузах. Начались занятия, лекции, семинары… Жизнь вновь пошла по некоему заданному циклу. Рутина образовательного процесса поневоле отодвинула на задний план острые вопросы отрасли. А ведь перед образованием сегодня стоят вызовы, по своему значению сравнимые с геополитическими. Поскольку именно от развития этой отрасли зависит будущее страны.

Мне уже доводилось писать о том, что сегодня отечественная система образования испытывает конкуренцию со стороны европейских вузов. Глобализация делает свое дело, и вполне прогнозируемо, что в обозримой перспективе все больший процент молодых украинцев будет стремиться получить образование за рубежом.

Наряду с этим действуют и другие факторы.

Во-первых, демография. Увеличение продолжительности жизни, уменьшение рождаемости, неизбежная в этих условиях реформа пенсионной системы, одним из направлений которой, увы, неизбежно станет увеличение возраста выхода на пенсию. И соответственно, встанет вопрос трудоустройства тех, кому за 50 и 60. Уже сейчас бьют в набат по поводу так называемого «эйджизма», когда компании вводят ограничения по возрасту. В объявлениях очень часто можно встретить такой пункт «до 30 лет», «до 35 лет». В основе такой политики не только стремление компаний использовать по максимуму потенциал (в том числе и физический) молодежи, но и определенные опасения, что уровень подготовки людей старшего возраста не будет соответствовать выдвигаемым требованиям. Ведь жизненный и профессиональный опыт не может заменить, к примеру, навыки в работе с компьютером. Как результат, люди предпенсионного или пенсионного возраста обречены в нынешних условиях заполнять нишу неквалифицированного труда.

Во-вторых, изменились требования к качеству знаний. С развитием интернета сегодня значительно расширились объемы доступной информации, а кроме того, меньше тратится времени на доступ к ней (к примеру, во многих случаях, нет потребности идти в библиотеку для того, чтобы найти нужную цитату, проверить верность формулы и т.д.). Важно не столько хранить в голове значительные объемы информации, сколько обладать навыками к освоению новых знаний, своеобразной «гибкостью ума», способности к восприятию нового. Подсчитано, что ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% профессиональных знаний. Ежегодно!

Достаточно вспомнить о тех изменениях, которые за последние 25 лет произошли в нашей жизни благодаря новым технологиям. В июне нынешнего года скончался футуролог Элвин Тоффлер, который еще еще в 1970 году ввел термин «шок будущего». Темп изменений в технологиях, в социальном строе, в политике, в мироустройстве сегодня настолько интенсивен, что среднестатистический житель Земли не готов к его восприятию. Мы можем столкнуться с ситуацией, когда уже к 30-40 годам полученные человеком знания и навыки буду безнадежно устаревать.

В-третьих, наряду с материальными ресурсами все большее значение в приросте национального богатства начинает играть человеческий капитал. Это та самая избитая фраза о том, что «наше главное богатство — люди». В экономически развитых странах, таких как Германия, США, Япония, удельный вес человеческого капитала составляет до 80% национального богатства. И естественно, что одним из важнейших условий для, так бы сказать, накопления и успешного использования капитала является образование.

В-четвертых, следует признать, что сегодня происходят серьезные изменения в экономике Украины, вызванные как внешними факторами (включением национального хозяйства в международную систему разделения труда), так и внутренними. Фактически за последние годы произошла деиндустриализация Украины. В силу разных причин… Неконкурентоспособности продукции, жадности олигархов, потери рынков… Теперь еще и война. Но процесс идет… Вместе с тем возникают новые отрасли, которые требуют новых специалистов. Готова ли сегодня отечественная система образования обеспечить потребности экономики качественными специалистами?

Примечательно, что на Западе уже давно осознали необходимость трансформации образовательной сферы. В марте 2000 года на Лиссабонском саммите Совета Европы был принят «Меморандум образования на протяжении жизни», в котором подчеркивается, что беспрерывное образование должно стать главной политической программой гражданского общества, социального единства и занятости.

Одним из направлений, к примеру, является развитие дистанционного обучения, которое у нас только делает первые шаги. Так, в обзоре Глобального рынка электронного обучения (2014-2022), опубликованного в сентябре 2015 года, указывалось, что рынок дистанционного обучения составил более 165 миллиардов долларов в 2014 году. По прогнозам он будет возрастать ежегодно на 5,08% и достигнет цифры в 243,8 млрд. долларов к 2022 году. Можно только предположить, сколь мизерную часть в этом глобальном рынке составляет рынок дистанционного образования Украины.

Очевидно, что уже сейчас нам необходимо уделить должное внимание развитию инфраструктуры, подготовке программ и законодательному обеспечению образования на протяжении жизни. Да, это сложно делать в условиях экономического кризиса и войны. Возможно, для этого стоит привлечь международную техническую помощь, шире использовать возможности гражданского общества, экспертного сообщества. И самое главное — не стоит ждать от этих мер сиюминутного эффекта. Чаще всего они рассчитаны на далекую перспективу и эффект от их внедрения проявится только через десятилетие. Затягивать нельзя. Каждый последующий год равен по значению пяти предыдущим. Это пропорция, которую вывел Билл Гейтс. И с этой пропорцией мы пока отстаём.

Сергей Гриневецкий


Коментарі

Немає коментарів
Контрольний код: *
 
 
введіть, будь ласка, літери, які ви бачите зліва
Ваше ім'я: *   Ваш e-mail:
Коментар: *
Пошук:
розширений

Микола Саранча
Роль міді та марганцю для озимої пшениці
У сучасному сільському господарстві все більшу роль для отримання щедрих та якісних врожаїв озимої пшениці відіграють мікроелементи, зокрема мідь та марганець. Вони мають вагомий вплив на проходження фізіологічних процесів під час росту та розвитку рослин та формування врожаю. Значення мікроелементів для сільськогосподарських рослин зросло із підвищенням врожайності, яку стимулюють, застосовуючи NPK добрива. Проте забезпечення мікроелементами з ґрунту не завжди задовольняє потребу рослин, що і призводить до прояву дефіциту.

Шоста Велика Одеська Бібліоніч надихала любити, читати, творити, радіти талантам і донатити
Вже шостий рік поспіль чимало одеситів 14 лютого відмічають в Одеській національній науковій бібліотеці як подвійне свято: День святого Валентина і Міжнародний День книгодарування, бо добре знаються на тому, як книга, слово і кохання доповнюють і наповнюють одне одного.

Останні новини:
21:59 24.02.2024
19:35 24.02.2024
15:47 24.02.2024
14:54 24.02.2024
12:12 24.02.2024


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.013