ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




5 шагов для вывода портов из инвестиционного тупика
14:52 / 05.10.2016
05-10-2016

Каждый инвестор предпочитает вкладывать средства в стабильную и предсказуемую систему. К сожалению, ситуацию в портовой отрасли таковой не назовёшь по следующим причинам.

Во-первых, до сих пор отсутствует четкая юридически оформленная государственная позиция о будущем государственной портовой инфраструктуры. Мы являемся свидетелями того, что уже несколько лет высшие органы государственной власти не могут принять консолидированного решения о будущем отрасли.

С одной стороны, КМУ уже не первый год вносит государственных стивидоров в список объектов приватизации в текущем году. С другой стороны Верховная Рада не принимает решения о старте приватизации. В это же время ряд министерств заявляют, что наряду с приватизацией приоритетной формой будет концессия, причём уже вот-вот... Только опять ни одного реального проекта не продвигается, и понятного пошагового алгоритма данной процедуры для инвестора не существует.

Попытки Мининфраструктуры с привлечением ведущих финансовых институций отработать несколько пилотных проектов можно приветствовать. Только где гарантия, что эти наработки потом поддержат другие органы власти, такие как Фонд госимущества, Минэкономразвития, Минфин, не говоря уже о Верховной Раде. А без их поддержки, к сожалению, эта работа — просто потеря времени. С 2014 года в Мининфрастуктуры лежит проект закона о концессии в морских портах, который базируется на передовом европейском опыте, однако он так и не рассмотрен на серьезном государственном уровне.

Применительно к единственной, де-факто работающей форме ГЧП — аренде, периодически звучат лозунги со стороны отдельных представителей власти, как законодательной, так и исполнительной о её, якобы, неэффективности.

Доказательств неэффективности, при этом, не приводится. Более того, зачастую бизнес слышит безответственные тезисы о недопустимости передачи государственных стивидоров частным операторам, так как это приведёт к потерям для госбюджета, сокращению рабочих мест и т.д.

Я бы рекомендовал авторам этих заявлений изучить показатели деятельности некогда высокорентабельных государственных стивидоров, работающих самостоятельно (ГП «МТП «Южный», ГП «МТП «Черноморск») в августе и сентябре 2016 года и сравнить их с деятельностью государственных стивидоров, работающих с привлечением частных операторов-инвесторов. А главное — сравнить совокупную эффективность такой деятельности для государственного бюджета. Следует, наконец, понять, что стивидорный рынок уже давно работает в режиме жесточайшей конкуренции в условиях низкого рынка, и непринятие решений о будущем государственных стивидоров будет иметь необратимые негативные последствия.

Во-вторых, любые реформы и решения продвигаются и реализуются людьми, ответственными за это. То есть, в первую очередь, руководителями. В настоящее время сложилась ситуация, когда десятью из тринадцати государственных стивидорных компаний руководят директора в статусе исполняющих обязанностей, то есть без контрактов. Такая же ситуация в ключевом для отрасли предприятии — ГП «АМПУ». Какую, пусть даже среднесрочную, перспективу сотрудничества могут предложить инвестору руководители в статусе «и. о.», не говоря о квалификации некоторых из них?

Не имея персональной ответственности за привлечение частных инвестиций и выполнения других показателей, работа исполняющих обязанностей директоров сводится к текущей операционной деятельности и не более...

Таким образом, в настоящее время, в сложившихся «инвестиционных» условиях де-факто работают лишь две модели частного инвестирования в развитие портовой инфраструктуры, а именно:

- частное инвестирование в государственную инфраструктуру на базе ранее заключённых договоров аренды;

- частное инвестирование в собственную инфраструктуру. Причем реализация проектов на базе объектов частной собственности, но с обязательным параллельным развитием государственной инфраструктуры (дноуглубление, строительство каналов и т.д.) несёт огромные риски для инвестора и делает реализацию таких проектов невыполнимыми в разумные сроки.

Безусловно вышеуказанные формы возможного инвестирования не позволяют полноценно реализовать имеющийся потенциал государственно-частного партнёрства в развитии портовой инфраструктуры, а главное делают неопределёнными перспективы государственных стивидорных компаний.

К сожалению, быстро изменить сложившуюся ситуацию непросто, хотя все ещё возможно. Для этого, на мой взгляд, необходимо предпринять следующие шаги:

- законодательной и исполнительной ветвям власти безотлагательно юридически определить и закрепить соответствующими решениями все возможные формы инвестирования в государственную портовую инфраструктуру. На мой взгляд, должны быть немедленно запущены процессы приватизации и концессии, а также аренды в зависимости от показателей того или иного проекта;

- максимально сосредоточить полномочия по реализации проектов ГЧП в руках одного или максимум двух органов власти. По моему убеждению, все вопросы должны решаться на уровне Фонда госимущества с привлечением одного отраслевого министерства. Практика арендных отношений показала, что при правильно прописанных процедурах это работает прозрачно и понятно инвестору;

- утвердить, наконец, порядок компенсации частных инвестиций в стратегические объекты портовой инфраструктуры, разработанный Мининфраструктуры ещё в 2013 году. Наличие этого порядка позволит частным инвесторам нивелировать риски от длительного согласования государственных инвестиций в дноуглубление и другие стратегические объекты. То есть инвестор, строящий терминал, сможет, например, самостоятельно произвести необходимые дноуглубительные работы и затем получить в виде компенсации часть портовых сборов;

- признать неэффективной существующую процедуру конкурсного отбора руководителей госкомпаний и пересмотреть её. На мой взгляд, все полномочия по выбору кандидата необходимо вернуть министерствам, дать право министру самостоятельно определять необходимость проведения конкурса в каждом конкретном случае. При заключении контракта, срок которого должен быть не менее трёх (а лучше пяти) лет, ограничиться согласованием председателя соответствующей местной госадминистрации. Такой подход позволит в течение нескольких недель получить руководителей с многолетними контрактами во всех госкомпаниям. Причём основным критерием эффективности должно быть определено именно привлечение частных инвестиций и обновление основных фондов, с жесткой ответственностью за невыполнение;

- пересмотреть в сторону упрощения разрешительную процедуру строительства и развития стратегических объектов портовой инфраструктуры, в первую очередь на землях водного фонда. Насколько мне известно, проекты соответствующих изменений в законодательство также подготовлены и находятся в Мининфраструктуры. Это позволит в несколько раз сократить сроки сдачи объектов в эксплуатацию.

Без реализации вышеуказанных мероприятий мы будем наблюдать дальнейшее старение государственной портовой инфраструктуры с одновременным снижением инвестиционного интереса в её обновление со стороны потенциальных частных партнёров.

Юрий Васьков,

экс-заместитель министра инфраструктуры


Коментарі

Немає коментарів
Контрольний код: *
 
 
введіть, будь ласка, літери, які ви бачите зліва
Ваше ім'я: *   Ваш e-mail:
Коментар: *
Пошук:
розширений

Микола Саранча
Роль міді та марганцю для озимої пшениці
У сучасному сільському господарстві все більшу роль для отримання щедрих та якісних врожаїв озимої пшениці відіграють мікроелементи, зокрема мідь та марганець. Вони мають вагомий вплив на проходження фізіологічних процесів під час росту та розвитку рослин та формування врожаю. Значення мікроелементів для сільськогосподарських рослин зросло із підвищенням врожайності, яку стимулюють, застосовуючи NPK добрива. Проте забезпечення мікроелементами з ґрунту не завжди задовольняє потребу рослин, що і призводить до прояву дефіциту.

Шоста Велика Одеська Бібліоніч надихала любити, читати, творити, радіти талантам і донатити
Вже шостий рік поспіль чимало одеситів 14 лютого відмічають в Одеській національній науковій бібліотеці як подвійне свято: День святого Валентина і Міжнародний День книгодарування, бо добре знаються на тому, як книга, слово і кохання доповнюють і наповнюють одне одного.

Останні новини:
11:19 25.02.2024
11:05 25.02.2024
10:58 25.02.2024
21:59 24.02.2024
19:35 24.02.2024


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.020